Цели, задачи и методы финансового анализа предприятия

Целью любого анализа, в том числе и финансового, заключается в снижении неопределенности относительно будущей перспективы развития предприятия.

Пользователями финансового анализа являются различные участники финансовых процессов, которых можно классифицировать на две группы:

  • Группа внутренних пользователей – руководители предприятий, которые используют финансовый анализ для прогнозирования и оценки состояния своего бизнеса и принятия управленческих решений в сфере финансовой политики.
  • Группа внешних пользователей – инвесторы, кредиторы, партнеры по бизнесу, поставщики продукции. Для данных пользователей финансовый анализ позволяет получить информацию о состоянии надежности предприятия, степени его устойчивости и перспективности взаимодействия с данным предприятием.

Помимо пользователей финансового анализа выделяют внешний и внутренний финансовый анализ.

Внешний финансовый анализ использует открытую информацию по предприятию и использует, как правило, признанные (нормализированные) методики анализа и оценки состояния предприятия. Данные методы ориентированы на проведения сравнительного анализа показателей предприятия с показателями альтернативных предприятий. Целью данных методов является осуществление выбора наилучшего предприятия среди аналогичных по заданным критериям.

Внутренний финансовый анализ использует большее количество различной информации о предприятии. Помимо бухгалтерской отчетности используются также другие нормативные документы, отчеты, планы и другие внутренние документы. Целью внутреннего финансового анализа является выявление внутренних факторов и причин влияющих на состояние предприятия. Методики, используемые во внутреннем финансовом анализе, могут быть любыми.

Финансовый анализ позволяет решать следующие задачи:

  • Оценить и спрогнозировать изменения финансового состояния предприятия;
  • Определить направления тенденций и динамику изменения финансового состояния;
  • Выделить ключевые факторы, определяющие финансовое состояние на различных уровнях управления предприятием;
  • Выявить резервы, с помощью которых можно улучшить финансовое состояние предприятия;
  • Выделить угрозы как внешние, так и внутренние для финансового состояния предприятия.

Основные направления финансового анализа, следующие:

  • Анализ структуры активов и пассивов предприятия;
  • Анализ кредитоспособности (платежеспособности) предприятия и способности расплачиваться по обязательствам;
  • Анализ ликвидности предприятия;
  • Анализ рентабельности предприятия, продукции, отдельных видов деятельности и подразделений;
  • Анализ эффективности и производительности труда персонала;
  • Анализ прибыльности деятельности и инвестиционной привлекательности для инвесторов.

Основные методы финансового анализа, можно выделить следующие:

  • Горизонтальный анализ – оценка финансовых коэффициентов с предыдущими значениями, с целью определения динамики и направлений их изменения;
  • Вертикальный анализ – изучение структуры основных финансовых коэффициентов для выделения причин изменения тех или иных коэффициентов;
  • Факторный анализ – анализ и изучение влияния отдельных факторов на финансовое состояние предприятия и на ключевые показатели, как правило, данный анализ используется при осуществлении внутреннего финансового анализа;
  • Сравнительный анализ – сопоставление показателей предприятий, отраслей, холдингов между собой, выделение предприятий лидеров, аутсайдеров. Сложность проведения данного анализа, заключается в отсутствии в России необходимой статистики.

Источники информации при проведении финансового анализа являются данные бухгалтерского и управленческого учета, данные о состоянии имущества предприятия и источниках его формирования (информация об активах и пассивах), информация о деятельности предприятия в исследуемом периоде. Также используется ряд дополнительной информации, позволяющей провести точный анализ предприятия: сведения об учетной политике предприятия, информация об износе основных средств, нематериальных активов,  количество персонала, доля просроченной кредиторской и дебиторской задолженности, объем проданной продукции.

Показатели финансового анализа
Коэффициенты и показатели финансового анализа можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. Показатели позволяют проанализировать количественную связь между процессами на предприятии и его финансовым состоянием и разработать комплекс соответствующую финансовую политику.
К абсолютным коэффициентам (показателям) относят – размер чистых активов предприятия,  объем продаж продукции, размер чистой прибыли, структуру денежных поступлений по видам деятельности, уставной капитал предприятия, валюта баланса, денежные потоки и др.
Относительные коэффициенты представлены различными группами:

  • Коэффициенты ликвидности;
  • Коэффициенты рентабельности (эффективность капитала в целом);
  • Коэффициенты оборачиваемости (деловой активности);
  • Коэффициенты финансовой устойчивости;
  • Коэффициенты прибыльности (основной деятельности предприятия);
  • Коэффициенты эффективности труда персонала.

Анализ коэффициентов, их динамики, чувствительности изменения, направления изменения позволяет оценить финансовое состояние любого предприятия.

Читайте более подробно: Задачи финансового анализа предприятия. Цели

Автор: к.э.н. Жданов И.Ю.

Оцените статью
Adblock
detector