Анализ стабильности коэффициентов в модели оценки риска банкротства предприятий авиационно-промышленного комплекса

С точки зрения синергетики предприятие, как правило, лишь метастабильно устойчиво; другими словами, любое равновесное состояние, в котором находится предприятие, на самом деле лишь квазистабильно (псевдостабильно). В соответствии с синергетическим подходом по-иному, чем в традиционной теории экономического цикла, трактуется стабильность.

«То, что предстает на первый взгляд как стационарное, стабильное, равновесное состояние, на самом деле лишь квазистабильность, локальные процессы в условиях нелинейной среды». Из этого следует, что предприятие в любой момент может перейти из метастабильного состояния в нестабильное, т.е. из устойчивого – в неустойчивое [2]. Другими словами, из состояния развития в состояние разрушения, т.е. состояние банкротства. Ни одна компания, даже в период роста, не может окончательно быть уверенной в своем будущем. В связи с этим проблема прогнозирования и оценки риска банкротства предприятий, в частности авиапредприятий, как стратегически важной отрасли, сегодня чрезвычайно актуальна в Российской Федерации. В настоящее время важен вопрос выбора моделей диагностики, позволяющих прогнозировать наступление банкротства авиапредприятия. Эти модели представляют интерес не только для менеджеров предприятия, но и для акционеров, кредиторов, поставщиков, а также для органов государственной власти.

В настоящее время в научно литературе представлено множество количественных методов оценки риска банкротства предприятий, так наиболее популярной из моделей, построенных с помощью множественного дискриминантного анализа (mda-модели), является пятифакторная модель Э. Альтмана (1968) [3], а с помощью логистической регрессии (logit-модели) модель Дж. Ольсона (1980) [4]. Для предприятий авиационно-промышленного комплекса разработана logit-модель Жданова В. (2011) [1], которая имеет вид:


Где: Р – вероятность банкротства предприятия,
Y – линейная комбинация независимых переменных,
Х1 – коэффициент рентабельности оборотных активов,
Х2 – коэффициент самофинансирования,
Х3 – коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов,
Х4 – коэффициент оборачиваемости активов,
Х5 – коэффициент текущей ликвидности.

При расчете риска банкротства предприятий авиационно-промышленного комплекса по данной модели мы получаем только вероятностную оценку возникновения риска банкротства, что не позволяет учесть различную степень влияния финансовых коэффициентов, входящих в logit-модель, на итоговую вероятность. По нашему мнению для контроля за интегральным риском банкротства предприятия авиационно-промышленного комплекса необходимо оценивать и управлять устойчивостью финансовых коэффициентов входящих в модель. Под устойчивостью финансового коэффициента в модели мы будем понимать относительное отклонение (изменчивость) от средней величины коэффициента в течение времени.

Для оценки устойчивости каждого коэффициента в, logit-модели предлагается использовать следующие коэффициент вариации (V), который показывает относительную изменчивость показателя. Коэффициент вариации является мерой относительной дисперсии, он учитывает величину риска, приходящегося на единицу ожидаемого или среднего значения соответствующего показателя.

V=σ/Xср

где V – коэффициент вариации, σ – стандартное отклонение, Хср – среднее арифметическое значение показателя.
Чем больше значение коэффициента вариации V, тем больше относительный риск показателя. Качественная оценка коэффициента волатильности представлена в таблице 1.

Таблица1. Качественная оценка значений коэффициента вариации

Значение коэффициента вариации, %

Качественная характеристика риска

До 33%

Низкий

33-50%

Средний

Больше 50%

Высокий

Для оценки и контроля за стабильностью финансовых коэффициентов предлагается создать «профиль стабильности коэффициентов риска». Алгоритм формирования «профиля стабильности коэффициентов риска» имеет следующий вид:

1-Расчет финансовых коэффициентов для предприятия авиационно-промышленного комплекса за определенный промежуток времени (за 5 лет)

коэффициент рентабельности оборотных активов (Х1)
коэффициент самофинансирования (Х2)
коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов (Х3)
коэффициент оборачиваемости активов (Х4)
коэффициент текущей ликвидности (Х5)

2 -Вычисление вероятности банкротства (Р) по logit-модели Жданова

Если вероятность банкротства P>50%, то для контроля над риском банкротства, в определении нестабильных финансовых коэффициентов строится «профиль стабильности коэффициентов риска», если P<50% анализ финансовых коэффициентов не производится, т.к. нет большого риска банкротства.

3- Расчет коэффициентов вариации (V) для каждого финансового коэффициента за 5 лет:

Vк.рент.об.акт. (V1)
Vк.самофин. (V2)
Vксмиа (V3)
Vк.обор.акт. (V4)
Vк.т.л. (V5)

4 – Построение профиля стабильности коэффициентов риска. Определение наиболее нестабильных финансовых коэффициентов, на основе сравнения с качественной шкалой оценки значений коэффициента вариации. Если коэффициент вариации больше 50%, т.е. определена высокая степень нестабильности и данный финансовый коэффициент необходимо контролировать.

Применим предлагаемый алгоритм для 5 предприятий авиационно-промышленного комплекса (код ОКВЭД 35.3 «производство летательных аппаратов, включая космические») ОАО АК «Рубин», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «Климов», ОАО «Омский завод гражданской авиации», ОАО «Смоленский авиационный завод».

Предприятия

Оценка риска банкротства по модели Жданова (%)

2005

2006

2007

2008

2009

ОАО АК РУБИН

73%

77%

70%

65%

58%

ОАО Казанский вертолетный завод

58%

70%

52%

58%

81%

ОАО Климов

59%

48%

47%

62%

37%

ОАО Омский завод гражданской авиации

69%

44%

15%

54%

52%

ОАО Смоленский авиационный завод

76%

65%

60%

73%

69%

Исходя из полученных оценок ОАО «Климов» в последнем периоде имел значение вероятности банкротства равное 37% ,что меньше 50%, таким образом, мы не будем рассчитывать для него профиль «стабильности коэффициентов риска».

Рассчитаем значение коэффициентов вариации для финансовых коэффициентов (Х1-Х5) в logit-модели за 5 лет (таблица 2).

Таблица 2 Коэффициент вариации предприятий авиационно-промышленного комплекса

Предприятия

Коэффициент вариации (V), %

 

V1

V2

V3

V4

V5

ОАО АК РУБИН

52%

30%

43%

11%

15%

ОАО Казанский вертолетный завод

102%

53%

51%

46%

27%

ОАО Омский завод гражданской авиации

98%

40%

24%

14%

17%

ОАО Смоленский авиационный завод

148%

34%

42%

43%

7%

Следующий этап состоит в определении наиболее неустойчивых финансовых коэффициентов на основании значений их коэффициента вариации. Если значение коэффициента вариации больше 50%, то это говорит о высокой степени нестабильности коэффициента и необходимости его контроля в целях снижения риска банкротства предприятия. Как видно из таблицы для ОАО АК «Рубин», ОАО «Омский завод гражданской авиации», ОАО «Смоленский авиационных завод» высокая степень нестабильности присутствует в коэффициенте рентабельности оборотных активов (Х1), для ОАО «Казанский вертолетный завод» нестабильно ведут себя коэффициенты рентабельности оборотных активов (Х1), коэффициент самофинансирования (Х2), коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов (Х3).

Визуально профиль стабильности коэффициентов риска представляет собой лепестковую диаграмму, на которой отчетливо заметны нарушения в стабильности финансовых коэффициентов деятельности предприятия. Пример такой диаграммы для ОАО «Казанский вертолетный завод» представлен на рисунке 1.

Рис.1. Профиль стабильности коэффициентов риска банкротства для предприятия ОАО «Казанский вертолетный завод»

Выводы
Использование предлагаемого инструментария оценки устойчивости коэффициентов риска банкротства расширит возможности применения logit-моделей в целях диагностировании риска банкротства. Это выявить причины риска банкротства предприятия и наметить пути его нейтрализации. Своевременная информация о нестабильности финансовых коэффициентов, позволит обеспечить качественное развитие авиапредприятий. Конечной целью оценки и управления риском банкротства предприятия должно стать обеспечение его финансовой стабильности.

Автор:
Жданов В.Ю.
аспирант кафедры «экономическая информатика» Московского авиационного института (национальный исследовательский университет)

Список использованной литературы
1. Жданов В.Ю., Афанасьева О.А. «Модель диагностики риска банкротства предприятий авиационно-промышленного комплекса» // Корпоративные финансы. – 2011. – №4. – С.77-89
2. Князева Е.Н. Основания синергетики / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. Спб.: Алетейя, 2002.
3. Altman, EI. “Financial Ratios, Discriminant Analysis and the Prediction of Corporate Bankruptcy”, Journal of Finance, 1968
4. Ohlson, JA. “Financial Ratios and the Probabilistic Prediction of Bankruptcy”, Journal of Accounting Research, 1980, vol. 19. – pp.109-131

Оцените статью
Adblock
detector