Внешнеэкономическая деятельность как неотъемлемая часть деятельности транспортно-логистической компании

Находясь в условиях жесткой конкуренции, любая российская компания, занимающаяся оказанием услуг, стремится найти ресурсы, которые помогут ей выдвинуться на первый план, стать лидером в своей области. Знание основ внешнеэкономической деятельности и умение применить его на практике — залог повышения статуса транспортно-логистической компании, т.к. ВЭД — это прежде всего осуществление экспортно-импортных операций, а транспортно-логистические компании не занимаются торговыми услугами. Таким образом, данный комплекс услуг является дополнительным видом деятельности подобных компаний.

 

Предстоящее вступление России в ВТО (Всемирную торговую организацию) открывает заманчивые перспективы. Осуществление внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — это неотъемлемая часть функционирования сегодняшнего транспортно-логистического рынка. Попытаемся определить, что подразумевается под понятием ВЭД.

Прежде всего, это грамотное и профессиональное с юридической точки зрения составление контрактов и внутренних соглашений. В данном случае контракты — соглашения сторон о поставке товара, имеющие юридическую силу и предоставляемые таможенным органам при осуществлении соответствующего оформления. Внутренние соглашения имеют дополнительный характер и оформляются по требованию иностранных партнеров для детализации перечня услуг. Такие соглашения, как правило, не имеют юридической силы, т.е. они не являются гарантом поставки. Сегодня многие экспедиторские компании готовы оказать клиенту помощь в согласовании пунктов контракта, детально объясняя иностранному партнеру ценность каждого условия.

ВЭД также подразумевает подготовку полного пакета документов, содержащего счет-фактуру, спецификацию, упаковочный лист и все необходимые документы таможенного оформления груза на территории РФ. Часто клиенты не хотят подготавливать документы такого рода или просто не знают, как они должны выглядеть, где и какие данные необходимо указывать. Кроме того, иногда возникает путаница относительно поставляемого товара. Он может не соответствовать заказу, сделанному клиентом, например, из-за того, что при переводе прайс-листа на другой язык произошли изменения в названии товаров. Клиент может отказаться от груза, но что делать, если его заказ срочный и от поставки в срок зависит работа целой организации. Таким образом, выбор будет сделан в вашу пользу, если вы сможете обеспечить доставку груза в срок и без ошибок.

Как уже упоминалось, ВЭД подразумевает также подготовку разрешительных документов для прохождения таможенного контроля: санитарноэпидемиологического сертификата, сертификата соответствия (ГОСТ РФ), разрешения Министерства связи и др. Набор необходимых документов зависит от особенностей товара и от мер нетарифного регулирования ввоза продукции. Стоит отметить, что не все знают, как получить разрешительный документ, какую информацию предоставить и куда обращаться в итоге. Компании, в пакет услуг которых входит данный функционал, могут получить документы в достаточно короткий срок, т.к. данный механизм у них уже отработан до мельчайших деталей.

Отметим еще один важный компонент ВЭД — осуществление финансовой деятельности. Проблему получения уже «очищенного» товара (находящегося в свободном обращении) на территории РФ без осуществления отдельных денежных переводов (за товар, перевозку и терминальную обработку груза, таможенные и транспортно-экспедиторские услуги) можно достаточно легко решить на профессиональном уровне. Не все компании занимаются ВЭД, многие не имеют необходимой регистрации и ведут торговую деятельность только на территории РФ, не привязывая себя к внешнеторговым договорам купли-продажи.

Таким образом, если проанализировать все вышесказанное относительно ВЭД, то становится понятно, что практически все транспортно-логистические компании осуществляют ее и стремятся не только расширить свое активное поле, но и улучшить качество оказываемых услуг. Если у вас нет опыта в этой области, то лучше обратиться к фирмам, занимающимся аутсорсингом ВЭД.

 

С чего начать?

Если вы планируете осуществление экспор-тных/импортных операций, то прежде всего обратите внимание на контракт — это единственный документ, защищающий ваши права. Любой внешнеторговый контракт должен содержать стандартный набор пунктов, прописанных в любом учебнике. Обратим особое внимание на те из них, которые в идеале обсуждаются еще на стадии переговоров.

1. Предмет контракта. Прежде всего, необходимо понимать, что ваш контракт будет представлен двум инстанциям:

■коммерческому банку, обслуживающему ваши операции;

■таможенным органам РФ при осуществлении соответствующего оформления груза.

В контракте можно указать наименование товара, его количество и стоимость. Если же вы не определились, что конкретно будете ввозить/вы-возить, то можете указать лишь сферу использования товара, например, «Продукция для химической промышленности». Такой вариант довольно часто используется, а контракт в этом случае носит название рамочного. Стоимость товара по рамочному договору обычно определяется калькуляцией всех его приложений, в которых указывается характеристика товара, его количество, стоимость, также могут быть прописаны сроки поставки.

2)Условия поставки: правила INCOTERMS 2000. Они носят рекомендательный характер, т.е. вы не обязаны следовать им, но на практике на эти правила всегда делается ссылка. Данное условие также оказывает влияние на расчет таможенной стоимости ввозимого/вывозимого товара. Важно, что правила INCOTERMS 2000 регулируют не переход права собственности на товар, а ответственность за порчу или утрату груза. Осуществление перехода права собственности на товар должно быть урегулировано отдельным пунктом контракта.

3)Стоимость товара. В контракте обязательно должна фигурировать данная величина как налогооблагаемая база с указанием условия поставки товара. Если контракт — рамочный, то необходимые сведения должны содержаться в приложениях. Следует обратить внимание на то, что валюта контракта и валюта платежа могут не совпадать. В этом случае сторонам следует оговорить данное условие в отдельном пункте.

4)Гарантия. В зависимости от характера груза данный пункт контракта может быть как чрезвычайно важным, так и наоборот. В основном он имеет значение для импортеров высокотехнологичного оборудования, запасных частей, оборудования для нефтехимической, горнодобывающей промышленности и цветной металлургии. Гарантия на поставляемое оборудование должна защищать интересы обеих сторон, поэтому обычно ее срок и четкая формулировка устанавливаются на стадии переговоров и вносятся в проформу контракта уже на начальной стадии обсуждения.

5)Санкции. На данный пункт следует обратить особое внимание, а именно: в суде какой страны будут проводиться слушания в случае возникновения разногласий между вами и вашим контрагентом. Если изначально не определить это в контракте, вступят в силу правила международного арбитража.

Необходимо обратить особое внимание на то, что контракт должен быть подписан обеими сторонами. Двуязычный документ подписывается каждой стороной в русском и иностранном варианте.

Также не стоит забывать о том, что в контракт можно вносить уточнения посредством дополнительных соглашений, причем последние должны быть правильно оформлены с юридической точки зрения, вступать в силу при подписании их обеими сторонами и предшествовать осуществлению операций, уточняющихся данным соглашением.

Таким образом, внешнеторговый контракт должен быть составлен так, чтобы защитить ваши интересы и не противоречить нормам российского и международного права. Особое внимание стоит уделить разработанным Международной торгово-промышленной палатой условиям поставки INCOTERMS 2000 и методам определения таможенной стоимости товара (Закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 ред. от 10.11.06 «О Таможенном тарифе, Федеральный закон РФ от 08.11.05 №144- ФЗ).

Взаимоотношения с отправителем груза

Если отправитель груза и его производитель являются одним и тем же юридическим лицом, то процесс согласования и составления контракта на поставку товара будет осуществляться аналогично вышеизложенному. В связи с упрощенной процедурой ВЭД за рубежом иностранные контрагенты, как правило, осуществляют свою деятельность на основании выставленных счетов-фактур и достаточно редко заключают между собой контракты на поставку продукции. Если груз отправляет посредник, вам следует оговорить:

■получение от производителя груза гарантий на поставку товара;

■правильность оформления сертификата происхождения и сертификата качества;

■получение копии экспортной декларации на товар, которая будет необходима в ходе таможенного оформления при ввозе товара на территорию РФ.

Если в процессе прямого контакта с производителем во время перевозки груза вы сможете решить данные вопросы, то посредник предоставит вам лишь окончательный вариант результатов переговоров. Подчеркиваем, что экспортная декларация предоставляется согласно условиям INCOTERMS 2000, за исключением EXW (франкозавод).

 

Таможенная стоимость товара

Ранее уже был сделан акцент на понятии таможенной стоимости товара и методов ее вычисления согласно таможенному законодательству РФ. Необходимо понимать, что любой из упомянутых методов может быть обоснован декларантом и таможенным брокером, осуществляющим процесс таможенного оформления. Согласно ст. 323, 363 ТК РФ таможенные органы вправе требовать любые документы, подтверждающие стоимость товара. Основное противоречие заключается в том, что таможенные органы должны выполнять контролирующую и фискальную функцию и исчислять таможенные платежи с реальной стоимости продукта в условиях российской действительности. Если в результате переговоров с производителем цена достигла чрезвычайно низкого уровня, вам придется документально подтвердить этот факт, причем таможенные органы отнесут вашу сделку в разряд демпинговых, т.е. будут рассматривать вопрос об исчислении таможенных платежей с полной суммы контракта. Часто цена товара сравнивается с внутренней российской стоимостью, т.к. таможенные органы не владеют базой данных всех импортеров той или иной страны в силу конфиденциальности информации. Таким образом, на практике получается замкнутый круг: каким бы ни был размер скидки, полученной вами в процессе покупки, пошлину государству вы должны заплатить с учетом среднего международного уровня цен.

Доказательством реальности стоимости является ряд документов, предоставляемых таможенным органам по требованию. При этом требование или уведомление должно иметь соответствующую форму и содержать не только ссылку на ст. 323, 363 ТК РФ, но и представлять детальное и подробное обоснование сути претензии. Несоблюдение норм также является нарушением (прежде всего со стороны уполномоченных органов) и может быть рассмотрено в судебном порядке в вашу пользу.

 

Проблемы в процессе

В сфере международных перевозок постоянно возникают проблемы, которые просто невозможно предугадать и которые затрагивают специфические аспекты ВЭД. Например, вы обращаетесь в экспедиторскую компанию и просите осуществить международную перевозку груза. Агент связывается с вашим отправителем и выясняет, что согласно составленному контракту вы забираете груз на условиях EXW (INCOTERMS 2000), т.е. оформляете груз в стране отправления. Проблема пустяковая, но с вашей стороны потребуется время для ее решения. Проще всего обратиться к представителям вашей логистической компании, которые могут:

■оформить экспортную декларацию (в том случае, если агент предоставляет услуги такого рода);

■оформить дополнение соглашения к вашему контракту, в котором будут оговорены или стоимость оформления, или любое другое условие поставки;

■провести экстренные переговоры с отправителем по вопросу оформления вывозимого товара на основании выставленного им счета-фактуры за услуги.

В любом из вышеперечисленных вариантов клиент получает решение данной проблемы быстро и качественно.

Еще одним наглядным примером проблем, возникающих в процессе доставки товара, является поставка на условиях DDP (INCOTERMS 2000). Многие иностранные компании, стремящиеся освоить российский рынок, заключают контракты на условиях оплаты расходов в полном объеме, связанных с доставкой груза и таможенным оформлением. Однако проблема заключается в том, что для российской таможни подобные условия поставки не характерны. В результате возникает ряд вопросов и уточнений, которые можно решить только в случае правильного оформления контракта, спецификации и счета-фактуры, в которых детализированы цена и условия поставки, а также стоимость доставки товара до границы РФ. Также необходимо быть готовым к тому, что на этапе согласования вам придется неоднократно объяснять иностранному партнеру все особенности российских реалий, чтобы получить от него документы, необходимые для въезда в Россию. Среди них те, которые отражают ваши расходы до момента оформления выпуска товара в свободное обращение на территории РФ.

Приведем еще один пример. В оформлении транспортных документов на груз перевозчиком была допущена ошибка, и вместо двух кодов ТН ВЭД (Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности) он указал один. Проблема, на первый взгляд, несложная. Однако это грозит пересмотром ставки таможенной пошлины на ваш товар, что в итоге может привести к финансовым убыткам.

Еще раз отметим важность обязательных знаний международных правил поставки. Обратимся к примеру. Поставка груза осуществляется на условиях CIF. При выгрузке товара с судна обнаруживаются его видимые повреждения. В результате возникает вопрос, кто именно будет нести ответственность за порчу. Все зависит от момента возникновения повреждений. Если у вас есть расписка капитана о приеме груза на судно и в ней ничего не сказано о состоянии товара, то ответственность лежит на вас. Вопрос со страховой компанией придется решать вам как импортеру груза, т.к. по условиям CIF в момент перемещения груза с судна ответственность за порчу товара переходит от Продавца к Покупателю (аналогично условию FOB).

Можно привести много примеров возможных проблем, связанных с документооборотом и таможенным оформлением. Главное, что наличие необходимых знаний у сотрудников экспедиторских компаний и творческий подход с их стороны к решению сложных задач играют ведущую роль в получении заказа на поставку и удержании клиента.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что сегодня на рынке транспортно-логистических услуг больше ценится качество обслуживания, а не ценовой показатель. Для того чтобы качество предоставляемых вами услуг было соответствующим, необходимо обладать способностью предугадывать и оперативно решать любые проблемы вашего клиента. Комплекс услуг ВЭД дополнит ваш пакет и повысит конкурентоспособность вашей компании, поможет привлечь клиента, стремящегося полностью освободить себя от таможенных головоломок и решения вопросов с налоговыми органами.

Автор: Скоробогатько Анна Юрьевна — начальник отдела ВЭД Московского представительства компании United Export BV (г. Москва)

Журнал ЛОГИСТИКА СЕГОДНЯ ■ 02(26)2008

Оцените статью
Adblock
detector