Сущность и особенности дистанционного обучения персонала

В статье дистанционное обучение представлено как инновационный процесс. Рассмотрены технологические, информационные и организационные инновационные аспекты, имеющие место при осуществлении дистанционной формы обучения. Показаны основные преимущества дистанционного образования, особенно для крупных корпораций с большим количеством удаленных филиалов и подразделений.

Дистанционное обучение как инновационный процесс

Под дистанционным обучением (АО) сегодня понимают обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется удаленно с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и обучаемых [1]. ДО известно достаточно давно. В СССР и позднее в современной России такое обучение реализовывалось в первую очередь в виде заочного обучения. В качестве средств коммуникации сначала выступала обычная почта, позднее электронная почта, а в современных условиях коммуникаций достаточно много и, в том числе, таких, которые обеспечивают обучение в реальном времени (голосовой и компьютерный чаты, видеоконференции, вебинары, виртуальная аудитория и т.д.).

Термин «инновация» (нововведение) ввел в научный оборот И. Шумпетер в 1934 г. [3]. Инновациями были названы новые и улучшенные продукты и процессы, новые организационные формы, применение существующей технологии к новым областям, открытие новых ресурсов и открытие новых рынков.

Позднее творческую и производственную деятельность человека, направленную на создание (разработку) и внедрение нововведений, стали называть инновационной деятельностью, осуществление которой требует определенных затрат (инвестиций) в науку и в основной капитал. Понятие “инновационная деятельность” (ИД) может трактоваться в узком и широком смыслах.

В узком смысле ИД направлена на использование результатов научных исследований с целью получения нового или значительно усовершенствованного продукта, способа его производства или совершенствования социального обслуживания. В широком смысле ИД — это процессы создания, освоения и распространения новых и значительно усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления.

Покажем, что организацию качественного и эффективного ДО можно рассматривать как инновационный процесс. Начнем с инноваций в области технологии ДО.

Технологические инновации

Дистанционная технология обучения может быть определена как совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии, что практически невозможно без использования современных информационных и телекоммуникационных технологий [2].

Указанные технологии в последнее время бурно и перманентно развиваются, что прежде всего связано с научно-техническим прогрессом в сфере информатики. Поэтому можно говорить о технологических инновациях в организации учебного процесса. Покажем это на примере.

Традиционное заочное обучение основано на мономедийных продуктах, имеющих один (чаще всего односторонний) канал передачи информации (переписка, учебные телепередачи, видеокассета). В этой технологии основным средством обучения является репродуцированный материал, одинаковый для всех обучаемых. Практически отсутствует обратная связь, что существенно снижает ценность такой технологии образования.

Первым инновационным технологическим прорывом стал переход от мономедийных технологий к мультимедийным, при которых одновременно используются различные средства ДО (например, учебные пособия в виде книг и брошюр, обучающие компьютерные программы и тесты и т.д.). Особое место среди мультимедийных инноваций занимают интерактивные электронные учебники, которые изначально поставлялись в оффлайн-режиме на CD-ROM, а сегодня уже преимущественно обеспечиваются онлайн-технологиями. Электронные учебники это совмещенная технология получения знаний (лекции, практические занятия) и их проверки (контрольные и лабораторные работы, тесты). При такой технологии уже начинают проявляться определенные возможности для индивидуализации обучения в соответствии с особенностями самого обучаемого.

Гипермедийные технологии ДО основаны на использовании новых возможностей компьютерных телекоммуникаций. Модели такого ДО включают использование комплекса таких средств как видео, телефакс и телефон при одновременном широком применении видеодисков, различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта. Основным достоинством такого ДО является установление интерактивного общения между обучающимся и обучающим (иногда даже в реальном времени) без обеспечения их непосредственной встречи и самостоятельный выбор обучаемым сроков и технологии освоения необходимых знаний и навыков по выбранному направлению обучения.

Таким образом, можно утверждать, что с позиции технологического обеспечения ДО в этом направлении постоянно осуществляются инновации.

Информационные инновации

Рассмотрим теперь информационные инновации в сфере ДО. Применительно к информационному обеспечению процесса ДО инновация может рассматриваться как внедрение новых информационных ресурсов. В первую очередь инновации в информационном обеспечении ДО касаются учебного контента (Authoring Tool).

Материалы учебного контента представляют собой учебники, учебные пособия, справочники и тесты, которые затем помещаются в интерактивную базу данных, через которую обучаемые и обучающие получают доступ к учебным материалам. В интерактивных базах данных систематизируются данные, которые становятся доступными посредством телекоммуникаций.

Система обмена информацией позволяет участникам учебного процесса обмениваться информацией между собой как в режиме реального времени (синхронно), так и асинхронно. Инновационная система обеспечения обучаемого необходимой информацией выгодно отличается от традиционной системы, при которой либо нужно обладать необходимым учебником или учебным пособием (купить или взять в библиотеке), либо использовать хранилища информации (специальные учебные аудитории, читальные залы и т.д. в часы и дни их работы). Д\я обучаемых лиц, географически удаленных от научных и образовательных центров, эта задача может оказаться просто невыполнимой. Кроме того, электронный контент практически не ограничен в объеме информации в отличие от контента на традиционных носителях.

Другим инновационным направлением является предоставление доступа к внешним базам данных, число которых быстро растет. Здесь активно работает принцип открытости, на который опираются практически все концепции ДО. Сущность такого подхода упрощенно можно представить себе следующим образом.

Ряд учебных заведений объединяют свои информационные учебные ресурсы (информационный консорциум). При этом каждый преподаватель или обучаемый в каком-либо из участников данного консорциума получает право доступа ко всем или существенной части материалов из объединенной базы. Более того, внешние организации на определенных условиях также могут получить доступ к этой базе, а часть материалов с самого начала является открытой для всех желающих.

В современной России пока в основном действует несколько иная схема использования объединенных баз данных, которыми головные вузы обеспечивают свои филиалы. Однако даже такая технология может быть признана отчасти новой и инновационной.

Организационные инновации

К области организационных инноваций можно отнести новые формы организации учебного процесса. ДО позволяет проводить занятия без дополнительных затрат на перемещение студентов и иных категорий обучаемых как в рамках одного города (региона), так и на межрегиональном и даже на международном уровне. Подобная организация учебного процесса позволяет достичь ряда стратегических преимуществ, к которым можно отнести:

-существенное снижение затрат на организацию обучения (здания, сооружения, инженерная инфраструктура, общежития или иное жилье для иногородних студентов и т.д.);
-существенное снижение транспортных расходов, особенно для обучаемых из отдаленных регионов;
-решение проблемы качественного образования в малых и средних городах и в сельской местности, где подобное аудиторное образование не представляется возможным из-за отсутствия на местах квалифицированных педагогических кадров, базы для проведения занятий и достаточного контингента обучаемых (при ДО группа может состоять вообще из одного студента);
-наличие оперативной связи между обучаемыми и преподавателями ввиду отсутствия необходимости в личных контактах и возможности общаться дистанционно;
-предоставление возможностей обучения для лиц с физическими недостатками, не позволяющими им получать аудиторное образование.

Безусловно, в организационном процессе ДО присутствуют и недостатки, которые касаются прежде всего контроля за обучаемыми. В этом аспекте ДО представляется более предпочтительным для «взрослых» обучаемых (например, для лиц, повышающих свою квалификацию, и для лиц, получающих второе высшее образование). Тем не менее, уже разработаны формы контроля, отчасти позволяющие эффективно управлять дистанционным учебным процессом.

Таким образом, можно считать ДО прогрессивной инновационной технологией обучения. Особую актуальность организация ДО приобретает для крупных корпоративных структур, к которым относится РАО РЖД. Эта организация имеет в своем составе большое количество предприятий, расположенных практически во всех регионах России от Дальнего Востока до Калининграда.

Раньше обучение осуществляли региональные железнодорожные вузы, расположенные в регионах, и более мелкие филиалы, расположенные в наиболее отдаленных от региональных центров районах. Сейчас с учетом возможностей ДО, которые предоставляет Московский государственный университет путей сообщения, появился реальный шанс проводить унифицированное и качественное обучение работников железнодорожного транспорта на всей территории России.

Автор:
А. Соловьев, аспирант кафедры экономической информатики, Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)
Статья из журнала “РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция”, №1, 2012

Библиографический список:
1.    Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и
информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. — М.: Изд.Центр «Академия”, 2001. — 272 с.
2. Развитие инновационных моделей дистанционного обучения, как направление информатизации образования на региональном уровне // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2006. — 2. — С. 129-134.
3. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.-.Прогресс, 1982. — 430с.

Оцените статью
Adblock
detector