Экономическая стратегия фирмы. Школы стратегий

Давайте сначала дадим определение понятия стратегии фирмы (организации, предприятия) с точки зрения предпринимательской деятельности.

Хорошо это понятие разобрано Мицбергом, который предложил 5 определений стратегии фирмы.

  1. Стратегия фирмы— как принцип поведения или следование определенной модели поведения.

  2. Стратегия фирмы — как план, ориентир, руководство и направление развития организации.

  3. Стратегия фирмы — как позиция расположения определенных товаров на определенных рынках.

  4. Стратегия фирмы — как перспектива

  5. Стратегия фирмы — как ловкий прием или маневр, совершаемый для того, что бы перехитрить конкурента.

Различают несколько школ стратегий. Среди которых можно выделить следующие школы: планирования, дизайна, позиционирования, когнитивную школу, предпринимательства, власти, обучения, культуры, внешней среды и конфигурации. Все это разнообразие школ условно делят на три группы:

  1. Прескриптивные школы

  2. Дескриптивные школы

  3. Школы конфигурации

В первую группу прескриптивных школ относятся школы дизайна, планирования и позиционирования. Общий принцип, объединяющий все эти школы, это принцип «идеальности» процесса составления стратегии фирмы. Представители этих школ считают, что субъекты, формирующие стратегии фирмы должны обязательно следовать рекомендациям, предоставляемые этими школами, и имеющие обязательно-предписывающий характер. Разберем конкретно представителей школ из этой группы. Школа дизайна руководствуется идеями SWOT — анализа, а также ценностными ориентациями и взглядами руководителей фирмы, разделение процесса создания стратегии от процесса ее реализации. Адепты школы считают единственным стратегом фирмы — руководителя. Все эти идеи-посылки имеют предписывающий характер. Школа планирования руководствуется идеями обязательного формализованного процесса создания и воплощения стратегии фирмы. Основа идеологии этой школы — четко формализованные процедуры создания стратегии фирмы, которые представлены в виде четко прописанных шагов. Основная роль в создании стратегии фирмы лежит на профессиональных плановиках. Идеи школы планирования состоят в обязательном подборе созданных стратегий для определенных условий, которые могут сложить как вне, так и внутри фирмы или организации. Данная школа придает важное значение не процессу создания стратегии фирмы, а ее содержанию, которое обязано соответствовать возникающим условиям в процессе функционирования фирмы. Одним из недостатков школ этой группы является то, что ни одна школа не учитывает определение понятия стратегии, через систему приемов и методов, так как система либо существует и изменяется по каким-то закономерностям либо не существует; а исходит из стратегии как набора несвязанных между собой важных элементов.

Переходим рассмотрению второй группы дескриптивных школ стратегий фирмы куда относятся школы предпринимательства, обучения, власти, когнитивная и культуры. Почти все эти школы не производят разделение стратегии фирмы на составляющие элементы. Это не позволит сделать выводы о конечном итоге и результате стратегии.

В последнюю группу школ входит школа конфигурации стратегий фирмы. Эта школа культивирует идеи о том, что фирма может быть описана, как устойчивая и постоянная конфигурация основных ее частей. Важное значение приобретают жизненные циклы организации. Важной целью стратегического менеджмента является поддержание стабильности фирмы на длительном интервале времени. Разработка стратегии фирмы в рамках этой школы приводится к созданию концепций, формализованному планированию, систематическому анализу, конкурентной политике либо концентрация на индивидуальном обучении. Стратегии представлены в виде схем, планов, различных позиций и уловок. Принципы формирования стратегии в этой школе включают в себя все основные принципы школ из первых двух групп.

Автор: Жданов Василий Юрьевич
(с) BE in trend

Оцените статью
Adblock
detector