Определение контроллинга

Тема контроллинга является одной из наиболее рассматриваемых в статьях международных журналов по управленческому учету, это касается как журналов, ориентированных на академическую среду, так и журналов, ориентированных на практикующих экономистов.

Многие видные специалисты по управленческому учету считают, что контроллинг должен преподаваться для студентов экономических специальностей как отдельная дисциплина. Таким образом, налицо актуальность термина контроллинг в современной экономической науке, практике и образовании. Дадим определение контроллинга, опираясь на публикации отечественных и зарубежных авторов.

Наиболее системный, на наш взгляд, подход к определению контроллинга заключается в рассмотрении его как технологии управления, такого мнения придерживается в частности российский автор Виноградов С.Л. Стоит различать контроль и контроллинг, которые могут ошибочно восприниматься как синонимы. Контроль – функция управления, обязательная для любой технологии управления. Контроллинг – одна из технологий управления, которая помимо прочего включает в себя контроль.

В чем же заключается контроллинг как технология управления? Виноградов С.Л. выделяет следующие составляющие технологии: «определение целей деятельности; отражение этих целей в системе показателей; планирование деятельности и определение плановых (целевых) значений показателей; регулярный контроль (измерение) фактических значений показателей; анализ и выявление причин отклонений фактических значений показателей от плановых; принятие на этой основе управленческих решений по минимизации отклонений». Автор данного определения хотя и указывает, что  контроллинг «может и должен служить двигателем реинжиниринга бизнес-процессов, реорганизации структуры управления, сигнальной системой для менеджмента, требующей пересмотра планов и целей», однако в определение контроллинга пересмотр целей не выносит, что, на наш взгляд, является излишней осторожностью. Скорость изменений в современной экономике существенно выше, чем десятилетия назад, основная характеристика скорости изменений – ее постоянное, лавинообразное увеличение. Поэтому возможность пересмотра целей в условиях современной экономики настолько важна, что должна быть добавлена к определению контроллинга. Важно понимать, что возможность изменения набора показателей или целей предприятия – важная и неотъемлемая часть современной трактовки контроллинга.

В чем же заключаются цели контроллинга как технологии управления, каково место контроллинга в управлении предприятием? Гарольд Кунц дает следующее определение контроллинга: «это измерение и коррекция показателей для того, чтобы быть уверенными, что цели предприятия  и планы, разработанные для их достижения, совершенны». Таким образом, сфера применения контроллинга – реализация и оптимизация стратегии предприятия.

Оптимизация стратегии предприятия является неотъемлемой частью контроллинга и может быть произведена посредством  пересмотра набора показателей, целевых значение показателей или даже целей предприятия. Анализ возможности изменения показателей, целевых значений и целей предприятия является полезным и своевременным при определенных условиях. Данный анализ, во-первых, способствует совершенствованию системы формулировки целей и определения показателей, по которым можно отследить достижение цели, во-вторых, позволяет оттачивать навыки своевременной реакции на изменения внешней среды.

Зачастую именно существенные изменения внешней среды способны изменить цели предприятия и показатели, отражающие степень достижения этих целей. Если цели предприятия и показатели меняются под воздействием внутренней среды, то есть вероятность того, что они были разработаны не правильно. Пересмотр целей и показателей в связи с изменениями внутренней среды возможен, однако для этого последствия изменений внутренней среды должны быть гораздо более существенными, чем последствия изменений внешней среды.

 

Приведем определение контроллинга с учетом описанных выше аспектов. Контроллинг – это технология управления, включающая в себя: определение целей деятельности, отражение этих целей в системе показателей, планирование деятельности и определение плановых (целевых) значений показателей, регулярный контроль (измерение) фактических значений показателей, анализ и выявление причин отклонений фактических значений показателей от плановых, принятие управленческих решений по минимизации отклонений, либо по пересмотру целевых значений показателей, либо по изменению набора показателей, либо по корректировке целей. Сфера применения контроллинга – реализация и оптимизация стратегии предприятия.

Контроллинг привлекает все большее внимание. Данная технология, претендующая на универсальность, довольно распространенная и имеющая примеры успешного использования, является предметом внимания и пристального изучения большого числа экономистов. Надеемся, наш анализ поможет осознать отдельные аспекты сущности контроллинга, которые становятся все более существенными в экономике современного предприятия.

Николаев Андрей Васильевич, магистр экономики
Коновалова Ирина Рафаиловна, профессор, доктор экономических наук

Оцените статью
Adblock
detector