Фирма и ее место в окружающей среде.

В соответствии с институциональным подходом фирма рассматривается как открытая система предполагающая наличие организации как основы функционирования предприятия и ее исходного звена. Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и оказывают на нее прямое и косвенное воздействие. К первой группе относятся организации и люди, которые связаны с этим предприятием в силу выполняемых ими целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, правительственные органы, общественные организации и т.д.

В условиях рынка, его давление и факторы являются самыми существенными, поэтому ориентация фирмы на рыночные условия предполагает, в первую очередь, учет и анализ факторов деловой среды: сложность рынка (с учетом затрат на рыночные отношения, степень диверсификации, характеризующие спектр товаров, клиентов и услуг, предлагаемых на рынке, состояние конюктуры рынка с учетом угроз).

Кроме рыночных факторов к переменным косвенного воздействия на предприятие относятся: макроэкономические факторы (устройство и структура национальной экономики), социальные (политика, демография), технология, география и экология. Важность учета этих факторов состоит в том, что они предопределяют стратегическую политику фирмы, выражающуюся в ее миссии. Миссия предполагает характеристику места и предназначения фирмы в экономической системе отражающей ее текущее состояние. Она представляет собой отражение реальных ценностей, характеризующих данную организацию, с учетом ее роли и в обществе и характер использования производственного и человеческого потенциала.

Новый подход к фирме с позиции ее миссии состоит в определении ее полезности для общества. Т.е. предприятие, получая прибыль, одновременно должно служить обществу, в рамках которого оно существует. Выдающийся представитель такого подхода П. Друкер считал, что лишь после выработки стратегических целей с учетом общественной предназначенности можно решать вопросы управления предприятием.

Крупнейший японский предприниматель и теоретик бизнеса К. Татеиси считает, что предприятие должно быть не только получателем прибыли, но и слугой общества, в противном случае оно не имеет будущего и его ждет гибель.  В наиболее явном виде отмеченный подход, который предполагает считает стремление к получению прибыли и социальную ориентацию фирмы распространен в Японии. Многие фирмы там включают в содержание миссии стремление к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством наиболее полного использования производственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества.

В соответствии с новым подходом внутрифирменная организация включает:
1) производственно-имущественный комплекс
2) коллектив работников, который является ее важным социальным фактором играющим определяющую роль.

Речь идет о коллективе работников, которые представляют единую команду, объединенную общими интересами и генеральной целью предприятия – миссией. Иными словами, научная мысль в современную эпоху отошла от принципа индивидуального рационализма времен А. Смита и подошла к идее коллективной рациональности, как нормы поведения, на основе которой должен формироваться коллектив фирмы в качестве единой команды.

Новый коллективный подход предполагает отход от фигуры “собственник – руководитель”. Современная идея руководства основывается на раздвоении собственника и руководителя в качестве профессионального управляющего – топ менеджера. Он выступает не только в качестве лидера коллектива, но и является  профессионально подготовленным управляющим. В первую очередь предполагается качество и умение руководить коллективом на основе умелого сочетания экономических, административных и социально-психологических методов. Как известно, они не входят в число главных характеристик предпринимательской способности, которые отражают устаревшую идею человека – индивидуалиста.

На новых представлениях роли руководителя и его соотношении с коллективом основан современный институциональный подход. Этот подход, характеризующий внутреннюю организацию фирмы, предложен Алчианом и Демсецем относительно недавно (в 1972 г).
Главная идея такого подхода состоит в организации команды под руководством лидера (модель принципала – агента). Он состоит в следующем:

– фирма в противовес ее пониманию как имущественного комплекса рассматривается как коалиция агентов, являющихся собственниками активов, в качестве которых выступают члены команды, работающие на условиях контрактной договоренности на лидера (топ – менеджера) именуемого принципалом, который представляет главное лицо фирмы и действует от ее имени. Положения принципала рассматривается при этом как “первого среди равных”.

– продукт работы команды (товар, услуга) рассматривается как более эффективный результат, наделенный качеством синергии – больший эффект целого, чем сумма эффектов его частей.

– ресурсы фирмы и соответственно результаты ее деятельности не принадлежат одному лицу (в том числе принципалу). В связи с этим меняются стимулы к труду и принципы оплаты труда. В связи с этим А.Н. Олейник отмечает, что эти проблемы в настоящее время начинают решаться на основе “золотого правила” оплаты труда.  От принципала “золотое правило” требует, что бы он вознаграждал агентов обязательно в соответствии с их вкладом в общий результат, а от агента требуется добросовестное выполнение задач поставленных принципалом.

Переход к “золотому правилу” возможен на основе создания такой системы институтов, которые обеспечивают со стороны государства гарантию минимальной заработной платы и внутренних правил предприятия, обеспечивающих одну или несколько форм участия агентов в конечных результатах деятельности предприятия: формы участия работников в прибыли предприятия, формы участия в капитале акционерного предприятия.

Как показывает существующая практика требование “золотого правила” наиболее эффективно реализуется при заключении контрактов предполагающих самые простые, линейно-зависимые от результатов способы вознаграждения и стимулирования труда, обеспечивающие его высокое качество и производительность.

Автор: Сапор А.К.

Оцените статью
Adblock
detector