Стратегическое управление на предприятии. Школы управления

Развитие системы управления предприятием обусловлено необходимостью решения задач его развития. Выделяются четыре основных инструмента управления развитием предприятия:

  1. Бюджетирование
  2. Долгосрочное планирование
  3. Стратегическое планирование
  4. Стратегическое управление

Понятие стратегия вошло в число управленческих терминов в 50-е годы 20 века в США, когда большую значимость приобрела проблема реакции на неожиданные изменения внешней среды. Термин «стратегия» произошло от греческого strategos – «искусство генерала».
Стратегия – качественная последовательность действий и состояний, которые используются для достижения целей предприятия. Стратегия, как отдельно взятая деятельность является частью работы над корпоративным планом с точки зрения наиболее продуманного использования имеющихся ресурсов для достижения стратегических целей [1].

Переход от оперативного управления к стратегическому появился вследствие смещения внимания руководства предприятия на внешнее окружение: для того что бы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.
Д.Шендел и К.Хаттен рассматривают стратегическое управление как процесс определения связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющий эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям.

К.Бартлоу рассматривает стратегическое управление как «всесторонний процесс управления, нацеленный на выработку и реализацию эффективных стратегий, которые способствуют достижению стратегических целей».

Д. Пирс и Р.Робинсон определяют стратегическое управление как «набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, что бы достичь цели организации».

Стратегическое управление отличается от управления только составом некоторых компонентов и временной ориентацией этих компонентов [2]. В связи с этим можно сформулировать определение стратегического управления – управление предприятием, которое опирается на человеческий потенциал как основу предприятия, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения на предприятии, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность предприятию выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. Стратегическое управление осуществляется высшим руководством и предполагает установление динамического взаимодействия предприятия с внешним окружением с целью поиска и использования возможностей, позволяющих выжить в долгосрочной перспективе в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Процесс стратегического управления включает динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов: определение миссии предприятия, анализ внутренней и внешней среды, определение целей предприятия, выбор стратегий, разработка организационной структуры и реализация стратегий, оценка и контроль выполнения.

Далее рассмотрим концептуальные положения формирования стратегий

Школа стратегии

Основное содержание

Формирование перспективы развития предприятия как процесс осмысления. Школа проектирования, дизайна. Селезник – 1957, Ньоман -1951, Эндрюс – 1965

1.1 Проведение внешней оценки угроз и возможностей во внешней среде
1.2 Выявление ключевых факторов успеха
1.3 Проведение внутренней оценки сил и слабостей организации. Выявление отличительных компетенций
1.4 Создание вариантов стратегий в результате достижения соответствия ключевых факторов успеха с отличительными компетенциями организации
1.5 Оценка, выбор стратегии, ее внедрение

Формирование перспективы развития предприятия как формальный процесс планирования. Школа планирования Ансофф – 1965

2.1 Стратегия является результатом контролируемого, осознанного процесса формального планирования, разбиваемого на отдельные шаги
2.2 Шаги планирования следующие:
– постановка целей, задач
-организация внешнего аудита
-организация внутреннего аудита, оценка перспектив, ресурсов, бюджета
-составление плана развития корпорации, бизнес-единиц, функциональных подразделений

Формирование перспективы развития предприятия как аналитический прочес. Школа позиционирования Шендел, Хаттен -1970, Портер – 1985.

3.1 Внешняя среда представляется как набор экономических сил: отрасль, конкуренция, рынок.
3.2 Использование аналитических приемов, позволяющих подобрать правильную стратегию к заданным условиям внешней среды, которые рассматриваются как генерические.
3.3 Процесс формирования стратегии является выбором одной определенной позиции, сделанной на основе аналитических расчетов, при этом предполагается, что структура рынка активно стимулирует возникновение данной стратегии позиционирования, которая в свою очередь, активно воздействует на организационную структуру.

Формирование перспективы развития предприятия как процесс предвидения. Школа предпринимательства. Шумпетер – 1950, Коул – 1959.

4.1 Стратегия существует в сознании руководителя в виде перспектив, интуитивного выбора направления движения и предвидения будущего организации. Она базируется на опыте и интуиции.
4.2 Для предпринимательской стратегии характерна гибкость, развитие по ходу реализации стратегии
4.3 Предпринимательская стратегия тяготеет к поиску рыночной нити, защищающей организацию от прямого влияния конкуренции

Формирование перспективы развития предприятия как ментальный процесс. Школа познания Саймон – 1947, Марч -1958.

5.1 Формирование стратегии является процессом познания, следовательно, перспективы развития предписывают способы получения информации из внешней среды
5.2 Информация проходит через искажающие фильтры или является просто интерпретацией мира существующего в воспринимаемом виде. Видимый мир можно моделировать, структурировать, конструировать.
5.3. Внешняя среда содержит только материальную и символическую реальность, т.е. результаты действий, которые выстраиваются в определенное субъективное видение, которое узаконивается. Когда концепция стратегического видения перестают быть продуктивными, их изменение сопряжено со значительными трудностями.

Формирование перспектив развития как развивающий и обучающий процесс. Школа обучения Лиднблом – 1959, Куинн – 1980, Хэмел – 1990

6.1 Сложный и непредсказуемый характер внешней среды требует постоянно обновлять необходимые для выработки стратегии знания. Выработка стратегии должна обрести форму процесса обучения, и именно в тот период времени, когда формирование стратегии и ее внедрение становятся неразделимыми.
6.2 процедура обучения носит развивающий характер и направлена на создание стратегических инициатив и развитие стержневых компетенций
6.3 Задача руководства заключается в распознавании трудно уловимых  взаимосвязей между мыслями и действиями, контролем и обучением, стабильностью и переменами, так как стратегия появляется как схемы действий из прошлого, которые могут превратиться в перспективы будущего развития.

Формирование перспективы развития предприятия как политический или переговорный процесс. Школа власти Аллисон – 1971, Эстли – 1984

7.1 Предприятия представляют собой различные коалиции, поэтому формирование стратеги определяется властными и политическими силами как внутри так и во внешней среде.
7.2 Микровласть рассматривает создание стратегии как взаимодействие коалиций, основанное на методах убеждения, переговоров, прямой конфронтации, политических игр вокруг пересекающихся интересов, коалиций, не обладающих доминирующими позициями в течение длительного периода времени.
7.3 Макровласть рассматривает предприятие как стремящееся к благополучию в результате контроля за действиями других агентов рынка, посредством кооперации с ними, стратегического маневрирования созданием коллективных стратегий в сетевых структурах и стратегических альянсах

Формирование перспективы развития предприятия как коллективный процесс. Школа культуры Ренман – 1960

8.1 Формирование стратегии развития является процессом социального  взаимодействия, основанном на общих для всех членов организации убеждениям и понимании, веровании индивидов, социальной культуре.
8.2 Стратегия принимает форму предначертанной перспективы, модели, укоренившейся в коллективных устремлениях защитить ресурсы и возможности организации, образующие основу ее конкурентных преимуществ
8.3 Культура и идеология содействуют не стратегическим изменениям, а сохранению текущей стратегии или ее корректировке в рамках общей стратегической перспективы организации.

Формирование перспективы развития предприятия как реактивный процесс. Школа внешней среды Ханнан, Фриман – 1977

9.1 Внешнее окружение проявляется как набор сил и является главным элементом, определяющим процесс создания организационной стратегии
9.2 Организация должна адекватно реагировать на эти силы
9.3 Руководство рассматривается как пассивным элемент стратегического процесса и его задача сводится к идентификации внешних сил и обеспечение адаптации организации посредством уступок, компромисса, уклонения, манипулирования.
9.4 Организация должна найти нишу экологического типа, где она будет оставаться до тех пор, пока не исчерпает ресурсы

Формирование перспективы организации  как процесс трансформации. Школа конфигурации Чендлер – 1062, Минцберг – 1970

10.1 На определенный стабильный период времени организация имеет  четко определенную структуру, что определяет ее поведение и присущий ей набор стратегий
10.2 Периоды стабильности прерываются трансформацией, т.е. квантовым скачком в иную конфигурацию
10.3 Результирующие стратегии принимают формы концепций, планов, схем позиционирования, перспектив, уловок в соответствии с содержанием других школ стратегий, но каждая в свое время и в соответствии с ситуацией.


Автор: Бытко Леонид

Источники:
[1] Стати М. Стратегия бизнеса // Консультант директора . 1998. №6 С. 23-26
[2] Фатхудинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. М.: Бизнес-школа – Интел-синтез, 1998. 2-е издание. – С.53
[3] Справочный ресурс сайта kompensacii.ru

Оцените статью
Adblock
detector