Основные школы стратегического менеджмента

В научной литературе предлагаются различные взгляды на проблемы стратегического менеджмента в частности на их классификацию. Классификацию научных школ стратегического менеджмента в зависимости от точки зрения их сторонников на стратегический процесс предлагают ученые Г.Минцебрг, Б.Альстрэнд, Д.Лемпел [1] и в частности они выделяют следующие школы.

Все эти школы можно условно разделить на три группы. Первые 3 школы: дизайна, планирования, позиционирования имею предписывающий характер – где наибольший интерес представляет то, как должны формировать стратегии, нежели то, как в действительности они разрабатываются.

Во вторую группу входят следующие 6 школ, они носят описательный характер, ими рассматриваются процессы формулирования стратегии. К ним относятся школы: предпринимательства, когнитивная, обучения, власти, культуры, внешней среды. Их сторонников интересует не сколько идеальное стратегическое поведение, сколько описание процессов разработки стратегий, представители школ второй группы  стремятся объяснить принципы формирования стратегии и реализации процесса во времени.

В третье группе всего 1 школа – школа конфигурации, которая фундаментально отличается от других научных направлений тем, что она объединяет все стратегические идеи. Ее представители стараются соединить различные идеи предыдущих школ такие как: процесс построения стратегии, содержание стратегии, организационную структуру и ее окружение – в отдельные последовательно составляющие жизненный цикл фирмы стадии, например, роста или стабильной зрелости.

В таблице представлены основные школы стратегического менеджмента

Название школы

Представители

Описание школы

Школа дизайна

Ф.Селезник, А.Чандлер,  К.Эндрюс

Создание стратегии предприятия является осмысленным процессом

Школа планирования

И.Ансофф

Создание стратегии предприятия является формальным процессом

Школа позиционирования

Д.Шендел, К.Хаттен, М.Портер

Создание стратегии предприятия является аналитическим процессом

Школа предпринимательства

Й.Шумпетер, А.Коул

Создание стратегии предприятия через предвидение

Когнитивная школа

Г.Саймон, С.Макридакис, К.Кеслер

Создание стратегии предприятия является ментальным процессом

Школа обучения

Ч.Линдблом Дж.Куинн, К.Вейк, К.Прахалад

Создание стратегии предприятия является развивающим процессом

Школа власти

А.Макмилан, Дж. Сарразин, Э.Петтигрю, Й.Доз

Создание стратегии через переговоры

Школа культуры

Э.Петтигрю, Дж.Барни, Ф.Ригера

Создание стратегии предприятия является коллективным процессом

Школа внешней среды

М.Ханнан, Дж.Фриман, Д.Пью

Создание стратегии предприятия является реактивным процессом

Школа  конфигурации

Г.Минцберг, Д.Миллер, Р.Майлз, К.Сноу

Создание стратегии через процесс трансформации

Возникновение школ стратегий предприятия связано с различными этапами развития стратегического менеджмента. Первые школы дали толчок следующим, с более сложными и детально разработанным. Так они школы пережили одни пережили пору расцвета и находятся в упадке, другие только завоевывают популярность, третьи находятся в стадии формирования научных концепций.

[1] Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпэл Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптурьевского. – Спб: издательство «Питер», 2000. – 336с.

Оцените статью
Adblock
detector