В научной литературе предлагаются различные взгляды на проблемы стратегического менеджмента в частности на их классификацию. Классификацию научных школ стратегического менеджмента в зависимости от точки зрения их сторонников на стратегический процесс предлагают ученые Г.Минцебрг, Б.Альстрэнд, Д.Лемпел [1] и в частности они выделяют следующие школы.
Все эти школы можно условно разделить на три группы. Первые 3 школы: дизайна, планирования, позиционирования имею предписывающий характер – где наибольший интерес представляет то, как должны формировать стратегии, нежели то, как в действительности они разрабатываются.
Во вторую группу входят следующие 6 школ, они носят описательный характер, ими рассматриваются процессы формулирования стратегии. К ним относятся школы: предпринимательства, когнитивная, обучения, власти, культуры, внешней среды. Их сторонников интересует не сколько идеальное стратегическое поведение, сколько описание процессов разработки стратегий, представители школ второй группы стремятся объяснить принципы формирования стратегии и реализации процесса во времени.
В третье группе всего 1 школа – школа конфигурации, которая фундаментально отличается от других научных направлений тем, что она объединяет все стратегические идеи. Ее представители стараются соединить различные идеи предыдущих школ такие как: процесс построения стратегии, содержание стратегии, организационную структуру и ее окружение – в отдельные последовательно составляющие жизненный цикл фирмы стадии, например, роста или стабильной зрелости.
В таблице представлены основные школы стратегического менеджмента
Название школы |
Представители |
Описание школы |
Школа дизайна |
Ф.Селезник, А.Чандлер, К.Эндрюс |
Создание стратегии предприятия является осмысленным процессом |
Школа планирования |
И.Ансофф |
Создание стратегии предприятия является формальным процессом |
Школа позиционирования |
Д.Шендел, К.Хаттен, М.Портер |
Создание стратегии предприятия является аналитическим процессом |
Школа предпринимательства |
Й.Шумпетер, А.Коул |
Создание стратегии предприятия через предвидение |
Когнитивная школа |
Г.Саймон, С.Макридакис, К.Кеслер |
Создание стратегии предприятия является ментальным процессом |
Школа обучения |
Ч.Линдблом Дж.Куинн, К.Вейк, К.Прахалад |
Создание стратегии предприятия является развивающим процессом |
Школа власти |
А.Макмилан, Дж. Сарразин, Э.Петтигрю, Й.Доз |
Создание стратегии через переговоры |
Школа культуры |
Э.Петтигрю, Дж.Барни, Ф.Ригера |
Создание стратегии предприятия является коллективным процессом |
Школа внешней среды |
М.Ханнан, Дж.Фриман, Д.Пью |
Создание стратегии предприятия является реактивным процессом |
Школа конфигурации |
Г.Минцберг, Д.Миллер, Р.Майлз, К.Сноу |
Создание стратегии через процесс трансформации |
Возникновение школ стратегий предприятия связано с различными этапами развития стратегического менеджмента. Первые школы дали толчок следующим, с более сложными и детально разработанным. Так они школы пережили одни пережили пору расцвета и находятся в упадке, другие только завоевывают популярность, третьи находятся в стадии формирования научных концепций.
[1] Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпэл Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптурьевского. – Спб: издательство «Питер», 2000. – 336с.