Роль внутреннего аудита в обеспечении устойчивого развития

Все больше крупных компаний во всем мире осознают актуальность концепции устойчивого развития.

Руководители прилагают больше усилий для включения экономических, социальных и экологических аспектов в стратегию развития бизнеса, осознавая, что корпоративная социальная ответственность (КСО) является конкурентным преимуществом, которое позволяет компании повысить репутацию и завоевать дополнительную долю рынка.

Во всем мире количество компаний, публикующих нефинансовые отчеты, называемые также отчетами в области устойчивого развития, отчетами о КСО, социальными отчетами и т.д., составляет более 3000 предпринимательских структур, и число таких компаний продолжает расти. Если раньше такие отчеты рассматривались как маркетинговый продукт, то сегодня они используются для того, чтобы продемонстрировать прозрачность компании в отношении проводимой политики и достигнутого прогресса в области КСО, а также повысить эффективность управления бизнес-процессами.

Помочь руководству компании во внедрении практик КСО и проведении проверки результатов ее деятельности в данной области способна служба внутреннего аудита. Для этого внутренним аудиторам необходимо ознакомиться с содержанием концепции и соответствующими методами аудита.

Понятийный аппарат отчетов о КСО сформировался относительно недавно. Так, термин «устойчивое развитие» впервые был использован в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию (Комиссии Брутланд) в 1987 году и получил широкое распространение после Конференции ООН по окружающей среде и развитию в июне 1992 года. Согласно определению комиссии, устойчивое развитие — процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институциональные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями. Другими словами, это развитие, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, не ставя под сомнение возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Под КСО понимается ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:

  • содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;
  • учитывает ожидания заинтересованных сторон;
  • соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;
  • интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях .

Таким образом, КСО является вкладом бизнеса в обеспечение устойчивого развития.
Система управления КСО имеет несколько основных направлений. Собственно, задача обеспечения устойчивого развития может быть решена при условии создания в компании системы управления КСО, которая охватывает аспекты управления персоналом, управления в области охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, управления внешними и внутренними коммуникациями и т.д.

Помимо политики и стратегии в области КСО, система управления КСО включает в себя планирование и управление рисками, деятельность в области КСО, аудит и меры по устранению недостатков и контроль со стороны руководства. Руководство компании должно отвечать за внедрение системы, а служба внутреннего аудита, в свою очередь, должна осуществлять оценку ее адекватности и эффективности.

Компания может выстраивать систему управления КСО, используя международные стандарты в этой области, в том числе ISO 26000, SA8000, AA1000APS, OHSAS 18001, ISO 14001 и др. Кроме того, она может управлять своей деятельностью в области КСО, ориентируясь на такие международные инициативы как Глобальный договор ООН, Руководство ОЭСР для транснациональных компаний, Видение 2050 и другие материалы.

Наиболее авторитетным стандартом в области нефинансовой отчетности является Руководство по отчетности в области устойчивого развития Глобальной инициативы по отчетности (GRI), которое включает в себя принципы для определения содержания и качества нефинансового отчета, а также стандартные элементы отчетности, в том числе подходы к управлению и экономические, социальные и экологические показатели результативности.
Политика и стратегия компании является важным управленческим звеном. Так, политика устанавливает принципы работы в области КСО, единые для компании, и способствует упорядочиванию и унификации деятельности в этой области. Политика описывает основные приоритеты в области КСО, требования к отчетности и анализу соответствующей деятельности, распределение ответственности между подразделениями и должностными лицами за реализацию политики.

Политика в области КСО должна соответствовать сущности и масштабам деятельности компании. Служба внутреннего аудита должна изучить процесс составления и пересмотра политики. Аудиторам следует проверить, согласуется ли политика со стратегическим планом и другими политиками организации, а также удостовериться, что она не противоречит действующему законодательству. Им также стоит определить, была ли политика представлена всем заинтересованным сторонам. Кроме того, политика должна быть проанализирована на предмет определения того, отражает ли она стремления и четкие цели высшего руководства.

Стратегия в области КСО связана с долгосрочным видением основных направлений деятельности компании, которые фиксируются в основополагающих корпоративных документах. Однако  для  такого  рода  документов  в  большой степени характерны недостатки прошлого планирования: в  них  редко  устанавливаются  точные  целевые  показатели  и  определяются приоритетные  планируемые  действия,  и  часто  не  указываются  средства  достижения  целей. Стратегия в области КСО должна соответствовать политике в данной области и общему плану деятельности компании. Стратегия должна быть основана на оценке рисков, а также информации, необходимой для обеспечения возможности эффективного осуществления целей и задач в области КСО. Чтобы определить практическую пользу стратегии, служба внутреннего аудита должна опросить людей, определяющих цели и задачи, и проанализировать процессы, являющиеся основой для их определения, а также сообщить свои выводы высшему руководству.

Планирование и управление рисками имеют существенное значение в рамках рассматриваемой проблемы. Как фаза цикла управления планирование связывает политику и стратегию в области КСО с целями и задачами. Планирование представляет собой непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития компании, определения средств их достижения, сроков и последствий их реализации, а также распределения ресурсов. Служба внутреннего аудита определяет, соответствуют ли задачи и обязанности, прописанные в должностных инструкциях, стратегии и политике, а также понимаются ли они соответствующим персоналом. Для этого аудиторы могут проводить интервью и опросы.

Внутренние аудиторы должны разобраться, являются ли адекватными и эффективными меры контроля, предназначенные для обеспечения соответствия целей и задач политике и стратегии в области КСО. В частности, им необходимо проверить, не противоречат ли цели и задачи, предписанные одному сотруднику, целям и задачам другого сотрудника. Таким образом, служба внутреннего аудита может оценить, удовлетворяют ли цели и задачи так называемым критериям SMART (конкретность, измеримость, достижимость, релевантность и привязанность ко времени).

Принимая во внимание цели и задачи в области КСО, устанавливаемые политикой и стратегией компании, необходимо создать и соблюдать процедуры для определения подлежащих контролю аспектов деятельности компании. Внутренним аудиторам следует проверить содержание и соблюдение данных процедур. В частности, объектом проверки должно стать определение соответствующих аспектов, с помощью которых будет оцениваться вклад в устойчивое развитие. Протоколы к показателям результативности из Руководства GRI могут быть использованы в качестве исходного материала для определения наиболее подходящих показателей.
Служба внутреннего аудита должна обеспечить то, чтобы аспекты КСО были включены в систему управления рисками организации. Выполняя свою консультационную функцию, внутренние аудиторы способны помочь руководству определить, оценить и применить методики управления рисками и меры контроля по предотвращению рисков, связанных с  внедрением практик КСО. В рамках аудита им следует собрать доказательства и определить, были ли выполнены задачи процесса управления рисками.

Деятельность в области КСО обеспечивается внутренними ресурсами компании. За внедрение практик КСО отвечают руководители компании, но в этот процесс могут быть вовлечены все сотрудники.   Внутренние аудиторы должны удостовериться, что в компании распределена ответственность за деятельность и отчетность в области КСО. Службе внутреннего аудита следует провести интервью с ключевыми руководителями для того, чтобы оценить эффективность распределения обязанностей. Также аудиторы могут проанализировать, обладает ли менеджер по КСО (если такая позиция введена) достаточными полномочиями для выполнения своих задач. Кроме того, необходимо провести интервью с высшим руководством с целью изучения его мнения по поводу эффективности менеджера. Далее внутренние аудиторы должны ознакомиться с отчетами, предоставляемыми высшему руководству. Это поможет обнаружить проблемы, связанные с достижением желаемых результатов. При этом аудиторам следует определить, принимаются ли адекватные меры по устранению данных проблем.
Необходимо также проанализировать процесс распределения ресурсов, способствующий достижению целей и задач в области КСО. Важно определить, какими могут быть последствия, если цели и задачи не будут достигнуты и выполнены. Внутренние аудиторы должны установить, определены ли показатели результативности, удовлетворяющие критериям SMART, и можно ли проследить связь между исходными источниками информации и показателями, указываемыми в отчетности.

Кроме того, внутренние аудиторы могут определить, была ли разработана и реализована программа тренингов по ознакомлению  сотрудников компании с концепцией КСО. Цель проведения тренингов заключается в том, чтобы каждый человек смог понять, какую роль он может играть и какую ответственность он может взять для достижения общих целей. Также необходимо убедиться в том, что ключевые сотрудники компании прошли соответствующие тренинги. Служба внутреннего аудита может также проверить, что каждая программа тренингов имеет четко установленную цель, и что существует система оценки, позволяющая оценить их качество и эффективность.

И наконец, внутренним аудиторам необходимо изучить план распространения информации в области КСО. Этот план должен включать в себя каналы распространения информации. Внутренние аудиторы также должны оценить, каким образом измеряется эффективность распространения информации, и корректируется ли план при необходимости. К каналам распространения информации относятся интернет и интранет, внутренние журналы, пресс-релизы, открытые мероприятия, конференции, реклама и официальный отчет по устойчивому развитию. Аудиторы анализируют, соответствует ли план распространения информации нуждам компании, а также целям и задачам политики и стратегии по устойчивому развитию.

Аудит и рекомендации по устранению недостатков являются важным моментом  в деятельности внутренних аудиторов. Непосредственно в рамках аудита системы управления КСО проводится анализ бизнес-процессов, разработка и внедрение процедур, регламентирующих деятельность компании в области устойчивого развития.
Внутренние аудиторы проверяют показатели эффективности, указываемые в отчетах, на достоверность и соответствие целям и задачам в области КСО. Для этого аудиторы должны, прежде всего, оценить адекватность и эффективность процессов, формирующих данные показатели. Недостатки процессов можно обнаружить во время беседы с пользователями этих показателей. Затем они изучаются аудиторами для определения причин их возникновения.

Аудиторы также оценивают эффективность мер, предпринимаемых для фиксирования выявленных несоответствий с системой управления КСО.

Контроль со стороны руководства применительно к рассматриваемой системе представляет собой проверку организации работ в области КСО, а также результатов их выполнения в установленные сроки. В ходе контроля собирается информация и осуществляется проверка степени соответствия реализуемых мероприятий по управлению КСО намеченным целям и задачам. Периодическая проверка адекватности и эффективности системы управления КСО, проводимая руководством, необходима для обеспечения ее непрерывного усовершенствования.  Аудиторы должны изучить достоверность информации, используемой руководством для проверки. Им следует удостовериться, что применяются эффективные меры контроля для обеспечения согласованности информации с другими отчетами. Аудиторы могут помочь руководству в осуществлении проверки, но они не несут ответственности за решения, которые примет руководство на основании этой проверки.

Аудиторы должны определить, ведут ли принятые решения к непрерывному усовершенствованию системы управления КСО. Они проверяют то, что цели и задачи периодически изучаются и по необходимости корректируются. Также необходимо удостовериться, что цели и задачи четко сформулированы и включены в фазу планирования следующего периода.

Таким образом, внутренние аудиторы имеют возможность продемонстрировать свое содействие внедрению практик КСО в компании. Для этого они могут:
— помочь в создании и внедрении системы управления КСО;
— помочь в разъяснении сущности КСО и устойчивого развития и проведении тренингов среди сотрудников;
— проводить аудиты по просьбе руководства;
— давать рекомендации по устранению недостатков;
— рекомендовать внешних аудиторов для проведения аудита нефинансовых отчетов.
Внутренние аудиторы должны четко понимать сущность концепций КСО и устойчивого развития и интересоваться лучшими международными и отечественными практиками в данной области. В целом это должно способствовать обеспечению инвестиционной привлекательности любой компании.

Авторы: Аннаева А.А., Кабашкин В.А.

Список литературы:

1. Руководство по отчетности в области устойчивого развития Глобальной инициативы по отчетности (GRI)
2. Международный стандарт ISO 26000 Руководство по социальной ответственности
3. Интернет-ресурсы: http://www.corporateregister.com/

Оцените статью
Adblock
detector