Влияние внешней среды на управление рисками

События последних лет показали, что, несмотря на продолжительную историю изучения рисков, разработку и применение методов управления рисками, до сих пор не выработано эффективного механизма, позволяющего учитывать неопределенность при управлении организациями. Самыми пострадавшими от кризиса 2008 года оказались инновационно-ориентированные экономики развитых стран (США, Япония, Еврозона), в то время как экономики ориентированные на материальное производство (в первую очередь Китай и Бразилия) практически не снизили темпы роста ВВП, что позволило достаточно быстро восстановиться сырьевым экономикам (Россия, страны ОПЕК).

{module 297}

Исследования показывают, что наиболее негативное влияние российские организации испытывают при воздействии на них внешних факторов. Хотя многие специалисты считают, что в классической рыночной экономике только одна треть вины за банкротство организации ложится на внешние факторы и две трети – на внутренние. Очевидно, что для России XXI века определение «классическая рыночная экономика» не подходит. Политическая и экономическая нестабильность, разрегулированность финансовых механизмов и инфляционные процессы были наиболее значительными факторами, влияющими на развитие российских государственных и частных предприятий. Непродолжительный период относительной стабильности начала ХХI века был нарушен мировым финансовым кризисом 2008 года, поэтому  приоритет по-прежнему остается за внешними факторами изменения рыночной структуры экономики.

По нашему мнению главными внешними факторами, порождающими риски для российских организаций, являются:

1. Нестабильность экономической ситуации. Под нестабильностью экономической ситуации понимают возникновение в экономике периодов напряженности. К ним относятся: кризисы, рецессии, колебания на рынках. В последние десятилетия под воздействием процессов глобализации большое влияние стали приобретать внешнеэкономические факторы, все чаще кризисы, происходящие в ведущих экономиках мира (США, Еврозона, Япония) перерастают в мировые.

2. Сырьевая ориентация. Сырьевая ориентация российской экономики делает ее чрезвычайно чувствительной к мировым экономическим процессам. Снижение или повышение цены нефти на 1 доллар за баррель приводят к изменениям поступлений в бюджет на 1 млрд. долларов в год, пропорционально изменяются доходы нефтяных компаний [1, С. 57]. Именно поэтому мировой кризис 2008 года и продолжающаяся рецессия ведущих экономик мира существенно сказались на бюджетной системе России.

3. Низкая инвестиционная привлекательность. Низкая инвестиционная привлекательность вызвана незрелостью политической системы,  коррумпированностью чиновников и необязательностью исполнения законов, что приводит к  большой динамике и трудной прогнозируемости процессов притока-оттока капиталов.

4. Изменение нормативной базы. Изменение нормативной базы (правовой фактор) в сфере регулирования риска связано с непредвиденными изменениями законодательства (положения, методики, рекомендации, нормативы и др.) к которым организация зачастую просто оказывается не готова. Отсутствие законодательной базы либо механизмов реализации законодательных актов также негативно влияет на функционирование организаций.

5. Изменение денежно кредитной политики. Денежно-кредитная политика – это политика правительства утверждаемая ежегодно и направленная на обеспечение устойчивого и эффективного развития экономики страны в целом. Область денежного обращения и кредита регулируется посредством изменения нормативов обязательных резервов, процентных ставок, ставки рефинансирования.

6. Уровень инфляции как фактор, формирующий риск организации проявляется в возможном обесценении активов, доходов в результате инфляционного изменения цен.

7. Социальная нестабильность. Социальная нестабильность порождается неравномерным распределением доходов среди населения, плохой организацией государством социальной работы и социальным «иждивенчеством» граждан, ведет к возникновению разногласий и, как следствие, росту преступности.

8. Недостаточность и низкое качество информации связано с искажением информации либо ее неполнотой (социальной, экономической, политической, коммерческой, финансовой и т.п.), с неразвитостью информационного рынка (отсутствие полной обеспеченности информационными технологиями, информационными продуктами и услугами необходимыми для построения нормального режима функционирования деятельности организации в целях принятия адекватных решений).

9. Стихийные и техногенные катастрофы приводят к возникновению чрезвычайных ситуаций, следствием которых становится невыполнение действующих условий договоров и возникновение убытков.

В развитие идей Генри Минцберга [4, С. 16] нами предложено  понятие риск–стратегии организации как осознанный принцип следования некой модели выбора допустимого риска при реализации плана по достижению долгосрочных результатов, соответствующих ее целям и задачам.

В процессе осуществления своей деятельности любая организация, так или иначе, принимает на себя различного рода риски. Практика показывает, что чем выше риск, тем больше возможная прибыль. Связь между возможной доходностью операций и риском в упрощенном виде выражена линейной зависимостью и отображена на рис. 1, где по оси Х отображен риск (р), а по оси У – значение возможного дохода (PF).

Рис. 1 Кривая риска

Когда мы говорим об ожидаемой доходности (PFR), а не о возможной (PF) доходности, то должны учесть, что под воздействием факторов риска линейная зависимость нарушается и, в большинстве случаев, приобретает очертания параболы (см. рис. 2).

 

Рис. 2 Кривая риска [5]

 

Как видно из рис. 2 на оси риска (P) кривой риска можно выделить 3 области. В области [0, P1] ожидаемая доходность операций (PFR) возрастает пропорционально риску. Далее будем называть эту область безрисковой областью (I). В области (P1, P2) ожидаемая доходность уменьшается пропорционально риску, но остается положительной. Далее будем называть эту область областью умеренного риска (II). В области [P2, 1] ожидаемая доходность превращается в убыточность. Далее будем называть эту область областью повышенного риска (III). В то же время возможная доходность операций в безрисковой области (I) ограничена значением PF1, в области IIзначением PF2, а в области повышенного риска (III) практически не ограничена.

Из приведенных рисунков хорошо видно, что риски двояки по своей природе, с одной стороны они являются препятствием для совершения определенной деятельности организации, с другой предоставляют возможности наращивать объемы операций с целью получения большей прибыли.

{module 297}

По нашему мнению риск–стратегия организации определяет соотношение рисков совершения операций. В соответствии с рис. 2 теоретически существует три альтернативные  риск–стратегии организации:

1) агрессивная;

2) консервативная;

3) умеренная.

Агрессивная, рискованная или спекулятивная стратегия предполагает собой получение повышенного дохода при одновременно осознанной высокой степени риска, данная стратегия предполагает, что все операции организации будут проводиться в области III кривой риска. Классическим представителем организаций, придерживающихся агрессивной риск–стратегии являются венчурные фонды.

Консервативная или риск–нейтральная стратегия предполагает получение гарантированного результата, при максимальной надежности, данная стратегия предполагает, что все операции организации будут проводиться в области I кривой риска.  Предполагается, что все бюджетные организации (например,  Пенсионный фонд Российской Федерации) должны придерживаться такой риск–стратегии.

Умеренная риск–стратегия предполагает получение увеличенного дохода при среднем уровне риска, т.е. данная стратегия предполагает, что все операции организации будут проводиться в области II кривой риска.

Коммерческие организации в своей деятельности используют все три рассмотренные риск–стратегии. Поэтому риск–менеджерам нужно осуществить выбор той или иной риск–стратегии, в зависимости от состояния внешней среды и организовать процесс управления рисками с использованием риск–стратегии. В данной статье мы предлагаем рассмотреть механизм управления рисками использующий риск–стратегию, как инструмент реакции организации на неопределенность.

На рис. 3 представлен механизм управления рисками организации.

Обозначенный механизм управления рисками выстраивается в соответствии со следующими принципами:

1) процесс управления риском является частью общего менеджмента, т.е. все действия руководства выстраиваются в соответствии общей стратегией развития организации;

2) при управлении риском особое внимание следует уделять факторам, оказывающим непосредственное влияние на систему в целом;

3) процесс управления риском носит динамический характер, что обусловлено непрерывным характером изменения внешней и внутренней среды организации.

=

 

Рис. 3. Механизм управления рисками [составлено автором]

Соблюдение совокупности вышеперечисленных принципов обеспечивают системный подход в управлении рисками.

Как любой механизм управления, механизм управления рисками в своей работе использует различную информацию. Наиболее значимой для функционирования механизма управления рисками является информация позволяющая оценить риски. Под оценкой риска мы понимаем количественную и качественную характеристику уровня риска. При этом результатом количественной оценки риска является расчет значений показателей риска в процессе его мониторинга, результатом качественной — мотивированное суждение о существенности риска.

Начальным этапом в системе управления риском является идентификация. Под идентификацией риска подразумевается выявление его специфики, прогнозирование возможностей и особенностей реализации, изменение риска во времени, степень взаимосвязи с другими рисками, определение факторов оказывающих влияние на идентифицируемый риск. На данном этапе определяются факторы риска, вероятность убытков, а также обстоятельства их возникновения. В процессе идентификации основная роль отводится не только информационной составляющей (обеспечивающая подсистема механизма управления рисками), но и профессионализму, опыту, эрудиции и интеллекту риск-менеджера.

Основным современным практическим методом оценки риска выступает экспертный метод, который позволяет, основываясь на системном анализе доступной информации и собственном опыте выявить источники, носители и плоскость наступления риска организации. Для этих целей создается карта риска, в которой отображаются возможные его проявления. Используют также ряд неформализованных методов получения и обработки экспертных мнений: дельфийский метод, метод «дерева решений», морфологический анализ, метод аналогий, метод «мозговых атак».

На этапе идентификации и оценки последствий наступления риска используется также сценарный анализ. Основные составляющие сценарного анализа: стресс-тестирование, бэк-тестирование, What-if сценарии, декомпозиция рисков, анализ чувствительности.

Далее проводится качественный и количественный анализ рисков, выявленных на первом этапе. Основной задачей качественного анализа является определение факторов, областей и видов рисков для организации, т.к. результаты качественного анализа рисков служат исходной информацией для проведения количественного анализа. Количественный анализ рисков дает возможность численно определить размеры отдельных рисков в организации и обычно проводится методом Value at Risk(Var) [6, С. 343].

Затем наступает этап непосредственного управления рисками. В процессе осуществления управления, риск – менеджеры контролируют соответствие реальной деятельности организации выбранной риск–стратегии, а так же на основании сравнения допустимых диапазонов и реальных значений основных показателей рисков, задаваемых риск–стратегией, принимают решение о применении того или иного способа управления риском.

Что касается способов управления риском, то в экономической литературе принято выделять четыре общих способа управления: избежание, удержание, передача и снижение риска.

Избежание риска предполагает отказ от связанного с риском проекта или постепенное уменьшение объемов связанного с риском бизнеса. Иными словами, избежание предполагает отказ от операций, риск по которым попадает в области (см. рис. 2.), признанные риск–стратегией  не приемлемыми для ведения операций. Удержание риска означает его поддержание в выбранной риск–стратегией области, а в случае возникновения негативной ситуации (перехода риска в нежелательную область) готовность покрыть его за счет собственных средств. Передача риска как способ управления риском предусматривает передачу всего или части риска другой стороне, ответственной за возмещение ущерба в случае его возникновения. Снижение риска используется, когда риск–стратегия организации допускает работу в областях повышенного и критического риска, и предполагает использование методов уменьшения возникновения вероятности реализации риска, а, главное, размера потерь от него. Основными методами снижения риска являются: диверсификация, лимитирование, резервирование, страхование, кроме того, мы считаем, что использование риск–стратегии при принятии управленческих решений и мониторинг соответствия реальной деятельности организации заявленной риск–стратегии так же способствуют снижению рисков организации.

Последний и заключительный этап в системе управления рисками – контроль за выполнением намеченной программы, анализ и оценка результатов выполнения выбранного варианта рискового решения.

Рассмотрим место риск–стратегии в механизме управления рисками и поясним, как использование и корректировка риск–стратегии снижают риски организации.

На этапе стратегического планирования происходит выбор риск–стратегии организации в соответствии с вероятностями реализации предполагаемых будущих состояний экономики и  нормами возможной доходности различных риск–стратегий. В результате применения алгоритма выбора риск–стратегии [2, стр. 14] организация определяет процентное соотношение количества или объема сделок разрешенных для реализации в каждой из областей риска кривой риска (см. рис. 2.). Далее в соответствии с приведенными нами подходами определяются наиболее существенные проявления факторов риска, вызванных изменением внешней среды бизнеса и значения параметров, свидетельствующих о таких изменениях.

На основании анализа процентного соотношения количества или объема сделок разрешенных для реализации в каждой из областей риска кривой риска определяются предельные значения каждой составляющей портфеля заказов организации (кредитного портфеля в случае кредитной организации).

Так же на основании анализа имеющейся статистической информации и опроса экспертов определяются основные показатели рисков организации и допустимые диапазоны их значений.

На этапе оперативного управления организацией значения параметров, свидетельствующих об изменениях внешней среды бизнеса, предельные значения составляющих портфеля заказов и допустимые диапазоны основных показателей рисков организации выступают в качестве рычагов управления (см. рис. 3) позволяющих персоналу осуществлять деятельность в рамках принятой риск–стратегии организации, а руководству контролировать действия персонала и изменения внешней среды.

Мониторинг соответствия реальной деятельности организации заявленной риск–стратегии и проводимая в случае отклонения корректировка являются методом управления риском (см. рис. 3), позволяющим соблюдать выбранный на этапе стратегического планирования уровень риска организации. В случае изменения внешней среды бизнеса, о чем свидетельствует превышение хотя бы одного из предельных значений составляющих портфеля заказов производится повторный анализ влияния факторов риска внешней среды бизнеса и определяются  нормы возможной доходности альтернативных риск–стратегий.  Данные действия позволяют руководству организации повысить или понизить допустимый уровень риска. Так как каждая из альтернативных риск–стратегий наиболее эффективно работает в определенном состоянии экономики (агрессивная в период подъема, консервативная — в кризис и пост кризисный период, нейтральная — в период стабильности)  своевременный пересмотр риск–стратегии позволяет либо повысить возможную доходность организации с одновременным оправданным повышением уровня риска в период подъема экономики, либо значительно снизив уровень риска обеспечить организации максимальную устойчивость в кризисный период.

В  условиях экономической нестабильности и неопределенности очень важно правильно выстроить работу механизма управления рисками. В слово «правильно» вкладывается следующий смысл: тесное взаимодействие подразделений, непосредственно связанных с риском, должно осуществляться исходя из стратегических установок и целей, заданных в стратегии развития, в строгом соответствии с определенной руководством организации риск–стратегией. Данное взаимодействие должно приводить: к предвидению рисков, определению их возможных последствий, исключению принятия исполнительным руководством и сотрудниками организации неконтролируемых и нерегламентированных решений, организованному выбору способов воздействия на риски; к обязательному наличию обратной связи между подразделениями, т.е. результаты каждого этапа должны становиться исходными данными для последующих этапов.

Автор:
Спиридонова Лидия Васильевна
аспирант ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», г.Сургут
E-mail.ru: Lidia_vik@mail.ru

Статья из журнала «Управление экономическими системами» 12(36)2011

Библиографический список

1. Грошев, А.Р. Особенности и проблемы сбалансированного эколого-экономического развития региона в экономике переходного периода. – Ханты-Мансийск: РИЦ ЮГУ, 2005. – 140 с.

2. Грошев, А.Р. Риск-стратегия кредитной организации / А.Р. Грошев, Л.В. Спиридонова // Современные проблемы организации производства, менеджмента и маркетинга: коллективная монография. – Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011. – в печати

3. Иванов, А.А. Риск-менеджмент. Учебно- методический комплекс / А.А. Иванов, С.Я. Олейников, С.А. Бочаров. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 193 с.

4. Минцберг, Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б., Альстрэд,  Лж. Лэмпел / пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. ­­– СПб.: Изд-во ПИТЕР, 2000. – 174 с.

5. Спиридонова, Л.В. Риск-стратегия как инструмент управления организацией в условиях неопределенности [Электронный ресурс] / Л.В. Спиридонова  // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/100-4942

6. Шапкин, А.С. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций / А.С. Шапкин. — М.: Дашков и К°, 2005. – 880 с.

Оцените статью
Adblock
detector