Организационно-экономические направления развития инновационной стратегии предприятий авиационно- промышленного комплекса

Целевые инновационные программы по  реформированию  высокотехнологичных отраслей, призваны обеспечить динамичное развитие потенциала предприятий авиационно- промышленного комплекса, повышение их конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. В основу развития должны быть положены глубокие качественные преобразования управленческой и производственно-технологической базы предприятий и переход к новой инновационной стратегии развития.

Системный характер программно-целевого планирования, используемый при разработке инновационной стратегии развития позволяет обосновать подход к структуре процесса принятия решения, включающего определение целей, идентификацию и анализ проблем, выработку и анализ альтернатив стратегий инновационного развития и организацию выполнения стратегии.

Следует отметить, что в настоящее время в инновационной стратегии России по-прежнему наблюдается слишком сильный уклон в сторону НИОКР. Эти меры остаются традиционными, в том смысле, что в них явно просматривается модель государственного управления, проводящая четкую грань между образованием и наукой, с одной стороны, и инновациями и промышленностью – с другой. Все еще система НИОКР является фактором предложения инноваций, а также связующим звеном продвижения инноваций на промышленные предприятия Такими связующими звеньями являются научные центры, координирующие конкретные целевые программы, и научно-технологические парки, осуществляющие коммерциализацию инноваций через современные высокотехнологичные предприятия и промышленные комплексы.

{module 297} 

Этот подход к инновационной  деятельности предполагает,  что проблемы заключаются  не в недостатках деятельности исследовательских учреждений или несоответствии их  продукции спросу со стороны предприятий и заказчиков, а в неэффективности организационных связей между этими учреждениями. То есть охват инновационной стратегии предприятий  оказывается ограниченным и в основном концентрируется  на  возможностях  и  ресурсах  научных,  технологических  и  учебных учреждений, которые выполняют организационно-экономическую и технологическую деятельность от имени промышленных предприятий.

Соответственно такая инновационная стратегия не касается мер, направленных на усиление технологической активности предприятий и промышленных комплексов, а также механизмов, предназначенных для повышения способностей самих предприятий и промышленных комплексов самостоятельно осваивать технологические знания, укреплять свои собственные возможности проектирования, инжиниринга и других способов развития технологии, или осуществлять свою собственную инновационную деятельность.

Используя опыт развития систем инновации государств Западной и Восточной Европы, который поощряет открытость и одновременно способствует развитию конкуренции на основе инновационного технологического развития отраслей, следует отметить, что взаимодействие предприятий в промышленном комплексе достигается посредством развития организационных возможностей инновационных систем и состояния их сетевых связей. Состояние и перспективы развития моделей систем  инновации,  основные  источники инновации и инструменты представлены на рис 1.

В этом контексте оценка организационных возможностей инновационных систем и состояния их связей, доступ к глобальным сетям и способность принимать участие в работе этих сетей имеют важное значение для обеспечения конкурентоспособности и
экономического роста предприятий авиационно-промышленного комплекса.

Основные изменения инновационного развития происходят по следующимнаправлениям:

· смещение фокуса инновационного развития с вопросов поддержки науки и коммерциализации результатов научных исследований в сторону  более  широкого  комплекса  мер,  уделяющих  главное  внимание вопросам инновационного бизнеса и конкурентоспособности;
· постепенный переход к конкурсному финансированию государственных НИОКР;
· переход от исключительного фокуса на связи между академическими учреждениями и промышленными предприятиями к более широкому фокусу на внутрирегиональные и кластерные связи;
· переход  от  ситуации  неприменения  оценочных  процедур  к признанию, что оценка является достаточно важным ингредиентом формирования и реализации инновационной стратегии;
· предпринимаются значительные усилия по развитию человеческого капитала, с тем чтобы увеличить предложение и повысить профессиональную квалификацию лиц, занимающихся инновационной
деятельностью.

Рис. 1. Состояние и перспективы развития моделей систем инновации

Организационно-экономические  направления  развития  инновационной  стратегии предприятия используют следующие системные инструменты и функции:
· гранты состоящим в партнерских отношениях компаниям или исследовательским организациям,
· финансирование менеджеров кластеров или сетей,
· меры по устранению системных сбоев, например, касающихся доступа к финансированию,
· управление системными связями; проектирование (или демонтаж) и организация инновационных систем в кластерах;
· создание технологических платформ для накопления знаний, обучения и экспериментирования;
· создание инфраструктуры для стратегического анализа;
· формулирование  потребностей  и  разработка  стратегического перспективного видения процесса развития.
Важным направлением является также формирование инновационной инфраструктуры,  где  одним  из  наиболее  известных  ее  видов  являются  научные  и технологические парки.

Основа концепции технопарков – поощрение сотрудничества между научными организациями, вузами и бизнес-сектором для эффективного использования создаваемых инновационных технологий. Цель – содействие созданию и росту новых высокотехнологичных промышленных комплеков, использующих результаты исследований НИОКР и вузов, стимулирование появления новых источников дохода для университетов и научных организаций, создание новых рабочих мест, а также перестройка промышленности на основе новых технологий.

{module 297} 

В статье предлагаются следующие организационные направления совершенствования инновационной  стратегии предприятия, позволяющие изменить исходные установки и нерешенные организационные проблемы российских высокотехнологичных предприятий авиа-промышленного комплекса:
1.Обеспечение глобального конкурентного преимущества высокотехнологичных отраслей.
2.Формирование эффективной структуры высокотехнологичных отраслей.
3.Техническое, технологическое и организационное развитие инновационных предприятий.

Первое  направление  по  обеспечению  глобального  конкурентного  преимущества высокотехнологичных отраслей связано с обновлением комплексной стратегии управления организационным, экономическим и технологическим развитием инновационной продукции для достижения конкурентного преимущества высокотехнологичных отраслей для развития конкуренции во внешней и внутренней среде. Условия конкуренции в мировой среде определяют для российских авиационных предприятий необходимость наращивания конкурентных преимуществ продукции, работ и услуг. Целевые установки конкретных проблем  разработок  и  бизнес-планов  конкурентоспособной  продукции  должны  быть соподчинены целям перспективного инновационного развития стратегии отрасли и предприятий.

Конкуренция в развитых странах определяет также необходимость совершенствования технологических процессов и продуктов для создания конкурентных преимуществ российской продукции при использовании ее в инновационных системах.

Конкурентное преимущество во внешней среде во многом определяется ценовой политикой.  Поэтому эффективная политика снижения издержек высокотехнологичной продукции, формируемая во внутренней среде, является необходимым условием повышения конкурентоспособности российской продукции. Реализация этой политики требует организации конкуренции между предприятиями отраслей высокотехнологичной продукции.

Повышение конкурентоспособности продукции связано также с формированием ядра высококвалифицированных специалистов и менеджеров.

Принятые стратегия и политика, правила принятия решений являются основой эффективности управления и способствуют подбору и мотивации команды высококвалифицированных специалистов. Высокий уровень менеджеров и их эффективное взаимодействие обеспечивает организацию процесса постоянного исследования, поиска и реализации возможностей увеличения объемов и прибыльности продаж, аккумулирования ресурсов и осуществления инвестиций, а  также рост стоимости активов и капитала предприятий отрасли. Важным направлением социальной  защиты работников является формирование модели взаимоотношений между государством и производителями инновационной продукции на контрактной основе.

Второе направление по формированию   эффективной структуры высокотехнологичных отраслей создает возможности наращивания конкурентных преимуществ продукции и услуг, проведения государственной политики использования инновационных разработок военных и гражданских производств, а также участие зарубежных  производителей  в  технологическом  разделении  труда  при  изготовлении наукоемкой продукции и создание интеграционных образований (союзы, альянсы).

Конкурентные отрасли в национальных экономиках развитых  стран обычно распределяются неравномерно,  и связываются в так называемые интеграционные образования (кластеры, пучки), состоящие из взаимозависимых предприятий отрасли. Конкурентоспособный сегмент отрасли  или отрасль в целом в процессе взаимно поддерживающих отношений помогает созданию другой отрасли или ее сегменту. Наличие интеграционных образований в отрасли обеспечивает также доступ к квалифицированной рабочей силе, используя связанную диверсификацию  компаний или стимулируя возникновение новых фирм путем отделения.

Успех объединения в единое целое группы предприятий, которые в совокупности образуют  последовательность наукоемких, капиталоемких производств инновационного продукта  основано  на  ряде  преимуществ.  Преимущества  распространяется  по  всем
направлениям организационных связей. Происходит свободный обмен информацией и

быстрое распространение инноваций между предприятиями, по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами. Взаимосвязи внутри интеграционных образований ведут к разработке новых путей в конкуренции и порождают совершенно  новые  возможности  развития  новых  инновационных  подходов,  а  также возникновению новых производителей, появляющихся из отраслей-потребителей, из смежных отраслей.

Третье направление, связанное с техническим, технологическим и организационным развитием  инновационных  предприятий,  определяется  платежеспособным  спросом  на продукты и услуги по изготовлению и использованию продукции со стороны потребителей в соответствии с приоритетными направлениями развития отраслей и условиями конкуренции на мировых рынках.

Однако, только наличие  средств на выполнение приоритетных разработок, осуществление  инвестиций в  реконструкцию и модернизацию инновационных технологических процессов, а также повышение уровня организационного развития производств может обеспечить изготовление качественных и конкурентоспособных инновационных изделий.

Тенденции роста затрат на разработку сложных инновационных изделий по мере внедрения новых технологических решений требуют оценки риска окупаемости затрат на разработку и производство при последующей реализации продукции.

Западные корпорации, решая эту проблему, ищут пути сотрудничества в части разделения рисков. Для российских авиационных предприятий и промышленных комплексов этот вопрос стоит еще более остро. При отсутствии широких экономических возможностей необходимо найти свою нишу на мировом рынке в определенном классе инновационной техники и технологии, где мы можем уверенно выиграть, и/или идти на международное сотрудничество, деля рынок пропорционально внесенному вкладу в разработку.

Маркетинговые условия по формированию номенклатуры инновационной продукции предприятий  авиастроения и условия их реализации должны выгодно отличаться от аналогичных разработок зарубежных конкурентов, поэтому и являются определяющими в современных условиях. Конкурентные  свойства  продукции, стратегическая политика менеджмента и маркетинга будут  определять потенциальные объемы и прибыльность продаж высокотехнологичных авиационных технологий, а также тенденции к их
дальнейшим изменениям.

Выводы

1. Оценка состояния и перспективы развития моделей инновационных систем выделяют новые идеи совершенствования инновационной  стратегии предприятий. Отличительной особенностью такой стратегии становится многообразие используемых инструментов и методов, наличие множества взаимно переплетающихся организационных связей между отдельными участниками инновационного процесса.
2. Предлагаемые разработки имеют существенное значение для улучшения внутрифирменной работы высокотехнологичных предприятий авиастроения в части организации и управления организационными связями, обеспечивая оперативность реагирования на изменения в производственной деятельности промышленных комплексов;
3. Внедрение организационных направлений при разработке и реализации инновационной стратегии предприятия позволит усилить взаимосвязи предприятий на основе  синергизма, минимизировать сроки, затраты на разработку и внедрение инновационных продуктов на предприятиях авиа-промышленного комплекса.

Авторы:
Агеева Наталья Георгиевна, профессор Московского авиационного института (национального исследовательского университета).д.т.н.,тел.: 8 (499) 158 8688. e-mail: k501@mai.ru

Ребий Елена Юрьевна, доцент Северо-Кавказского гуманитарно-технического института, тел.: 865-2-360454. е-mail:rebiy@yandex.ru

Статья из журнала “Труды МАИ” №49 (2011)

Библиографический список

1. Агеева Н.Г. Стратегическое управление наукоемким предприятием. (Адаптация к динамичным изменениям внешней среды). Монография М.: Изд-во МАИ-ПРИНТ, 2009, 383 с.
2. Инновационное развитие основа модернизации экономики России: Национальный доклад. М.: ИМЭМО РАН, ГУ ВШЭ, 2008.
3. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2004, 632 с.
4. Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации (№ Пр-843). Утвержден Президентом РФ 21.05.2006.
5. Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов (содержательные, экономические и институциональные аспекты). Сводного отчета Отделения Общественных наук РАН за 2002 г. М: РАН, 2003.

Оцените статью
Adblock
detector