Профессиональная ориентация и психологическая поддержка в развитии трудопрофессионального потенциала социально незащищенных групп населения

Актуализация трудоресурсного потенциала, а также решение проблемы занятости социально незащищенных групп населения в значительной степени зависит сегодня от того, насколько широко и последовательно используются в работе с различными социальными группами механизмы их вовлечения в трудовую деятельность (включая методы профессиональной диагностики и психологической коррекции, психологической поддержки).

Причем, в условиях рыночной экономики конкурентные общественные отношения, пронизывающие все сферы общественной жизни, требуют, чтобы трудоспособный гражданин, относящийся к социально — уязвимым группам населения, активно и всесторонне изучал свои собственные профессиональные возможности, обладал способностью заинтересовать собой своего потенциального работодателя, а затем, после приема на работу, выдерживал конкуренцию в трудовом коллективе, на рабочем месте.

При этом на рынке труда сохраняется недооценка социально незащищенных групп населения, не позволяющая в полной мере задействовать их профессиональные возможности в системе развития кадрового потенциала различных отраслей экономики.

Одной из важнейших составляющих процесса развития производительных сил в условиях рыночной экономики и соответственно жесткой конкуренции является всестороннее использование профессиональной ориентации и психологической поддержки в работе со всеми основными категориями социально незащищенных групп населения. Чтобы правильно и глубоко понять роль и место профессиональной ориентации и психологической поддержки в развитии трудопрофессионального потенциала социально незащищенных групп населения, целесообразно анализ этой сложной и актуальной проблемы начать с определения формулировки современного определения содержания понятий «профессиональная ориентация» и «психологическая поддержка».

Еще лет двадцать назад, в период «всеобщей занятости», под профессиональной ориентацией подразумевалась работа педагогов и хозяйственников по привлечению молодежи в те сферы общественного производства, в которых ощущался дефицит рабочих кадров. В 90-е годы по мере формирования в стране рыночных, конкурентных общественно- экономических отношений, профессиональная ориентация pi психологическая поддержка приобрели особое значение.

В настоящее время, по мнению ряда учетных, понятие «профессиональная ориентация» охватывает собой деятельность особых специалистов — профконсультантов-психологов и их клиентов по выбору подходящих профессий, пользующихся спросом на рынке труда. Профориентация включает в себя так же профотбор и профподбор, профессиональную и социальную адаптацию, прогнозирование профессиональной карьеры, обучение людей быть конкурентоспособными на рынке труда и на любом рабочем месте, информирование о профессиях и рынке труда.

Следует понимать, что если прежде профориентацию использовали как средство «латания дыр» в кадровом обеспечении непривлекательных вакансий в общественном производстве, то в настоящее время профориентация представляет собой диагностику профессиональных способностей человека применительно к любой сфере общественно — полезной деятельности и составление прогнозов успешности этой деятельности. Профориентация — это самопознание собственных профессиональных предпосылок с помощью особого специалиста и достижений наук о человеке и актуализация этих предпосылок, то есть построение личной профессиональной карьеры на основе познанных психо-эмоциональных и интеллектуальных качеств, достоинств и недостатков специалиста и с учетом требований рынка труда.

Профориентация как отрасль знаний аккумулирует в себе достижения множества наук о человеке и обществе: психологии, социологии, медицины, экономики, философии и другие. С этой точки зрения профориентация — это методология профессионального самоопределения, профессионального раскрытия и самореализации личности, методология поддержания себя на конкурентоспособном уровне на рынке труда, а затем на рабочем месте.

С другой стороны, как толкуют экономические словари, понятие «психологическая поддержка» включает в себя психологическую профилактику, психологическое консультирование, психологическую коррекцию, в целом — повышение психологической защищенности и психологической конкурентоспособности личности. Причем, психологическая поддержка на профессиональном уровне так же исключительно актуальна для всех категорий граждан, ищущих работу, в связи со сложностью процесса профессиональной и социальной адаптации в условиях нецивилизованного рынка, жесткого кризиса российского общества и психологической запущенности большинства социальных групп российского народа.

В новейшей истории России профессиональная ориентация в ее современном понимании начала распространяться благодаря деятельности созданной в апреле 1991 года Федеральной государственной службы занятости населения и создания в центрах занятости населения структурных подразделений (назначения специалистов), ответственных за проведение профориентационной работы не только с гражданами, ищущими работу, но и с учащимися выпускных классов общеобразовательных школ.

Углубление экономической реформы в Российской Федерации и дальнейшее развитие страны по пути социального прогресса невозможны без качественно новой работы с различными многомиллионными группами населения на основе достижений отечественной и мировой практической психологии, в том числе профориентации и психологической поддержки. Более того, полное и эффективное использование трудового потенциала требует разработки и принятия федерального закона о профессиональной ориентации и психологической поддержке различных социальных групп населения.

В самом деле, если исполнительная и законодательная власть страны сознательно создает в России рыночные, конкурентные общественные отношения, то оно в таком случае, просто обязано сознательно готовить все население страны к жизнедеятельности и адекватному поведению в общественных отношениях, основанных на конкуренции, помогать им адаптироваться к суровым экономическим и социальным условиям. Методологической основой такой помощи является профессиональная ориентация (в ее полном современном значении) и психологическая поддержка социально — незащищенных групп населения.

В условиях рынка и конкуренции модель поведения человека в профессионально- трудовой среде иная, чем в условиях государственной экономики и гарантированной стопроцентной занятости населения. В настоящее время, по мнению экспертного сообщества в России миллионы людей ведут себя неадекватно в сфере профессиональной деятельности, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. В стране — рыночная экономика, конкурентные общественные отношения, а десятки миллионов ведут себя так, как будто нет безработицы, а государство по-прежнему гарантирует всем людям, как в советское время, занятость и возможность заработать хотя бы на прожиточный минимум. Фактически же такой гарантии не может быть, есть только содействие занятости населения.

Анализ имеющихся социологических тенденций показывает, что подобное происходит потому, что последние 20 лет в деятельности центральной и местной власти отсутствует продуманная целенаправленная организационно-воспитательная и психологическая работа с населением страны по сопровождению экономических реформ, в том числе и в особенности среди социально — незащищенных групп населения. Принятие закона о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения обяжет руководителей общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, государственных и предпринимательских структур, в которых работает по найму персонал, целенаправленно и систематически заниматься вопросами безошибочного выбора сферы деятельности, профессиональной и социальной адаптацией студентов и учащихся, профессиональным отбором на основе профессиональной и психологической диагностики людей, разработкой и сопровождением планов профессиональной карьеры и многими другими психологическими вопросами, активно воздействующими на поведение людей.
Принятие и введение в действие указанного закона поможет государству активно и научно влиять на профессиональное становление населения, уменьшит долю стихийности и случайности в решении вопросов профессионального самоопределения людей, нацелит население на достижение наивысшего профессионального мастерства в той или иной сфере, профессиональной гибкости и мобильности.

Принятие закона о профориентации и психологической поддержки населения будет означать оформление социального заказа на подготовку в крупных вузах страны тысяч практических психологов, которые смогли бы работать на высоком профессиональном уровне не только со школьниками, но и с различными социальными категориями взрослого населения страны.

Современная практическая психология располагает колоссальными знаниями и эффективными методиками. В руках квалифицированного психолога эти методики оказываются чрезвычайно необходимыми и полезными для людей самых разных возрастов и специальностей. В тоже время на должности психологов нередко зачисляются люди, не имеющие солидной подготовки по специальности «практическая психология». В результате руководитель и коллектив не могут увидеть пользу от работы таких психологов. В итоге компрометируется психологическая работа как таковая, занижается общественная оценка потенциальных возможностей практической психологии. Поэтому сегодня в России система работы с кадрами, несмотря на все новшества, в целом остается старой, неадекватной рыночной экономике. Россия обречена на отставание в профессионализме до тех пор, пока примитивная система работы с персоналом остается господствующей на производстве и в учреждениях. Понимание этой проблемы очень существенно, потому что на производстве и в учреждениях формируется спрос на то или иное профессиональное качество специалистов.

Повышение профессионализма невозможно без существенных новых усилий в подготовке кадров. Нынешний опыт показывает, что по своей инициативе профессиональные учебные заведения не будут повышать профессионализм своих питомцев, если «серые» выпускники находят себе работу.

Отделы по работе с персоналом в трудовых коллективах и учреждениях, владеющие методикой профессиональной и психологической диагностики, серьезно повышают планку в формировании спроса на профессионализм молодых специалистов. Данное обстоятельство и является одной из причин, того, что в России нужны сотни тысяч высококвалифицированных практических психологов, которые будут формировать психологическое здоровье россиян.

На основе закона о профессиональной ориентации и психологической поддержке начнет складываться новая, рациональная система воспитания молодежи и персонала в трудовых коллективах, без которой невозможно стать страной с цивилизованными общественными отношениями и нравами. Развитие профориентационных и психологических услуг под воздействием соответствующего закона неизбежно будет формировать мотивационные установки, то есть вырабатывать активнейшую сознательную позицию миллионов людей, по вопросам профессионального самоопределения, своего профессионального мастерства, особого типа поведения на рынке труда, а также на рабочем месте.

Таким образом, принцип экономического принуждения дополняется сознательным научно обоснованным профессиональным выбором.

Принятие и последующее выполнение закона о профориентации и психологической поддержки потребует больших денег. На наш взгляд, основные расходы по созданию высокопрофессиональной структуры профессиональных и психологических услуг может взять на себя средний и крупный бизнес, который в результате приватизации получил в частную и акционерную собственность колоссальные общественные богатства и который по-прежнему использует подготовленных, за счет госбюджета и личных средств граждан, специалистов, не вложив ни рубля в профессиональное обучение кадров. Эти расходы крупного и среднего капитала составят маленькую компенсацию за «шоковую терапию», обрушившуюся на россиян.

Цивилизованные частные компании должны планировать расходы на профориентационные и психологические программы и включать их в свою экономическую стратегию. Эти расходы станут ничем иным, как инвестициями в профессиональное становление специалистов и в производство. На этой основе будет постоянно увеличиваться кадровый потенциал России и каждого региона, а следовательно, и профессионально-квалификационная основа бизнеса. Как показывают практические результаты работы развитие системы профориентации и психологической поддержки в органах государственной службы занятости в стране в течение последних 10 лет практически доказало исключительно высокую общественную эффективность данного направления деятельности для сотен и сотен тысяч людей. Невозможно переоценить и практическую индивидуальную пользу для любого человека, с которым работает профконсультант и психолог по вопросам выбора подходящей профессии, профессиональной, трудовой и социальной адаптации, психологической поддержки, коррекции и т.д.

Таким образом, можно констатировать, что именно опыт работы службы занятости страны и регионов доказывает необходимость того, чтобы закон о профессиональной ориентации и психологической поддержки включил в свое правовое поле все ведомства: общее и профессиональное образование, наемных работников в сфере частного и акционерного капитала, предприятия всех форм собственности, все государственные управленческие структуры.

Руководствуясь вышеизложенными концептуальными положениями, можно предложить следующие направления работы для обеспечения адаптации на рынке труда социально — незащищенных групп населения с использованием механизма профориентации психологической поддержки:

-преодоление в ведомствах, учреждениях недооценки и пренебрежения профориентационной и психологической работой среди социально незащищенные группы населения;
-налаживание на профессиональном уровне профориентационной работы и психологической поддержки в ведомствах, учреждениях;
содействие профессиональному росту психологов;
-введение во всех общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях в программу обучения обязательного и дифференцированного спецкурса под названием: «Выбор подходящих профессий. Профессиональная и социальная адаптация в условиях конкуренции на рынке труда и в трудовых коллективах»;
-организация подготовки практических психологов по работе со взрослыми категориями населения;
-организация стажировки менеджеров по работе с персоналом.

Таким образом, выявление истинных причинно — следственных отношений проблем безработного гражданина подсказывает средства повышения его конкурентоспособности на рынке труда.

Автор:
М. Зугумова, соискатель кафедры экономики и социологии труда, Дагестанский государственный университет
Статья из журнала “РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция”, №1, 2012

Библиографический список:
Кляч ко Т. Л. Финансирование образования — какая модель эффективнее? Интернет — конференция «Финансирование и доступность высшего образования”. М., 2009
Леденева, Е. Тюрюканова. Профориентация и профинформация в России. М., 2006
Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Митрофанов Н.Г. Рынок труда и профессиональная ориентация. М.: Хронограф, 2007
Раухе А. Новые нап равления социальной политики // Новые инициативы в муниципальной социальной политике. Материалы семинара — тренинга. Тула. Октябрь 2009
Рынок труда региона в условиях структурной перестройки экономики: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. (12-13 нояб., 1998 г., Кемерово) / Кем. гос. техн. ун-т. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998
Словарь современной экономической теории Макмиллана. М. — Инфра М, 1997

Оцените статью
Adblock
detector