Условия обеспечения устойчивости рыбопромышленной деятельности в конкурентной среде

Характеризуя факторы устойчивого развития рыбопромышленной деятельности в конкурентной среде, отметим, что к основным из них относятся: состояние сырьевого потенциала рыбной отрасли; состояние материально-технической базы рыбодобычи и рыбопереработки; эффективность форм и методов регулирования рыбохозяйсгвенных процессов на различных уровнях управления.

Состояние сырьевого потенциала определяется климатическими условиями, возможностью организации промысла в течение всего года в различных районах Мирового океана, наличием прибрежных зон и внутренних водоемов, возможностью развития аквакультуры, условиями для воспроизводства водных биологических ресурсов и имеющимся водным биопотенциалом. То есть всем комплексом доступных для отечественного промысла запасов рыбных и нерыбных объектов.

Сырьевой потенциал рыбопромышленной сферы формируется в акваториях Мирового океана и во внутренних водоемах России, водные биоресурсы которых можно рассматривать как единое биологическое целое.

Рассмотрим некоторые основные проблемы рыбодобычи в отечественной зоне рыболовства на примере Дальневосточного региона, куда входит и рыбная отрасль Камчатского края. Преобладающим промысловым объектом здесь остается минтай, хотя в последние годы его улов снизился.

Снижение численности минтая в Японском море, у Южных и Северных Курил, Восточной Камчатки и Сахалина теперь охватило и Охотское море. Складывающаяся ситуация требует проведения последовательной государственной политики в отношении контроля за соответствием устанавливаемого общего допустимого улова (ОДУ) имеющемуся запасу; за фактическим соблюдением ОДУ; за выбором квот, выделенных Китаю, Республике Корея и другим странам; за объемами неучтенных выловов маломерной рыбы, искажающими истинную картину общего вылова; соблюдением Правил рыболовства и строгой отчетностью.

Падение запасов минтая в определенной мере предполагается компенсировать благоприятным прогнозом ОДУ по сельди, камбале, мойве, треске, сайке, терпугу. Хотя, несомненно, масштабы возможной добычи этих видов рыб несопоставимы с минтаевым промыслом.

В связи с этим необходимо расширять вовлечение в промысел (и не только траловый) огромных запасов кальмаров, освоение ресурсов больших глубин материкового склона путем перехода на ярусный, сетный и другие виды лова; а также изучение водного биоресурсного потенциала прибрежных вод и на базе этого развитие прибрежного рыболовства.

Не останавливаясь подробно на других регионах отечественной промысловой зоны — Европейском Севере, Каспийском, Черном, Азовском и других морях, заметим, что несмотря на различия видового состава их сырьевой базы, многие проблемы рыбодобычи весьма схожи и требуют решения на межгосударственном федеральном и региональном уровнях.

Отметим, что, несмотря на усилия, направленные на сохранение ресурсов, в некоторых районах истощаются запасы отдельных объектов промысла. Прежде всего, речь идет об участках открытого моря, образующих анклавы, которые полностью окружены районами, находящимися под юрисдикцией одного им нескольких государств. Например, анклав, расположенный в Охотском море в экономической зоне России, где находятся нерестилища минтая. Ситуация в анклаве непосредственно влияет на состояние потенциальных запасов и воспроизводство минтая в экономической зоне России. Именно поэтому наша страна должна быть заинтересована в недопущении неограниченного промысла и всякого рода нарушений в анклавах.

Сокращение промысловых запасов минтая — одного из основных объектов промысла России ставит под угрозу сохранение и само существование многих флотских и береговых структур Дальневосточного рыбопромышленного бассейна.

Рациональное использование (добыча и переработка) имеющегося ресурсного потенциала и развитие рыбного хозяйства в значительной мере зависит от состояния его материально- технической базы. Остановимся на рассмотрении этого аспекта подробнее.
Рыбная промышленность как многоотраслевой производственно-хозяйственный комплекс располагает мощной материально-технической базой, включающей флот (добывающий, обрабатывающий, транспортный и вспомогательный) и береговые производства (по переработке гидробионтов и холодильному хранению продукции, портовому и судоремонтному обслуживанию, судостроению и машиностроению, производству тары и сетеснастной продукции).

Назначение отраслевого флота — это добыча и переработка гидробионтов, доставка на берег с промысла сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, материально-техническое и продовольственное обеспечение судов в районах промысла, грузоперевозки, между рыбными портами и портопунктами. Перечисленные направления задач отраслевого флота показывают очевидную необходимость решения всего комплекса сопряженных с его деятельностью задач логистики, в т.ч. закупочной, транспортной, складской, производственной и распределительной.

Флот рыбного хозяйства подразделяют на промысловый и вспомогательный. На добывающие суда приходится около 80 % общей численности промыслового флота. В их состав входят крупные, большие, средние, малые и маломерные суда. Обрабатывающий флот представлен плавбазами и производственным рефрижератором. Вспомогательный флот объединяет научно-исследовательские и учебные суда, танкеры и спасатели, портофлот и т.п.

Следует заметить, что флот рыбного хозяйства отличается существенным типовым разнообразием. Так, в состав добывающего флота входит около 100 типов судов (при этом ряд судов используют не по прямому назначению, многие типы судов подлежат списанию в ближайшие годы). Обрабатывающий флот представлен десятками типами плавбаз и производственных рефрижераторов. В транспортный флот также входит множество типов судов. При этом подавляющая часть судов принадлежит акционерным обществам, обществам и товариществам с ограниченной ответственностью и колхозам.

Анализируя состояние материально- технической базы рыбного хозяйства, заметим, что флот рыбной отрасли продолжает стареть. Более половины судов эксплуатируются свыше нормы и наиболее устаревший флот — обрабатывающий.

Эксплуатация старых судов требует увеличения объемов судоремонтных и модернизационных работ.

Это отрицательно сказывается на техническом уровне флота, приводит к росту затрат на ремонт и удорожанию продукции.

Основную массу промыслового флота отрасли составляют суда, построенные по проектам 60-80-х годов. По своим технико-эксплуатационным характеристикам они, конечно, уже не могут полностью отвечать требованиям сегодняшнего дня.

Характеризуя ретроспективу развития МТБ, отметим, что в последнее десятилетие в составе промыслового флота произошли определенные изменения. При незначительном сокращении численности добывающего флота заметно изменилась его структура. В результате списания многих больших морозильных рыболовных траулеров (БМРТ) старых проектов почти в 2 раза сократилась численность больших судов. Несколько возросла доля средних судов и уменьшилась малых. Более чем в 2 раза сократилась численность обрабатывающих судов, причем плавбаз — почти в 3 раза. Списаны многие плавбазы старых проектов. Уменьшилось число производственных рефрижераторов. Претерпел изменения и транспортный флот: уменьшилось число средне- и крупнотоннажных судов (рыб хоз).

Сравнение показателей технического уровня зарубежных судов последних лет постройки с показателями технического уровня судов, построенных по проектам 60-80-х годов, свидетельствует о том, что по основным показателям суда, построенные по проектам 60-80-х годов, значительно уступают современным зарубежным судам. Например, удельная энерговооруженность и производительность технологического оборудования на одного члена экипажа современных зарубежных траулеров от 1,5 до 5,5 раза и от 2 до 8 раз соответственно выше аналогичных показателей добывающих судов, построенных по проектам 60-80-х годов.

Таким образом, результаты анализа состояния и использования флота рыбного хозяйства России в последнее десятилетие позволяют выделить три ключевых момента:
во-первых, нарастают физический износ и моральное старение флота;
во-вторых, происходит некомпенсируемое сокращение численности почти во всех группах отраслевого флота;
в-третьих, бессистемное и некомплексное обновление флота связано с недостатками государственной политики в области развития отраслевого флота, должного технико-экономического обоснования и учета социальных факторов.

Исследование современной ситуации, складывающейся в экономике страны в целом и в рыбохозяйственном комплексе в частности, а также оценка ее развития в перспективе показывают, что развитие промыслового флота отрасли в будущем, очевидно, должно развиваться в следующих направлениях:

-продолжение практики вынужденной задержки судов с нормативным списанием при постепенном уменьшении доли таких судов и повышении эффективности работы эксплуатируемых судов;
-пополнение флота как судами новостроя, так и судами, бывшими в эксплуатации, но для исключения возможностей ввода физически изношенных и морально устаревших судов, следует ужесточить требования к получению разрешений на вводимые суда. Необходимо повысить внимание к обновлению добывающего флота;
-изменение структуры добывающего флота с увеличением доли малых и маломерных судов. При этом следует усилить роль маломерного флота, в первую очередь в освоении промысла водных биоресурсов прибрежной зоны России;
-расширение строительства промысловых судов, в частности маломерных, на отечественных заводах, в том числе судоремонтных;
-развитие транспортного флота, в первую очередь малотоннажного рефрижераторного, для отраслевых нужд и обрабатывающего флота в первую очередь за счет малотоннажных плавбаз
-модернизация системы управления судами с использованием возможностей инновационной логистики.

По нашему мнению, решение проблемы развития отечественного судостроения связано с формированием соответствующего пакета законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области налогообложения, ценообразования, инвестиционной и таможенной политики, создания благоприятных условий для поставки судов с российских верфей с учетом расширения в будущем возможностей отечественного машиностроения и приборостроения по обеспечению судостроительной промышленности судовым оборудованием.

Характеризуя береговую материально- техническую базу рыбного хозяйства, нужно сказать, что она состоит из основных производственных структур и производственной инфраструктуры, размещенных на берегу.

Основные производственные структуры обеспечивают обработку, хранение и реализацию рыбной продукции. Это консервные, коптильные, кулинарные, морозильные, рыбомучные, холодильные, посольные и другие предприятия.

Для берегового производства рыбной отрасли, как и для флота характерны продолжающийся физический износ и моральное старение основных фондов. Тревогу вызывает несоответствие многих производств современным требованиям санитарии и экологии как в части строительных характеристик зданий, сооружений, оборудования, так и по качеству выпускаемой продукции.

Все это способствует снижению производственного потенциала береговой обрабатывающей базы рыбного хозяйства, спаду производства, сокращению занятости работников отрасли и в конечном итоге резко ухудшает снабжение населения рыбными товарами отечественного производства.

По нашему мнению, будущее обрабатывающих производств во многом будет определяться усилением роли государства в формировании промышленной политики в области развития и размещения основных производственных структур, логистических инноваций в технологии и технике переработки, хранения и реализации рыбной продукции, формирования и функционирования оптовых рыбных рынков сырья и готовой продукции в различных регионах России.

Для повышения устойчивости рыбоперерабатывающих производств необходимо всемерно развивать, в том числе через ассоциации рыбопромышленников, государственное кредитование, страхование и льготное финансирование вновь созданных предприятий, проводить реконструкцию и техническое перевооружение с использованием лизинговых схем.

Создание новых предприятий, очевидно, должно быть связано с развитием собственной логистически организованной специализированной сети магазинов и сокращением очень распространенного в настоящее время посредничества.

В условиях рыночных отношений, наряду с развитием взаимосвязей между предприятиями и организациями рыбохозяйственного комплекса, требуется осуществить глубокую трансформацию всей структуры управления ими, перевести ее в новое качество путем логистической консолидации промышленного, торгового и финансового капиталов. Необходимым представляется разработать новый порядок взаимодействия предприятий и организаций с учетом требований логистики и задач адаптации к посткризисным условиям хозяйствования.

Неразвитость соответствующих инфраструктурных организаций в регионе и недостаток внимания к проблемам логистики и маркетинга сдерживает использование потенциальных возможностей рыбохозяйственного комплекса в части наполнения отечественного рынка рыбными товарами, особенно Европейской части России, Урала и Сибири.

Развитие действующей системы управления рыбохозяйственными организациями должно идти в направлении создания на базе научно- исследовательских структур соответствующих логистических консалтинговых и аналитико-прогностических центров, развития информационной системы управления рыбопромышленным предпринимательством, интегрирования ее в отраслевые информационные системы.

В условиях недостаточного бюджетного финансирования, жесткой налоговой, кредитной и тарифной политики государства организации рыбохозяйственного комплекса должны уделять основное внимание следующим ключевым элементам: расширение рыночных позиций (максимальный охват потребителей); оптимизация издержек (минимизация затрат); эффективность менеджмента. Решению всех этих сопряженных задач, безусловно, может способствовать логистизация хозяйствования.

Автор:
М. Еремина, соискатель, Институт ИТКОР
Статья из журнала “РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конркуренци”, №1, 2012

Библиографический список:
1. Семенов Н.Н. Стратегия управления промышленными структурами в конкурентной среде / Н.Н. Семенов. — М.: Изд-во Рос. экон. акад. 2006.
2. Еремина М.Ю. Интеграция в рыбопромышленном предпринимательстве: сущность, актуальность, необходимость /М.Ю. Еремина //РИСК. — 2011. – №2. – С. 327-332.
3. Еремина М.Ю. Разноуровневые предпосылки логистизации управления структурами рыбохозяйственного комплекса / М.Ю. Еремина // РИСК. — 2011. — №3. – С. 57-61.
4. Сорокина И.О. Теоретические основы понятия «интеграция» и принципы ее осуществления / И.О. Сорокина // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — №2. — с.4-6.
5. Якутии Ю.В. Проблемы создания и менеджмента крупных интегрированных структур (опыт и коллизии новейшей истории) / Ю.В. Якутии // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2008. — №2. — с. 10-27.

Оцените статью
Adblock
detector