Организационно-экономические проблемы ремонта технологического оборудования по его техническому состоянию

Кроме  системы планово-предупредительного ремонта (ППР) техники, может применяться система ремонта по техническому состоянию (РТС) или, как её ещё называют, оперативно- восстановительный ремонт (ОВР).

В данной системе ремонты, в частности капитальные ремонты, выполняют в зависимости от технического состояния техники. Система позволяет не производить капитальные ремонты, если в этом нет технической необходимости. То есть в случае, когда физический износ составляющих элементов конструкции техники ещё не привёл к её предельному состоянию, когда ещё обеспечивается нормальное выполнение техникой заданных функций.

Однако применение системы ремонта по техническому состоянию связано с организационно- техническими и экономическими проблемами. Это комплексная проблема. Она связана с решением задач не только в эксплуатации, но также рядом задач в процессе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и производства техники. Рассмотрим основные особенности системы ремонта оборудования по его техническому состоянию и подходы к экономическому обоснованию применения данной системы в порядке постановки проблемы.

Практика эксплуатации оборудования и другой техники показывает, что разные единицы оборудования с одним и тем же запланированным межремонтным ресурсом имеют разную степень физического износа по результатам дефектации во время капитальных ремонтов. Причина этому в действии системы «допусков и посадок” при изготовлении оборудования и в системе «вала и отверстия” при сборке узлов оборудования.

Если на предприятии-изготовителе сборка узлов оборудования обезличенная, то при сборке узлов возникают следующие ситуации в системе «вала и отверстия”.

1. Допуск вала на минус, а допуск отверстия на плюс. В результате эксплуатации у вала и отверстия будет биение, что увеличит степень физического износа конкретного узла.
2. Допуск вала на плюс, а допуск отверстия на минус. В результате эксплуатации у вала и отверстия будет повышенное трение, что также увеличит степень физического износа конкретного узла.
3. Допуски вала и отверстия на минус. В результате эксплуатации у вала и отверстия будут нормальные условия, поэтому, степень физического износа конкретного узла буде в пределах прогнозируемой нормы.
4. Допуски вала и отверстия на плюс. В результате эксплуатации у вала и отверстия будут также нормальные условия и степень физического износа конкретного узла буде в пределах прогнозируемой нормы.

При обезличенной сборке узлов оборудования каждая из перечисленных ситуаций равновероятная. Следовательно, вероятность первых двух ситуаций, которые увеличивают степень физического износа, и вероятность вторых двух ситуаций, которые способствуют нормальному физическому износу, можно оценить по пятьдесят процентов.

Т аким образом, оборудование определённого типа можно укрупнённо разделить на две группы. В первую группу войдёт оборудование, соответствующее первым двум ситуациям, изложенным выше. Во вторую группу войдёт оборудование, соответствующее вторым двум ситуациям.

Прогнозируемый межремонтный ресурс оборудования соответствует необходимому уровню надёжности по результатам ресурсных испытаний. Испытания осуществляется на выборочном количестве оборудования. В их число может войти оборудование из каждой отмеченной группы. Поэтому результаты ресурсных испытаний будут усреднёнными, как и прогнозируемая (заданная) величина межремонтного ресурса конкретного типа оборудования. Следовательно, в эксплуатации разные узлы и оборудование в целом конкретной ресурсной модификации будут иметь разную степень физического износа. Отсюда ясно, что часть оборудования, в пределах пятидесяти процентов, могут иметь наработку в часах до капитального ремонта больше, чем заданная величина межремонтного ресурса. Однако такую возможность нужно обосновать оценкой технического состояния каждой единицы оборудования конкретного типа.

Для оценки технического состояния оборудования необходимы соответствующие технические средства. Оценка технического состояния оборудования может осуществляться с помощью разных: технических средств, способов и показателей.

Прежде всего, с помощью видео аппаратуры возможен визуальный осмотр деталей и узлов оборудования. Для этого в процессе НИОКР следует предусмотреть возможность их осмотра, то есть предусмотреть «окна” и другие конструктивные особенности.

С помощью соответствующих датчиков и других технических средств может определяться: степень вибрации деталей и узлов; стружка в масле; «заброс” температуры деталей и узлов; микро трещины и другие дефекты, определяемые с помощью рентгеновской установки или люминесцентным методом, и другие показатели, характеризующие техническое состояние оборудование.

Для эксплуатирующего предприятия (организации) реализация указанных мероприятий для внедрения и использования системы РТС будет связана с дополнительными капитальными вложениями по сравнению с системой ППР:

-увеличением цены оборудования в связи с конструктивными изменениями;
-затратами на приобретение, эксплуатацию и поверку технических средств для дефектации деталей и узлов оборудования.

Таким образом, целесообразность внедрения системы капитальных ремонтов оборудования по его техническому состоянию (РТС) сводится к оценке экономической эффективности капитальных вложений на указанные мероприятия.

Окупаться данные капитальные вложения будут за счёт годового эффекта, обусловленного уменьшением затрат на час работы оборудования. Уменьшение затрат связано с фактическим увеличением межремонтного ресурса.

В результате оценка экономической эффективности капитальных вложений на мероприятия по внедрению и использованию системы РТС определим по известной формуле окупаемости капитальных вложений.

Величина эффекта, связанного с увеличением межремонтного ресурса лишь одной ресурсной модификации одного типа оборудования может оказаться недостаточным для обеспечения экономической эффективности капитальных вложений на мероприятия по внедрению и использованию системы РТС. Технические средств для дефектации деталей и узлов следует использовать для оценки технического состояния оборудования разных модификаций разных типов оборудования. Технические средства и методы дефектации деталей и узлов оборудования разных типов в основном будут одни и те же. В этом случае решение задачи по оценке экономической целесообразности внедрения и функционирования системы капитальных ремонтов оборудования по техническому состоянию будет состоять из следующих этапов.

1. По каждому типу оборудования определяется оптимальное количество капитальных ремонтов по каждой ресурсной модификации.
2. По каждому типу оборудования определяется себестоимость часа работы оборудования при оптимальном количестве капитальных ремонтов по каждой ресурсной модификации.
3. Определяется суммарный годовой экономический эффект от внедрения системы капитального ремонта оборудования разного типа (вида) по их техническому состоянию.
4. После этого можно дать оценку экономической эффективности капитальных вложений на мероприятия по внедрению и использованию системы ремонта по техническому состоянию (РТС) оборудования разного типа (вида).

По данной оценке экономической эффективности капитальных вложений предприятия (организации), эксплуатирующие технологическое оборудование, могут сделать вывод об организационно-экономической и технической целесообразности внедрения и функционирования системы ремонтов, включая капитальные ремонты, оборудования по их техническому состоянию.

Однако, как отмечалось, это комплексная проблема, связанная с организационно-техническими и экономическими проблемами и требующая дальнейших исследований.

Автор:
В. Ващенко, д.э.н., профессор, Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности
Статья из журнала “РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция”, №1, 2012

Библиографический список:
1. Ващенко В.К., Рощина О.Е. Проблемы экономического обоснования и процесса управления на основных этапах жизненного цикла технологического оборудования предприятия (теория, методология). Монография. М.: Издательство «Архитектура С”, 2011.
2. Дмитриев О.Н., Бурдин А. К. Внутрикорпоративное управление. Монография. ЗАО «ИТД «КноРус”, 2006.

Оцените статью
Adblock
detector