Четыре уровня формализации стратегии на предприятии

Обоснованность стратегий зависит, с одной стороны от опыта и знаний лица, принимающего решения, а с другой стороны от уровня формализации стратегического планирования. Опыт и знания субъективны, в то время как уровень формализации методов стратегического планирования поддается объективному улучшению. В соответствии с практическим опытом выполнения проектов по разработке и формализации стратегии в различных компаниях, условно выделяется 4 уровня формализации.

На первом уровне стратегия формируется и присутствует в неявном, неформализованном виде, в головах топ-менеджеров. Процесс формирования стратегии можно назвать полусознательным, он базируется на жизненном опыте и интуиции. Данный уровень характерен для небольших компаний, действующих в условиях формирующегося рынка.

На втором уровне стратегия формируется с помощью матриц портфельного планирования и описан в словесной форме, в виде документа. При использовании текстового описания стратегия производительность и качество решений оставляют желать лучшего, что особенно сильно проявляется, когда решения принимаются группой людей.

На третьем уровне стратегия формируется с помощью классических инструментов стратегического планирования, оцифрована, есть возможность осуществлять мониторинг достижения стратегических целей (применяется BSC или другая модель управления эффективностью), часто в автоматизированном режиме (настроена BW-система). По сравнению с предыдущим уровнем, предпочтительнее, когда стратегия оцифрована и формализована при помощи системы сбалансированных показателей, стратегических карт и приборных панелей руководителей в информационных системах. С точки зрения предприятия в целом, это позволяет видеть тенденции и отслеживать логику реализуемых проектов и мероприятий на более высоком уровне.  Предоставляя возможности выявления отклонений и своевременной корректировки на этапе реализации стратегии, подобные информационные системы обеспечивают косвенную поддержку этапов планирования.

На современном этапе усложнения условий хозяйствования и развития конкуренции возрастает потребность в поддержке принятия решений не только при реализации, но и при формировании стратегии, что делает актуальной разработку и внедрение систем поддержки принятия решений для стратегического планирования развития компаний. Поэтому на четвертом уровне процесс стратегического  планирования формализован с помощью систем поддержки  и принятия решений, существует возможность корректировать входные параметры переменных и автоматизировано проводить многовариантные расчеты, недоступные для матриц портфельного планирования.

 

Автор: Сахаутдинова Э.Р.

Оцените статью
Adblock
detector