В настоящее время все острее в Российской Федерации встает проблема управления отходами производства и потребления. Эта проблема содержит одновременно несколько аспектов: экономический, экологический и социальный. Рост городов и развитие сферы потреблен ия, взаимодействия городских структур с природной средой характеризуется большой сложностью и образованием огромного количества отходов. Одновременно с этим отходы являются источником вторичного сырья.
Выделение из их массы полезных компонентов и развитие нового экономически обоснованного направления «отходы — вторичное сырье-продукция» позволит не только экономить природное сырье, улучшить качество окружающей среды, но и резко сократить экономические, социальные и экологические ущербы на многих территориях, в городах и населенных пунктах. [1]
Существующая организационно экономическая система управления отходами является недостаточно эффективной, неспособной обеспечить радикальное оздоровление сложившейся практики обращения с отходами производства и потребления. В настоящее время политика большинства экономически развитых стран направлена на переработку, а не захоронение отходов следовательно, особенно актуальны механизмы экономического совершенствования управления и переработки твердых бытовых отходов городских поселений. [2]
В Смоленской области в целях анализа исходного состояния и выработке п\ана действий в сфере управления отходами проведена инвентаризация объектов размещения и захоронения отходов производства и потребления, результаты сведены в таблицу 1.
Инвентаризация показала, что Главы се.\ьск1гх административных округов, Главы мующипальных образований допускают нарушения при размещении свалок ТБО, отсутствует контроль с их стороны за эксплуатацией объектов, допускаются нарушения при размещении отходов. Все твёрдые бытовые отходы (ТБО) размещаются на свалках (полигонах). Максимальное их количество насчитывается в Гагаринском районе — 24 свалки, 15 — в Сафоновском районе, 11 — в Вяземском. [3]
Общее количество учтённых свалок (полигонов) ТБО в области составляет 100, из них 45 санкционированных и 55 несанкционированных. Органы местного самоуправления Монастырщинского, Тёмкинского, Угранского, Ельнинского районов не принимают должных организационных мер, размещение отходов в этих муниципальных образованиях по действующему законодательству должно быть запрещено.
Таблица 1. Количество отходов производства и потребления.
Районы |
1 класс опасности, т |
2 класс опасности, т |
3 класс опасности,т |
4 класс опасности, т |
5 к ласе опасности 3/т. * |
Велиж |
0.035 |
7.8 |
33.14 |
2123.3 |
2363/945 |
Вязьма |
4.4 |
1066.0 |
1197.1 |
57467.0 |
13072/5228 |
Гагарин |
3.73 |
104.24 |
402.4 |
28947.7 |
20772/8308 |
Ярцево |
3.84 |
1098.9 |
1027.6 |
34408.0 |
5559/2223 |
Смоленск |
101.9 |
1185.2 |
2600.9 |
51121.2 |
124586/49834 |
Десногорск |
10.9 |
128.1 |
56.36 |
5251.0 |
631/252 |
Другие |
37,4 |
1998,8 |
32058,24 |
248247,8 |
64964/25988 |
Итого |
162.2 |
5589.04 |
37376.0 |
427566.0 |
231947/92778 |
Анализ ситуации показывает, что ни в одном муниципальном образовании области не реализуется инвестиционный проект, в сфере обращения с отходами. Из этого можно сделать только один вывод: в районах и городах не создаются условия для привлечения инвесторов. При этом абсолютно все руководители органов местного самоуправления, в качестве главной причины накопившихся проблем в данной сфере называют отсутствие денежных средств. [4]
Из этого следует, что проблема обращения с отходами выходит на первый план по причине, того, что почти вся масса размещаемых на свалке отходов является экологической проблемой с одной стороны и содержит ценное вторичное сырье с другой стороны.
В Смоленской области по итогам 2011 года образовалось 350 тысяч тонн ТБО, гласит статистика. Из них в Смоленске — 160 тысяч тонн, Рославле — 30 тысяч, Вязьме — 20 тысяч.
В Смоленске сейчас насчитывается 443 контейнерные площадки. В 2009 года разработана генеральная схема санитарной очистки территории. Для рационального использования полезных фракций и сокращения объёмов захораниваемых ТБО выделен участок для строительства мусоросортировочного завода. Прошлогодний пожар на полигоне Кучино, продолжавшийся почти пять месяцев, стал возможен из-за несоблюдения правил эксплуатации полигона на протяжении ряда лет. Для недопущения возгораний впредь уже с начала 2011 года полигон сталт готовить — засыпать мусор большим количеством песка. [4]
Система сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов включает координацию деятельности структурных и территориальных подразделений администрации Смоленской области, взаимодействие с организациями (независимо от форм собственности), управляющими жилищным фондом, по вопросам организации сбора и своевременного вывоза бытовых отходов от многоквартирных домов жилищного фонда, в том числе оказание методологической и консультационной помощи субъектам хозяйственной и иной деятельности по вопросам обращения с отходами.
К настоящему времени сложились следующие основные предпосылки для необходимости и возможности решения проблемы сбора и переработки отходов:
Действующие инструменты государственного управления уже не могут обеспечить существенное
повышение уровня сбора и переработки основной массы отходов, по крайней мере, без поддержки бюджетного финансирования муниципальных и государственных органов административного управления;
Имеется зарубежный опыт создания централизованно-управляемых систем сбора и переработки отходов, функционирующих за счет экологических платежей, т.е. без целевого бюджетного финансирования (за исключением специальных государственных программ);
Имеется отечественный опыт 70 — 80 годов прошлого века по организации сбора и переработки традиционных видов вторичного сырья на территории РФ по территориальному принципу. Отдельные элементы этой системы продолжают функционировать и в сложившихся экономических условиях;
Имеется отечественный опыт создания в последние годы локальных систем сбора и переработки отходов в рамках крупных российских городов (Москвы, С- Петербурга и др.), работающих при финансовой поддержке их административных органов.
Существующие полигоны переполнены, срок их использования скоро закончится, области необходимы новые хранилища, которые должны отвечать экологическим требованиям, и могут быть построены по одному из предложенных в таблице 2 проекту. [1]
Для решения вопросов, связанных с наличием отраслевых предприятий с высоким уровнем экологического воздействия, высоким уровнем транспортного комплекса и ЖКХ, необустроенностью и заполненностью более чем на 100% имеющегося полигона, возникновением новых несанкционированных свалок, требуется безотлагательно и в короткие сроки разработать пути и решения для создания обновленной, приближенной к современным стандартам, четко разработанной схемы обращения с отходами производства и потребления.
Доработанная и исправленная схема очистки города должна охватывать следующие виды отходов:
♦ твердые бытовые отходы (ТБО), крупногабаритный мусор (КГМ);
♦ отходы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ);
♦ биологические отходы животного происхождения;
♦ отходы строительства и сноса;
♦ отходы дорожного-строительного происхождения;
♦ отходы автотранспортных средств, в т.ч. резинотехнические;
♦ электронный и электротехнический лом;
♦ ртутьсодержащие и другие опасные отходы;
♦бытовые осадки сточных вод;
♦ смет с уборки городских территорий;
♦ сезонного характера (обрезки ветвей и стволы деревьев);
♦ осадок из отстойников мойки автотранспорта
Существующая схема недостаточном объеме определяет очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, систему и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств. [4]
Таблица 2 Рекомендуемые варианты полигонов захоронения ТБО
Вариант |
Характеристика полигона |
№1 |
Построен по проекту, имеет естественную гидроизоляцию (расположен на глинах) и возможность открытия котлована в основании для обеспечения 100%-ой потребности в грунте для промежуточной и рекультивационной изоляции; имеется система контроля за составом ввозимых отходов; ведется мониторинг влияния полигона на окружающую среду. Эксплуатация осуществляется в соответствии с существующими санитарными и экологическими нормами и правилами |
№2 |
Полигон построен по проекту; имеется система защиты фунтовых и поверхностных вод, система контроля за объемом ввозимых отходов, система мониторинга влияния объекта на окружающую среду, расположен на фильтрующих грунтах, но возможно открытие котлована в основании для обеспечения потребности в грунте для промежуточной и рекультивационной изоляции |
Считаю, что целесообразно разработать и внедрить ряд экономически обоснованных мер, обеспечивающих и стимулирующих переработку отходов.
Необходимо в городских поселениях внедрить систему выделения пищевых отходов из общего объема ТБО и переработки их в корма для животных, а непригодные для этого — в компост.
Целесообразно создать систему муниципальных магазинов, интернет — магазинов по продаже товаров, полученных из вторсырья, поскольку опыт продажи продукции хозяйственного назначения, например, из вторичных пластмасс предприятиями «Экон» (Москва), ЗАО «Гостхимпром» (Н.-Новгород) доказал, что все они пользуются спросом у населения.
Установить цены, обоснованные нормативами при полигонном захоронении отходов с учетом всего наносимого ущерба (нарушение почвенного покрова, загрязнение земель, эрозия и т.п.).
Установить налоговые льготы и снижение платежей для предприятий и организаций всех форм собственности (в т.ч. и жилого сектора), участвующих в программах по селективному сбору ТБО.
Установить залоговую стоимость для упаковки (из стекла, металла), которая позволит заинтересовать потребителя товара в упаковке в возврате тары (такой Закон, например, принят в Японии, а с 1.01.03г. — в ФРГ.)
Установить налоговые или иные льготы для производителей товаров в биоразлагающейся упаковке.
Предусмотреть в единой системе госзаказа преимущества для предприятий и организаций, производящих или поставляющих товары и продукцию, производимые из вторичного сырья или с использованием отходов производства и потребления. [6]
Выполнение перечисленных выше условий решения проблемы ТБО возможно лишь в случае создания единого централизованного муниципального, регионального органа управления, в котором были бы сосредоточены все функции по сбору, транспортировке, перегрузке, сортировке, переработке, обезвреживанию и складированию (захоронению).
Целесообразно одновременно с этим создать совет, объединяющий государственные, частные и общественные организации, деятельность которого была бы направлена на минимизацию отходов и их переработку. Задачами этого совета может быть контроль за образованием отходов, внедрением инвестиционных и инновационных технологий, оборудования, В деятельность совета необходимо включить проведение образовательных программ для населения, предприятий, организаций всех форм собственности, а также участие в лицензионной деятельности по обращению с отходами.
Важным является, совершенствование подготовки кадров в области управления и переработки отходов. Успешная реализация задач в области управления отходами может быть достигнута только в том случае, если процессами управления ТБО будут заниматься квалифицированные специалисты, владеющие информацией о технических и организационных мероприятиях, направленных на экономию природных ресурсов, сокращение и ликвидацию загрязнения окружающий среды за счет вовлечения отходов в хозяйственный оборот. [7]
Таким образом, решать проблему необходимо комплексно. Необходимо объединить усилия для использования всех рычагов управления ТБО: технических, экономических, нормативных, правовых иинформационных.
Автор:
А. Фалевич, аспирантка кафедры финансов, Смоленский гуманитарный университет
Статья из журнала «РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция», №1, 2012
Библиографическийсписок:
1. Бартоломей А.А. Основы проектирования и строительства хранилищ отходов. — М.: АСБ, 2004. — 144 с.
2. Дарулис П. В. Отходы областного города. Сбор и утилизация.- Смоленск.: Смядынь, 2000.- 520 с.
3. Доклад о состоянии окружающей природной среды Смоленской области в 2011 году. Главное Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Смоленской области. Смоленск, 2012.
4. Доклад о принимаемых мерах по реализации полномочий в сфере охраны окружающей среды Администрациями муниципальных районов и городских округов Смоленской области. Смоленск, 2012.
5. Кузьмин В. Экология без политики.// Российская газета.-2011 — №5499 (123).
6. Экология. Юридический энциклопедический словарь- М. -.Норма, 2009. — 448 стр.
7. www.admin.smolensk.ru