Прогноз потребностей и рекомендации по стабилизации ситуации на рынке труда Краснодарского края

В современных условиях хозяйствования образование, как функция подготовки надлежащих кадров для обеспечения разнообразных сфер и отраслей в аспекте модернизации экономики, приобретает решающее значение.

Опосредуется это явление ускорением темпов старения информации и технологических новаций и нововведений. В данной ситуации образование приобретает практическую направленность и конкретность с тем, чтобы наиболее полно отвечать не только текущим, но и прогнозируемым потребностям рыночного варианта развития экономики, реализуемого в Российской Федерации. Необходимость новаций и постоянных нововведений, т.е. своевременная модернизация образования, не вызывает сомнений. Переход к инновационной экономике и растущее значение экономики знаний, в частности распространение информационных и нанотехнологий, открывают большие возможности для создания устойчивых рабочих мест. Глобализация, старение населения, урбанизация и развитие социальных структур также ускоряют темп изменений на рынке труда и квалификаций. Развитие новых навыков и
компетенций, использование человеческого потенциала в полной мере является как приоритетом, так и проблемой для органов государственной власти, образовательных учреждений, предприятий, рабочих и студентов.

Прогнозирование потребностей регионального рынка труда является предпосылкой для разработки программы эффективной занятости населения, профессионального образования и подготовки кадров, а также индивидуального выбора и построения карьеры [1].

Следует отметить, что данный прогноз не может быть выполнен единоразово, он должен актуализироваться, находить новые отрасли, требующие увеличения своего потенциала, чтобы стимулировать рост развития и создание новых рабочих мест, прогнозные оценки должны регулярно обновляться, чтобы интегрироваться в новые разработки.

В связи с этим мы предлагаем пути постепенного повышения потенциала и установления оценки навыков и потребностей рынка труда в рамках стратегии региональной политики кадрового обеспечения развития экономики Краснодарского края для повышения уровня социально-экономического развития региона и занятости населения.

 

В развитии рынка труда все более доминирует сектор услуг, в программе «Содействие занятости населения Краснодарского края на 2011–2013 годы» [2] спрогнозировано, что в сфере услуг может быть задействовано около 44000 вакансий за период с 2010 по 2015 год. В дополнение к созданию 200 тыс. рабочих мест, еще 6000 тысяч высвобождающихся рабочих мест могут быть доступны для работников, выходящих на пенсию.
Медленный, но неуклонный сдвиг в секторе распределения занятости в сельском хозяйстве и традиционных отраслях обрабатывающей промышленности по отношению к услугам, скорее всего, продолжится, несмотря на недавний спад. В 2020 году на Кубани почти три четверти рабочих мест будет задействовано в секторе услуг, особенно это касается сферы бизнес-услуг. Первичный сектор может потерять 20 тысяч рабочих мест, в отрасли строительства возможна стабилизация. Производство будет испытывать убыток до 80 тысяч рабочих мест, несмотря на увеличение инженерно-технической сферы деятельности. Однако, учитывая влияние спроса на замещение вакантных должностей, вакансии в сфере производства будут преобладающими, а производственные отрасли оставаться важнейшим сектором для развития экономики региона.

Прослеживается риск нехватки рабочей силы и необходимости повышения уровня занятости населения региона. Демографические тенденции будут иметь значительное влияние на предложения работоспособного населения, хотя в течение нескольких лет это будет частично компенсировано ростом числа новых видов деятельности. Поскольку уровень участия женщин и пенсионеров будет продолжать расти, до 2020 года количественные показатели занятости населения должны увеличиваться, таким образом «эффект старения» будет опережать увеличение доли участия на рынке труда молодого населения, в результате чего прогнозируется снижение экономически активного населения. Миграционные потоки могут компенсировать снижение уровня рождаемости, но они не решат демографический дефицит потому, что в долгосрочной перспективе иммигранты, как правило, приобретают демографические закономерности региона проживания. Качественные несоответствия на региональном рынке труда, вероятно, будут усугубляться количественным дефицитом соответствия навыков потребностям рынка труда, в связи с этим важное значение будет иметь эффективность использования человеческого капитала. Прогнозируются следующие тенденции в необходимости развития практического опыта и квалификационных требований персонала: повышение требований к уровню практической подготовки, существенный рост новых, требующих высокой квалификации рабочих мест, риск поляризации рынка труда.

Несколько взаимосвязанных факторов будет стимулировать спрос на развитие и адаптацию профессиональных навыков: глобализация и расширение международной торговли, применение технологий, особенно в области информационно-коммуникационных технологий, а также изменения в организации самого процесса работы, который сам по себе является отчасти следствием технологических изменений и роста уровня квалификации менеджеров высшего звена.

Предварительно прогноз потребности в кадрах был рассмотрен на заседаниях координационных советов муниципальных образований Краснодарского края. В целом по краю прогноз дополнительной потребности в кадрах в 2011–2020 гг. составил 240,1 тыс. чел. По уровню профессионального образования общая дополнительная потребность в кадрах на период до 2020 г. распределилась следующим образом [3]: 121200 чел., или 50 %, – квалифицированные рабочие (начальное профессиональное образование); 54700 чел., или 23 %, – специалисты и служащие (среднее профессиональное образование); 64100 чел., или 27 %, – специалисты и служащие (высшее профессиональное образование). Это практически соответствует структуре спроса на рабочую силу на рынке труда (76 % – рабочие профессии и 26 % – специалисты и служащие). Как и в предыдущие периоды, до 2020 г. наиболее востребованными останутся квалифицированные рабочие с начальным профессиональным
образованием для выполнения неквалифицированного или ручного квалифицированного труда [4].

Так как общий уровень образования растет более быстрыми темпами, чем изменения на рынке труда, то только половина из работ неквалифицированного (физического) труда будет проводиться работниками с низким уровнем образования. Большинство рабочих мест квалифицированного умственного труда требуют высококвалифицированных работников, работники со средним уровнем образования заполнят нишу квалифицированных профессий.

Прогноз в создании рабочих мест предполагает поляризацию роста численности работающих среди всех профессий с сильным уклоном в пользу высококвалифицированного труда. До 2020 года в Краснодарском крае прогнозируется создание до 200 тысяч дополнительных рабочих мест для высококвалифицированных работников умственного труда, таких, как менеджеры высшего звена, маркетологи, логисты, менеджеры по
продажам, системные администраторы, инженеры [5]. В то же время прогноз выделяет низкую или даже отрицательную перспективу создания рабочих мест для некоторых квалифицированных профессий, но и значительную необходимость в создании низкоквалифицированных рабочих мест (64 тыс.).

Такие сдвиги в спросе на рабочую силу на рынке труда уже выражают обеспокоенность в уровне заработной платы и дифференциации между профессиями. Прослеживается постоянная тенденция в росте уровня заработной платы для высококвалифицированных специалистов, в то же время заработная плата низко- и средне- квалифицированных работников, как правило, практически остается на одном уровне.

Для решения проблем, описанных в прогнозе, важно владеть полной информацией о потребностях рынка труда в области практических навыков и должностных требований к сотрудникам для процесса согласования с будущими работодателями. Это ставит в центр стратегии региональной политики кадрового обеспечения развития экономики Краснодарского края необходимость повышения квалификации населения и обеспечения
соответствия предложений с потребностями рынка труда для решения проблем непосредственной занятости населения, способствующих повышению конкурентоспособности среди работников в долгосрочной перспективе.

Рекомендации по стабилизации ситуации на рынке труда в Краснодарском крае обозначим в рамках четырех направлений:
1. Выявление несоответствий. Для содействия профессиональной и географической мобильности в Краснодарском крае, необходимо:
— внедрение Национальной рамки квалификаций [6] с целью повышения качества и прозрачности информации об уровне требуемой квалификации для достижения соответствия между соискателем и предложенными вакансиями;
— создание веб-сайта «Рынок труда» с периодичной актуальной информацией о краткосрочных тенденциях регионального рынка труда, возможностях обучения.
Обязательное условие в работе веб-сайта «Рынок труда» – организация обратной связи с пользователями.

2. Прогнозирование ожиданий на региональном рынке труда:
— большинство регионов разрабатывают прогнозы о ситуации на рынке труда. Однако эти инициативы существенно различаются по масштабу и методологии. Необходимо создание регулярной, систематической оценки долгосрочного спроса и предложения на региональном рынке труда, с разбивкой на отрасли, профессии, уровни квалификации. Следует публиковать каждый год прогнозы о потребностях рынка труда, а также
предупреждения о возможных трудовых дисбалансах;
— развитие методологических подходов, анализ возможностей для повышения квалификации рабочих мест в текущий момент и долгосрочной перспективе, которые будут способствовать разработке новых способов овладения необходимыми компетенциями в рамках развития программ непрерывного образования;
— предприятия должны играть ключевую роль в оценке потребностей квалификационных характеристик работников и должны активно участвовать в этой инициативе. Необходимо содействовать диалогу между бизнесом и образованием для установления партнерских отношений с целью удовлетворения среднесрочных потребностей в профессиональных навыках, а также способствовать представлению ожиданий работодателей по отношению к студентам и выпускникам вузов;
— поддержка отраслевых предприятий, являющихся провайдерами обучения и найма специалистов для совместной разработки целевых учебных курсов с ведущими вузами региона.

3. Развитие межрегионального сотрудничества. На всех территориях России отражаются глобальные мировые и национальные тенденции в области политики и экономики, которые в свою очередь оказывают непосредственное влияние на региональные рынки труда; политический диалог и обмен опытом между регионами может внести вклад в решение проблем сегодняшнего и завтрашнего дня. В частности, региональное
сотрудничество может быть в рамках развития качественных исследований о потребностях рынка труда и выявлении показателей несоответствия; разработки платформ для обмена знаниями в целях содействия занятости населения; совместных исследований и сотрудничества в области прогнозирования и методологии оценки потребностей работодателей.

4. Мобилизация ресурсов населения. Процесс глобального повышения квалификации населения будет успешен только на основе согласованных усилий всех заинтересованных сторон при условии финансовых вложений и долгосрочных инвестиций:
— реализация программ непрерывного образования в рамках открытого метода координации со стороны органов власти регионального уровня и образовательных учреждений может дать общую политическую основу для возможности получения новых профессиональных навыков. Необходим более сильный акцент на гибкость политики региона с акцентом на активизацию мер переподготовки и повышения квалификации с целью содействия трудоустройству и реинтеграции в рынок труда населения региона;
— развитие стратегического сотрудничества в области образования и подготовки кадров может стимулировать инновационное партнерство между учебными заведениями и муниципальными образованиями для обеспечения более гибкой реакции на спрос регионального рынка труда;
— деятельность Департамента труда и занятости населения Краснодарского края в области определения дополнительной потребности организаций края в квалифицированных кадрах может способствовать развитию методов и технологий прогнозирования, исследования потребностей рынка труда [7].

Таким образом, высокий уровень квалификации работников всех сфер и уровней деятельности является необходимым условием для обеспечения высоких темпов устойчивого экономического роста региона при условии обеспечения наибольшего соответствия между навыками и потребностями регионального рынка труда. Эта инициатива призвана способствовать устойчивому экономическому росту и содействию занятости населения региона на долгосрочную перспективу, чтобы уменьшить воздействие кризисных ситуаций на уровне региона и страны. Основой повышения уровня социально-экономического развития региона станет сформированный потенциал опережающего развития, конкурентоспособность товаров и услуг предприятий региона, наличие условий и стимулов для развития человеческого капитала при корреляции рынка труда и системы высшего профессионального образования.

Автор: Ю.Э. Аксаева
Статья из «Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 3 (21)»

Примечания:
1. Мокроносов А.Г. Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров [Текст]: моногр. / А.Г. Мокроносов [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010.
2. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 ноября 2010 г. № 981 «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы»Содействие занятости населения Краснодарского края на 2011–2013 годы» (с изменениями и дополнениями)».
3. Мелких И.В. Опыт работы по определению дополнительной потребности организаций Краснодарского края в квалифицированных кадрах [Электронный ресурс] / И.В. Мелких. Режим доступа: http:// kubzan.ru/.
4. Мелких И.В. Реализация государственной политики в вопросах регулирования социально-трудовых отношений, охраны труда и занятости населения в Краснодарском крае. [Текст] / И.В. Мелких // Социально-трудовая сфера и занятость населения: состояние, проблемы, инновации (региональный аспект): Материалы международной научно- практической конференции. Краснодар, 2011.
5. Закон Краснодарского края от 29 апреля 2008 г. № 1465-КЗ «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года».
6. Батрова О.Ф. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации:
Рекомендации [Электронный ресурс] / О.Ф. Батрова, В.И. Блинов, И.А. Волошина [и др.] М.: Федеральный институт развития образования, 2008. Режим доступа: http:// http://www.engec.ru.
7. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 мая 2010 г. № 362 «О департаменте труда и занятости населения Краснодарского края».

Оцените статью
Adblock
detector