Развитие субъектов малого предпринимательства является одним из приоритетных направлении развития экономики Российской Федерации. Однако, формирование данной категории невозможно без создания необходимых условий его деятельности. Для успешной организации предпринимательской деятельности необходим набор личностных качеств, социально-экономических и организационно-управленческих условий.
На рисунке 1 представлено единство компонентов предпринимательства до управления процессом развития и та целостность, к которой необходимо стремиться в результате управления. На начальном этапе лишь часть предпринимателей обладает необходимым сочетанием личностных качеств, организационно-управленческого потенциала и экономических факторов для осуществления деятельности (1); предприниматели, имеющие личностные способности и обладающие необходимым капиталом, также могут создавать предприятие (2), однако без эффективной организации деятельности и управления, такое предприятие не будет успешным и не может просуществовать длительный период времен; ситуация, в которой отсутствует экономическая составляющая (4) или необходимый личностный потенциал (3) не приводит к образованию собственного бизнеса, а остается или на уровне идей и бизнес-планов или исчерпывается вложением средств в чужие проекты.
Таким образом, через формирование нового общественного сознания, направленного на поддержку предпринимательства, повышение уровня знаний об организации и управлении производством, увеличение доступности финансовых ресурсов для вновь создаваемых малых предприятий, мы можем придти к максимизации взаимодействия (1а) личностного, экономического и организационно-управленческого компонентов в самых широких слоях населения, что приведет к росту числа самозанятых, улучшению социально-экономической обстановки, созданию новых рабочих мест и т.д. И уже после того, как государство «позаботиться» о предпринимателях и гражданах, желающих создать свой бизнес, возникнет социальная ответственность предпринимателя, в рамках которой, сам предприниматель начнёт принимать участие в процессе развития производства через участие в общественных организациях предпринимателей.
Можно выделить несколько этапов формирования и развития малого предпринимательства и управления ими в регионах Российской Федерации:
I этап. На данном этапе происходит создание предприятия на основе личностного потенциала предпринимателя (готовность к риску, целеустремленность, лидерство, общительность, профессионализм в выбранной области, компетенции и т.д.) и капитала, находящегося в распоряжении предпринимателя.
Управление процессом создания субъектов малого предпринимательства на данном этапе происходит за счет формирования личностных качеств в непрерывном воспитательном и образовательном процессе: дошкольные учреждения —> учреждения начального общего образования —> учреждения основного общего образования —> учреждения начального профессионального образования —> учреждения среднего профессионального образования —> учреждения высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Обеспечение такого непрерывного процесса со стороны государства, позволит воспитать черты характера, необходимые для ведения успешной предпринимательской деятельности.
Для успешного старта предприятия следует увеличить финансирование программ по самозанятости населения, количество бизнес-инкубаторов, субсидии на подключение к электросетям и коммунальной инфраструктуре.
При этом стоит учитывать, что предпринимательскую деятельность нельзя навязать, но можно популяризировать образ предпринимателя и соз-лать доброжелательное отношение в обществе к предпринимателям, которое будет мотивировать людей на создание собственного дела.
II этап. Сформировавшиеся организации, про существовавшие более года, могут рассчитывать на более обширную государственную поддержку в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ с учетом приоритетных направлений развития экономики Российской Федерации, а также на привлечение финансовых ресурсов, в том числе, при участии гарантийных фондов. На данном этапе становления предприятия очень важна доступность дополнительных финансовых ресурсов, так как период окупаемости болышинства проектов более 1 года, что приводит к недостатку оборотных средств в деятельности.
III этап. Формирование благоприятной предпринимательской среды. На данном этапе, субъекты малого предпринимательства получают необходимые условия и факторы для дальнейшего развития и возможности применения новаций в своей деятельности. В условиях благоприятной предпринимательской среды снижаются риски ведения бизнеса, повышается уровень безопасности ведения бизнеса, уровень применения новых
технологических решений, инновационных технологий, внедрений, развитие наукоемких видов деятельности. Особо важно на этом уровне поощрять перспективные предприятия, которые в ближайшие 3 года могут обеспечить рост количества рабочих мест, уровня выручки и т.д.
IV этап. Повышение эффективности предпринимательской деятельности и повышение уровня социальной ответственности предпринимателя.
На данном этапе, после того, как государство оказало содействие предпринимателю в успешном формировании его компонентов, происходит формирование ответственного предпринимательства. Одним из примеров распространения социальной ответственности бизнеса являются проекты, реализованные предпринимателями г.Ангарска (Иркутская область) в рамках Ярмарки социальных проектов — было поддержано 27 идей общественных организаций на 800 тыс. руб.
Также повышение социальной активности проявляется через участие в деятельности общественных организаций поддерживающих развитие предпринимательства в регионе. На данном этапе происходит отдача внутренней среды предприятия, самого предпринимателя — они начинают воздействовать на внешние факторы — улучшая социально-экономической положение региона, участвуя в социальных проектах, формируя конкурентную среду и т.д. На данном этапе происходит эффективная работа координационно-совещательных органов (КСО), которые выступают посредниками между субъектами малого предпринимательства и органами государственной власти, и лоббирует интересы бизнеса в регионе. В данный момент времени, большинство предпринимателей не принимают участия в деятельности таких органов. Положительные примеры работы КСО представлены в г. Красноярск, Тамбовской области, Волгоградской области, Вологодской области.
В ходе опроса, проведенного среди предпринимателей Иркутской области, им было предложено отметить наиболее значимые черты личности, которые способствуют успешности предпринимательской деятельности. Респондентам было предложено выбрать не более 3 вариантов ответа из 6 предложенных. Наиболее значимой чертой успешного предпринимателя была отмечена целеустремленность — 70% предпринимателей отметили именно ее, причем 60% из этих предпринимателей высоко оценили соотношение результатов своей деятельности и поставленных целей (от 7 до 9 баллов). Уверенность в себе оценили как существенный фактор формирования успешного предпринимателя 60% респондентов. Готовность к риску также, по их мнению, оказалась одной из важных составляющих, ее отметили 60%. Общительность, самодостаточность и независимость по мнению предпринимателей, хоть и являются важными качествами для ведения бизнеса, однако их важность отмечена только 30% респондентов.
Очень успешным свой бизнес (7-9 баллов) считают 50% респондентов (в основном собственники старше 45 лет), достаточно успешным (4-6 баллов) — 30%, неуспешным (1 -2 балла) — 20%.
Часть собственников при наличии общей отрицательной оценки благоприятности предпринимательской среды (1-3 балла), уровень развития конкурентной среды, уровень использования малыми предприятиями Иркутской области новых технологических решений, инновационных технологий, внедрений оценивают как средний (4-6 баллов), а уровень квалификации для малого бизнеса как высокий (7-9 баллов). Эти же предприниматели высоко оценивают деятельность своих организаций на 7-9 баллов, в том числе по таким категориям, как: уровень развития производства, уровень организации управления, отлаженность технологии работы с потребителями, соответствие результатов деятельности поставленным целям.
40% респондентов высоко оценивают (7-9 баллов) потребность в привлечении финансовых ресурсов, однако доступность они определяют в районе 4-5 баллов по девятибалльной шкале. 40% предпринимателей считают привлечение ресурсов также необходимым (4-6 баллов), однако мнение относительно доступности разделилось.
Интересным представляется сравнение оценки предпринимательской среды, как внешнего фактора воздействия на организацию, полученного в ходе опроса собственников малого бизнеса в Иркутской области с оценкой, полученной в ходе опроса экспертов (таблица 1).
Таблица 1. Оценка благоприятности предпринимательской среды Иркутской области
№п/п |
Показатель оценки |
Средний балл |
Средний балл экспертов1 |
1 |
общий уровень социально-экономического развития Иркутской области |
4 |
5 |
2 |
уровень жизни населения |
4 |
4 |
3 |
уровень платежеспособности |
4 |
4 |
4 |
уровень федерального законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность |
4 |
4 |
5 |
нормативно-правовые акты регионального значения |
4 |
4 |
6 |
уровень правовой защищенности |
3 |
4 |
7 |
существующие программы по поддержке развития предпринимательства в Иркутской области (финансовые, образовательные, организационные, межрегиональные, международные) |
4 |
5 |
8 |
существующие программы по поддержке развития предпринимательства в г.Иркутске |
4 |
7 |
9 |
процесс создания особых условий для развития предпринимательства в городе (технопарки, бизнес-инкубаторы, особые экономические и налоговые зоны, научные и инновационные центры, особые институциональные условия и тому подобное) |
5 |
5 |
10 |
вклад международных организаций в процесс разработки программ поддержки и развития предпринимательства и создание инфраструктуры поддержки СМП |
3 |
4 |
11 |
доступность финансовых ресурсов для СМП из банковских и внебанковских источников |
4 |
5 |
12 |
уровень развития социального предпринимательства в Иркутской области |
3 |
2 |
13 |
доступность имущественных ресурсов в собственность и аренду |
5 |
4 |
14 |
уровень развития инфраструктуры бизнеса |
5 |
4 |
15 |
уровень развития конкурентной среды |
6 |
4 |
16 |
уровень использования малыми предприятиями Иркутской области новых технологических решений, инновационных технологий, внедрений |
5 |
3 |
17 |
уровень квалификации кадров для малого бизнеса |
5 |
4 |
18 |
уровень процесса взаимодействия малого и крупного бизнеса (сферы — обеспечение социальной среды и управление непрофильными активами, работы по экологической безопасности предприятий, развитие обслуживающих и дополнительных производств и тому подобное) в регионе |
4 |
4 |
19 |
уровень безопасности ведения предпринимательской деятельности |
4 |
4 |
20 |
общий уровень благоприятности предпринимательской среды Иркутской области |
4 |
4 |
В целом, благоприятность предпринимательской среды Иркутской области для субъектов малого предпринимательства оценена как экспертами, так и предпринимателями, как нейтральная. Отношение предпринимателей, получавших государственную поддержку к оценке предпринимательской среды в целом положительнее, чем собственников, не участвовавших в таких программах. При этом следует отметить, что внутри выборки мнения экспертов по оценке благоприятности внешней среды в целом не различаются более чем на 2 балла, в то время, как оценка предпринимателями представляет существенный разброс мнений — от 1 до 6 баллов. Наибольшее отклонение мнений можно наблюдать по оценке существующих программ по поддержке развития предпринимательства в г.Иркутске: предприниматели оценили поддержку как особо не выделяющуюся и нейтральную, в то время, как эксперты оценили, ее состояние как благоприятную; это обусловлено тем, что часть экспертов является представителями администрации и топ-менеджмента организаций, относящихся к структуре поддержки СМП. В то же время, предприниматели оценили уровень развития конкурентной среды и уровень использования малыми предприятиями Иркутской области новых технологических решений, инновационных технологий, внедрений на 2 балла выше, чем эксперты. Стоит учитывать, что метод экспертных оценок носит субъективный характер, поэтому во всех исследованиях надо серьезно подходить к формированию репрезентативной выборки.
Проведя анализ внешней предпринимательской среды и оценку внутренней предпринимательской среды в единстве личностных, экономических и организационно-управленческих компонентов, можно отметить, что в целом, предприниматели высоко оценивают состояние внутренней среды, однако возникают проблемы в привлечением финансовых ресурсов, некоторые бизнесмены испытывают затруднения в повышении уровня развития производства, с организацией управления, отлаженностью технологии работы с потребителями. При этом нет четкой зависимости между благоприятностью внешней среды и успешностью малого бизнеса. Респонденты считают, что они в большей мере сами формируют свой бизнес и государство не оказывает существенного воздействия на этот процесс.
Таким образом, политика государства в области управления развитием предпринимательства в единстве его основных компонентов должна быть сконцентрирована по следующим направлениям:
— формирование необходимых личностных качеств различных групп населения: молодежи, социально-незащищенных групп населения, безработных и т.д.;
— повышение квалификации предпринимателей в рамках мастер-классов, семинаров, тренингов, конференций и т.д в области повышения эффективности управления бизнесом, организации про изводства, управления персоналом, использовании нововведений, применения аутсорсинга;
— повышение доступности финансовых ресурсов через развитие микрофинансовых организаций, гарантийных фондов, частичную компенсацию процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам;
— выпуск методических рекомендаций, установка сенсорных информационных термина лов, освещение мероприятий государственной поддержки, через размещение открытой информации о конкурсах и т.д.
Реализация данных направлений позволит стимулировать развитие субъектов малого предпринимательство путем воздействия на факторы, сдерживающие их внутри организации.
При расчете простейшего показателя, показывающего тесноту связи — коэффициента корреляции знаков (Фехнера) выявлено отсутствие четкой связи между оценкой предпринимателями внутренней среды организации и оценкой внешней предпринимательской среды. Таким образом, предприниматели низко оценивают свое взаимодействие с и внешней средой.
Автор:
А. Абросимова, аспирантка кафедры экономической теории, институциональной и экспериментальной экономики, Санкт-Петербургский университет управления и экономики
Статья из журнала «РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция», №1, 2012
Библиографический список:
1. Любимова, А. Бизнес в помощь социальным проектам / А. Любимова // Капиталист. —2011. — №12
2. Бухвальд, Е.М., Виленский, А.В. Координационно-совещательные органы и их роль в политике государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
3. Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский // Этап: экономическая теория, анализ, практика. — 2011. — №1. — С.37-49
4. Абросимова, А.А. Оценка предпринимательской среды для развития субъектов малого предпринимательства в Иркутской области / А.А. Абросимова // Экономика и управление. — 2012. — №3.
5. Чалиев, А.А., Овчаров, А.О. Статистика. Часть 1. — Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2007.— С.