Вывод активов в кредитных организациях как угроза экономической безопасности региона

В условиях финансового кризиса обеспечение финансовой безопасности как составной части экономической безопасности страны является одной из важнейших задач Российского государства. Кредитно-финансовая сфера России как развивающейся страны является сегодня одним из наиболее слабых ее звеньев с точки зрения экономической безопасности.

По мнению автора, в банковской и денежно- кредитной сферах главными угрозами безопасности являются непрекращающийся отток капитала из страны, вывод финансовых активов компаний в оффшоры с целью уклонения от уплаты налогов, фиктивное и преднамеренное банкротство, отмывание денег, а также высокая степень коррумпированности. Все это наносит значительный ущерб экономической безопасности государства. В связи с этим в данной статье автором будут рассмотрены меры по противодействию незаконной деятельности в банковской и денежно-кредитной сфере, ввод которых должен снизить остроту проблемы, а также дан обзор наиболее острых проблем, подрывающих экономическую безопасность отрасли в настоящие время.

Теоретическое исследование проблематики, посвященной комплексному изучению вопросов противодействия выводу активов в кредитных организациях, до настоящего времени недостаточно раскрыто в научной литературе. Вопросы, касающиеся экономических и правовых проблем, связанных с экономической безопасностью, а также проблемы различных видов банковской деятельности рассматриваются контексте исследования «попутных» практических проблем.

В числе современных авторов, так или иначе обращавшихся к проблемам, связанным с банковской деятельностью и экономической безопасностью банковского сектора экономики, следует назвать такие имена как В.К. Сенчагов, А. А. Курносенко, А. А. Дубинчин, С.Э. Жилинский, А.В. Беляков, В.В. Степанов, С.Р. Акимов.

Под финансовой безопасностью государства автор понимает наиболее важную подсистему экономической безопасности государства, представляющую собой результат деятельности по обеспечению органами законодательной, исполнительной и судебной власти национальных интересов в бюджетной, налоговой, финансово- кредитной, денежно-валютной сферах от внешних и внутренних угроз.

Одной из внутренних угроз, существующих на данный момент в кредитно-финансовой сфере, по мнению автора, является особо актуальная для публичных компаний проблема корпоративного управления. Несмотря на то, что наличие проблем в банковской сфере, как то: вывод активов посредством использования ряда схем с участием аффинированных лиц, признается и обсуждается не первый год, корпоративное управление не становится более прозрачным и добросовестным. Акционеры или собственники все чаще становятся жертвами злоупотреблений менеджеров высшего звена.

В последнее время в Москве участились случаи использования банками неправомерного кредитования в целях вывода активов. При этом топ- менеджмент банков, используя свое должностное положение, санкционирует выдачу больших кредитов различным сомнительным организациям. В качестве примера можно привести недавнюю историю с банком Москвы. Компания с минимальным уставным капиталом, зарегистрированная в оффшорной зоне, имеющая на счету всего 160 долларов и существующая около 5 месяцев, получает кредит на 30 миллионов долларов.
Таким образом, банком Москвы за 6 лет работы было выдано кредитов на 366 миллиардов рублей, при этом 150 миллиардов рублей утрачены безвозвратно, а 210 миллиардов рублей теоретически еще возможно вернуть (хотя по оценкам экспертов реально вернуть не более 80 млрд.). Подводя итоги — к моменту покупки акций ВТБ Банк Москвы был лишен половины кредитного портфеля. Схожие случаи наблюдались и в других крупных российских банках, таких, как Традобанк, «Славянский», Межпромбанк.

После череды крупных банкротств 21.07.2011 ЦБ разместил на сайте поправки к положению 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности”. В своем документе Центральный банк сообщил об ужесточении норм резервирования по двум группам кредитов — техническим кредитам и кредитам, предоставляемым связанным с банком компаниям. Технический кредит есть денежный отраслевой кредит, предоставляемый для закупки определенных товаров. Технический кредит может быть погашен либо обратными поставками товаров, либо оформлением задолженности. Кредит связанным с банком компаниям подразумевает выдачу кредита физическим и юридическим лицам, которые:

  • входят в состав банковской группы или банковского холдинга;
  • являются близкими родственниками по отношению друг к Другу;
  • являются лицами, способными оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления заемщиков — юридических лиц.

Последний критерий расширен дополнительным положением Инструкции № 110-И, в соответствии с которым к связанным заемщикам следует также относить заемщиков — юридических лиц, если один из заемщиков может оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других заемщиков, либо третье лицо, которое может также являться самостоятельным заемщиком, оказывает существенное прямое или косвенное влияние на решения органов управления других заемщиков.

По первой группе кредитов ЦБ определил ряд критериев, которые подтверждают тот факт, что компания реальной деятельности не ведет: например, у заемщика нет производственных мощностей, оборудования, складских помещений, транспортных средств, отсутствует главный бухгалтер или, напротив, нет персонала, кроме главного бухгалтера и руководителя. Центральный банк будет также учитывать информацию об объеме налоговых отчислений заемщиков по НДС, ЕСН и другим налогам, а также ряд других критериев. Такие ссуды теперь будут классифицированы как «сомнительные”, что потребует от банков формирования резерва по страхованию ссуд в размере не менее 35% от суммы кредитов.

Ставка риска определяется по таблице 2:

Также Банк России ужесточает требования в часта кредитования банками связанных с ними компаний: такие ссуды будут классифицироваться как- нестандартные», и банки обязаны будут резервировать под них не менее 10% средств от суммы ссуды, до принятия же дополнений в положение 254-п размер резерва зависел от рейтинга заемщика.

По данным Центрального банка России подлежащие повышенному резервированию операции в случае с банками, признанными банкротами, в большинстве случаев оказались схемами, нацеленными на вывод активов.

Согласно российскому законодательству, банк разрабатывает и утверждает внутренние документы, определяющие его кредитную политику, учётную политику и подходы к её реализации, а также документы, определяющие процедуры принятия решений о размещении банком денежных средств, распределение функций и полномочий между подразделениями и должностными лицами банка, включающие внутренние правила кредитования клиентов. Выдача кредита в зависимости от типа клиента может быть осуществлена в следующем порядке:

  • юридическим лицам — в безналичной форме путем зачисления средств на расчётный, текущий или корреспондентский счёт;
  • физическим лицам — в безналичной форме путем зачисления средств на счёт лица в банке либо наличными через кассу банка;
  • кредиты в иностранных валютах выдаются юридическим и физическим лицам только в безналичной форме.

Кредит выдаётся только на основании распоряжения, надлежащим образом составленного специалистами кредитного подразделения банка после всесторонней оценки хозяйственной деятельности кредитуемой организации и подписанного уполномоченным должностным лицом банка. В большинстве случаев банками, у которых в последствии были отозваны лицензии, не соблюдались эти требования, а кредиты выдавались без оценки финансового состояния кредитуемой организации, только по решению топ- менеджмента банка. Они скрывали предоставление кредитов заемщикам, не собирающихся их возвращать.

После введения новых правил использование банками схем вывода активов станет экономически невыгодным, что снизит риски в банковской системе. Однако данные нововведения имеют и отрицательную сторону. Повышение требований к резервам сократит банковскую прибыль, а у банков, показывающих отрицательный финансовый результат, — капитал. Ужесточение норм по резервам заемщикам, связанным с банком, будет болезненно для всех банковских групп. Также ужесточение норм обязательного резервирования кредитов может привести к смене используемых банками схем вывода активов. (Например, схема с применением векселей и т.д.)

Также, по мнению автора, в целях предотвращения неправомерного кредитования и незаконного вывода активов в коммерческих банках необходимо ввести уголовное наказание собственников банков за вывод активов, так как остановить действия такого характера может лишь угроза уголовной ответственности.

В настоящий момент уголовная ответственность действует, но лишь в отношении менеджмента, который подписывает документы и тем самым берет на себя ответственность. В Уголовном кодексе имеется статья о преднамеренном доведении банка до банкротства, однако, в большинстве случаев незаконное кредитование не приводит к непосредственно банкротству банка, а добраться до тех, кто обычно неформально разрешает вывод средств, правоохранительным органам трудно. У руководства банков, разумеется, есть свои высококвалифицированные юристы. К тому же, доказать что-либо, опираясь на действующее законодательство, непросто. За время работы Агентства по страхованию вкладов было подано 49 исков против бывших руководителей банков. По данным главы агентства Турбанова, сумма ущерба составила 20,5 млрд. руб., но удовлетворено было лишь 16 исков на сумму 3,4 млрд. руб. Только в семи случаях удалось привлечь членов совета директоров, которые являлись фактическими собственниками банков. Как видно из приведенных цифр, лишь вышеупомянутая сумма ущерба уже несет существенную угрозу экономической безопасности банковской отрасли в частности и экономике региона в целом.

Одобренная правительством стратегия развития банковского сектора до 2015 г. предполагает внесение изменений в федеральные законы, запланированные на текущий и будущий годы. Кроме того, возможна приватизация госбанков и общее снижение доли государства в банковской сфере.

Плановые показатели к концу выполнения программы: объем российских банковских активов к концу 2015 г. должен составить порядка 90% ВВП России, суммарный капитал банков должен вырасти до 15% ВВП. На 1 января 2011 г. эти показатели составили 74,5 и 10,4% ВВП соответственно.

К концу 2015 г. объем кредитного портфеля предприятиям реального сектора и физическим лицам должен составить 55-60% ВВП, тогда как на 1 января 2011 г. он составлял всего 41% ВВП.

Как отмечается в принятом документе, важным условием развития банковского сектора и повышения устойчивости кредитных организаций является увеличение размера собственных средств (капитала), улучшение его качества и обеспечение достаточного уровня покрытия капиталом принимаемых кредитными организациями рисков. Для этого необходимо повысить норму обязательного резервирования вкладов, а также, как было отмечено ранее, ужесточить нормы резервирования по двум группам кредитов — техническим кредитам и кредитам, предоставляемым связанным с банком компаниям.

В связи с этим минимальный размер уставного капитала вновь создаваемого банка с 1 января 2012 г. и минимальный собственный капитал действующих банков с 1 января 2015 г. повышается до 300 млн. руб.

Действующие банки к этому моменту должны увеличить капитал до 180 млн. руб. Это второй этап запланированной докапитализации банков. С января 2010 г. кредитно-финансовые учреждения обязали повысить размер уставного капитала до 90 млн. руб. с 1 января 2010 г. и до 180 млн. руб. с 1 января 2012 г.

На данное время выполнили требования по первоначальной капитализации 145 банков. 7 банков, не выполнивших требования, мшились лицензий, еще 7 банков трансформировались в небанковские расчетные кредитные организации, и один закрылся самостоятельно.

В связи с требованием дополнительной капитализации банков возможно применение схем фиктивной докапитализации, этому моменту необходимо уделить особое внимание, разработать ряд соответствующих мер, направленных на борьбу с подобными схемами.

По мнению автора, на основании вышеизложенных материалов необходимо разработать методику предотвращения и противодействия выводу активов финансовых организаций. Провести ужесточения норм обязательного резервирования кредитов и увеличения минимального размера уставного капитала. Внести изменения в Уголовный кодекс РФ, а именно, добавить статью о возможности уголовного преследования собственников банков, ответственных за незаконный вывод активов. Целесообразно создать систему информационного контроля, которая помогла бы Центральному банку и регулирующим органам отслеживать перемещение крупных денежных активов. Создание и использование данной системы существенно снизит вывод активов банков, посредством нецелевого кредитования

Автор:
Д. Гольцев,
адъюнкт кафедры бухгалтерского учета и аудита, Московский университет МВД России
Статья из журнала “РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция”, №1, 2012

Библиографический список:
1. Положение Банка России от 26 марта 2004 года №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» с последующими изменениями и дополнениями.
2. Беляков А. В. «Резервы на возможные потери — экономическая сущность и учет для целей налогообложения”. //Доклад на конференции «Association for studies in public economics the fifth international conference on «Public sector transition”.
3. Курносенко A.A. Особенности правового регулирования банковскими рисками в условиях рыночной экономики // Банковское право. 2008. – с 219.
4. Сухов А.В. Управление кредитными рисками в России и Европе: сравнительный анализ // Управление в кредитной организации. 2008. — с 412 .
5. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / под редакцией Сенчагова В.К. 2-е изд. — М.: Дело, 2005. — 402 с.
6. Акимов С. Р. К вопросу о необходимости совершенствования криминалистического обеспечения расследования криминальных банкротств // Проблемы криминалистической науки, следственной практики. Межвузовский сборник научных трудов. — Омск: Изд-во Омск, акад. МВД России, 2006, Вып. 5. — С. 3-6

Оцените статью
Adblock
detector