Анализ структуры баланса

При финансовом анализе предприятия выделяют имущественный анализ структуры активов и пассивов бухгалтерского баланса. Анализ активов и пассивов дает возможность проследить тенденцию их состояния и изменения в анализируемом периоде. Анализ структуры актива и пассива и динамику их статей может дать информацию о:

— том какая величина текущих активов, как изменяется их соотношение с течением времени, а также возможность определить источники финансирования;
— том какие статьи баланса растут быстрее запланированного и как это все отражается в балансе;
— доле запасов и дебиторской задолженности;
— величине собственных средств, что даст возможность определить в какой степени предприятие зависит от привлекаемых денежных средств;
— распределении заемных средств по срокам их погашения;
— долю задолженности перед банками и различными государственными бюджетами составляют  в пассивах.
В практике выделяют три вида классического экономического анализа: горизонтальный анализ, вертикальный и трендовый. Давайте разберем каждый из них более детально.

Горизонтальный анализ
(иногда его называют временным или динамическим анализом) – выполняется через сравнение каждой позиции бухгалтерской отчетности с предыдущим периодом, как в абсолютном, так и в относительном виде.

Вертикальный анализ
(его называют еще структурным анализом) – выполняется через определение влияния каждой позиции бухгалтерской отчетности на итоговые результаты (актив/пассив, выручка), где значение актива/пассива или выручки принимается за 100%.
Горизонтальный и вертикальный анализ входят в аналитический анализ. А в западной литературе горизонтальный и вертикальный анализы не различаются вообще.
Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерской отчетности предприятия является очень простым и действенным методом для экспресс-исследования состояния предприятия, определения его эффективности и слабых мест.
Можно выделить еще один вид анализа – трендовый.

Трендовый анализ
– выполняется через сравнение каждой строки баланса текущего периода  с прошедшими периодами, т.е. суть состоит в определении динамики строки для того, чтобы можно было спрогнозировать ее дальнейшее развитие. Рекомендуется брать 5 периодов для анализа.

Сравнительный анализ (или пространственный анализ) – выполняется через сравнение показателей деятельности предприятия с показателями других предприятий или со средними по отрасли. В данном анализе показатели используются финансовые коэффициенты, а не абсолютные показатели. В западной литературе такой анализ называется отраслевым.

 

Автор: Жданов Василий, к.э.н.

Оцените статью
Adblock
detector