Экономическая психология – наука, которая занимается изучением представлений индивидов или групп индивидов об экономических явлениях в поведении, которые основываются на их понимании действительности.
В настоящий момент это одно из самых перспективных научных направлений, позволяющее выявить и объяснить закономерности финансового поведения человека. В экономической психологии значимую роль играет теория принятия решений, которая позволяет раскрыть закономерности экономического поведения.
Одно из самых перспективных направлений экономической психологии – теория перспектив (1979 г., Канеман Д., Тверски А.), которая опровергает классическую концепцию принятия решений, основанной на теории вероятности при рациональности субъектов. Исследования теории перспектив лежит в понимании того, как принимает решение человек в условиях неопределенности. В итоге эмпирических исследований, полученные результаты показали то, что человек ведет себя по-разному в различных ситуациях, и это поведение отличается от классической модели homo-economics. Классическая модель, существовавшая около трех столетий, утверждала, что индивид это рациональное существо и он всегда хочет максимизировать прибыль. Теория перспектив, сформулировала новый взгляд на теорию принятия решений в условиях риска, и позволила описать то, как человек оценивает:
- Вероятность событий
- Потери и выигрыши
В этой теории Канеман и Тверски доказали, что принятие решения будет зависеть от исходной точки. Человек будет по-разному реагировать на похожие ситуации в зависимости от того теряют ли они деньги или выигрывают! Пример исходной точки: у нас есть три ведра с водой, в левом налита холодная вода, в правом горячая, а посередине теплая. Опустим правую руку в правое ведро, а левую в левое, затем вытащим их и опустим в среднее ведро. Левая рука будет чувствовать тепло, а правая холод, и хотя основа одна (ведро с теплой водой) чувствительность была разной. Новизна теории перспектив заключается в том, что ее построение строилось не от создания модели, а от наблюдений за особенностями поведения человека.
Кратко результаты этой теории можно представить в виде таблицы:
Маленькая вероятность |
Большая вероятность |
|
Выигрыш |
Склонность рисковать |
Избегание риска |
Убыток |
Избегание риска |
Склонность рисковать |
Тверски и Канеман вывели функцию ценности имеющую ассиметричный s-образный вид, проходящей через точку отсчета. Она показывает, что при одном и том же значении ценности воздействие убытка сильнее, чем воздействие выигрыша (гипотеза «фабрикации» полезности). Человек переоценивает малые вероятности и недооценивает большие. При малых вероятностях выигрыша у человека возникает склонность рисковать, а при больших потерях наоборот (таблица). Горечь от убытков, намного больше, чем радость от выигрыша. Убытки ощущаются человеком всегда больнее. Финансовый пример: инвестор согласен держать акции, которые падают в цене, но продавать те, которые поднимаются в цене.
Автор: Жданов Василий Юрьевич
(с) BE in trend