Акции Boeing. Стоит ли вкладывать деньги

Акции Boeing. Стоит ли вкладывать деньги Статьи

Американский Boeing — одна из крупнейших в мире в области авиастроения. Она известна, прежде всего, своими гражданскими авиалайнерами под следующими номерами: 737-800, 747, 767, 777, 787.

Длительному успеху компании помешали несколько случаев, преимущественно связанных с одной из моделей — Boeing 737 MAX 8 и ситуацией в мире. Сначала — авиакатастрофа в марте 2019 года, затем — финансовый кризис компании из-за коронавируса.

Сегодня положение компании кажется довольно шатким. В этой статье рассмотрим, стоит ли вкладывать деньги в акции компании Boeing.

О компании

История данной компании достаточно богата на события. Первый же год, который следует отметить — 1916, когда американский самолетостроитель и будущий основатель компании Уильям Боинг спроектировал гидросамолет B&W. Его взлет и полет в небе стал первым знамением к образованию компании Pacific Aero Products Co. Спустя год переименовалась в Boeing Airplane Co. — название, которое закрепилось по сей день.

В 60-ые годы, когда компания переключилась с производства военной авиатехники на гражданскую, выпускается одна из самых известных моделей — 737-ая. Она считается самой массовой (на 2013 год было произведено более 7600 единиц).

В дальнейшем на протяжении многих лет компания была и остается крупнейшей в США как в сфере гражданской и военной авиации, так и космоса.

Сегодня мощности Boeing’а по большей части сконцентрированы на производстве и последующей продаже гражданской авиатехники. И это направление было выбрано не зря, поскольку в годы, когда не было ни кризисов, ни происшествий, компания имела с этого сектора выручку размером более 50% от всего дохода. Оставшиеся проценты приходятся на военную и космическую технику.

При анализе акций и их стоимости трейдерам стоит опираться на показатели Boeing Commercial Airplanes — именно этот пункт отвечает за гражданскую авиацию данной американской компании.

Состояние сектора

Боинг — компания, отвечающая не только за сборку и поставку самолетов авиакомпаниям по всему миру, но и за оказание сервисных услуг в виде обслуживания и починки уже проданных авиалайнеров. Качество услуг и спрос продукции — то, что определяет успешность компании среди не менее известных конкурентов, таких Airbus..

Состояние Боинга на сегодняшний день довольно непростое. Кризисы, несовершенство некоторых моделей самолетов, авиакатастрофы, мировые события — все это вызвало некоторые проблемы. Все эти изменения, прежде всего, повлияли на спрос на самолеты, на безопасность и надежность авиалайнеров.

Спрос на гражданские самолеты

Заинтересованность авиакомпаний в собственном развитии, увеличении предлагаемых маршрутов и самолетного парка всегда выражается в покупке новых самолетов. Компания, у которой закупают самолеты, сама поддерживает авиапарк своего клиента (авиакомпании) в хорошем состоянии.

В 2020 году, начиная с марта, динамика пассажиропотока очень сильно переменилась, поскольку многие страны запретили авиационное сообщение друг с другом. И не так давно некоторые страны только начали открывать свои аэропорты.

Несмотря на всевозможные кризисы, отрасль гражданских авиаперевозок считается достаточно устойчивой, а потому изменения на нее повлияют не так сильно, как на многие другие направления промышленности. Более того — она медленно, но верно, набирает обороты, поскольку постоянно развивается.

На изображении ниже можно явно проследить за изменениями динамики пассажиропритока во времена мировых кризисов (до 2020 года):

Акции Boeing. Стоит ли вкладывать деньги
Динамика пассажиропритока во времена мировых кризисов (до 2020 года)

До марта 2020 года никаких предпосылок к замедлению тренда не было, как и не было особых признаков к закрытию авиасообщения. Однако коронавирус внес коррективы и многие авиакомпании отменили свои рейсы, что привело к остановке деятельности. Простой самолетов стал нормальной процедурой, авиакомпании теряли свои деньги. Им приходилось даже отменять заказы на новые самолеты. Это и ударило по «Боингу».

Разумеется, когда опасность коронавируса уже насовсем отступит, авиаперевозчики смогут работать в полную силу. Они наладят авиасообщения, люди начнут летать, а это приведет к восстановлению всей индустрии гражданской авиации.

Со временем у авиакомпаний восстановятся капиталы и они начнут заказывать новые самолеты. Дополнительно к этому подстегнут открытие новых аэропортов по всему миру.

Надежность и безопасность

Как и многие компании, занимающиеся производством гражданской и военной авиатехники, компания Боинг старается не только показать населению всего мира, что перелеты из одной страны в другую на их самолетах — это безопасно и надежно, но и сохранить впоследствии репутацию благонадежной компании.

Однако для Боинга, как и для любой другой компании, построить доверие — достаточно долгая процедура. Гораздо же быстрее заставить людей изменить свое мнение на диаметрально противоположное. Достаточно известий о крушении самолета по причине технических неисправностей, чтобы авиакомпания не заключала или разорвала уже подписанный контракт о поставке воздушных судов. И как назло, именно это произошло с Боингом.

  1. Октябрь 2018 года, Индонезия. Разбился самолет компании Boeing, модель 737 MAX. Погибли все 189 человек.
  2. Март 2019 года, Эфиопия. Потерпел крушение самолет марки модель 737 MAX. Все 157 человек погибли в результате аварии.

На графике ниже — падение акций Boeing после авиакатастрофы в Эфиопии:

Акции Boeing. Стоит ли вкладывать деньги
Падение акций Boeing после авиакатастрофы в Эфиопии

После этих двух происшествий начались довольно тщательные расследования, в которых  авиакомпании и Боинг обвиняли друг друга. Выдвигалось множество предположений, почему два самолета одной модели потерпели крушения.

Результатом расследований стало обвинение в сторону производителя Боинга. Его обвиняли в использовании неисправной системы MCAS, отвечавшая за то, чтобы самолет сам опускал свой нос при его слишком сильном задирании вверх. Сама система, как оказалась в дальнейшем, была не только неисправной, но и недоработанной. Она не прошла сертификацию, т.е она вообще не должна была стоять в 737 MAX.

Важно! Единственная вероятная причина установки MCAS — желание конкурировать со своим извечным соперником — европейской компанией Airbus.

Дальнейшее расследование привело журналистов к такой важной находке, как переписки сотрудников корпорации. Согласно им, все знали о проблеме с MCAS, но решать её не планировалось — были другие приоритеты. К тому же у пилотов не было нужных знаний, как поступать в такой ситуации, что является косвенной причиной этих двух авиакатастроф.

Итог: С марта 2019 Боинг авиакомпании приостановили все полеты на 737 MAX. В декабре 2019 года глава корпорации из-за сложившихся происшествий подал в отставку, а в январе 2020 года производство 737 MAX прекратилось. Эта модель, возможно, вернется в строй в конце 2020 года или же позже, когда все будет тщательно проверено, отлажено и протестировано дабы вернуть доверие авиакомпаний и простых людей.

Финансовое положение компании Boeing на 2020 год

2020 год полон на всевозможные события, среди которых можно выделить одно главное — коронавирус. Он сильно изменил планы всех тех, кто производит сами самолеты, а также тех, кто закупает их для перевозки людей.

29 апреля 2020 года американская компания Boeing опубликовала квартальный отчет, в котором отмечались достаточно большие убытки. Причиной таких убытков стал отказ от модели 737 MAX, коронавирус и простой авиатранспорта. Правда, в последнее время компания старается поднять стоимость своих акций, снижая темпы падения выручки и оптимизируя все издержки.

Конкуренты

В отчете за 2019 год отмечено, что после авиакатастроф и отказа от модели 737 MAX возникла ситуация с простоем самолетов. А, как известно, простой влечет за собой серьезные последствия в виде ежедневной потери денег и доли на рынке.

К тому же, в этой ситуации положение Боинга было ещё хуже из-за действий со стороны конкурента в лице Airbus. Отказ от 737 MAX заставил компанию снизить количество производимых самолетов (380 самолетов за 2019 год), в то время как Airbus, наоборот, увеличило их производство (863 самолета за 2019 года).

Если рассматривать конкурентов в сфере ВПК, то можно выделить две компании: UTX (United Technologies) и LMT (Lockheed Martin). Эти две корпорации-конкурента имеют хорошую поддержку в виде правительства США, потому они могут конкурировать с Boeing..

Финансовое положение компании на 2019 год

Также в 2019 году можно отметить резкое падение спроса (практически в два раза) на поставки самолетов. Причиной этому, в первую очередь, стало желание находиться впереди своего явного конкурента в виде Airbus. По этой причине Boeing выпустила модель самолета 737 MAX, у которой позже в ходе расследования обнаружилась практически нерабочая система MCAS, отвечающая за автоматическое опускание носа самолета, если его задирают слишком сильно. Она и стала причиной двух авиакатастроф, после которых выпуск модели 737 MAX был прекращен.

В сложившейся ситуации положение компании в 2019 году оказалось достаточно слабым: выручка упала на четверть, расходы — все такие же высокие, как и были. Получилось так, что Boeing в 2019 году работала в убыток. 

Как коронавирус отразился на финансовом состоянии компании Боинг

По итогам первого квартала компания Boeing сообщила об уменьшении доходов. За полдня/день, когда презентовался отчет, выяснилось, что выручка в последний год значительно упала и составляет $78,8 млрд. Тем не менее, на ближайшие 12 месяцев прогноз Refinitiv предполагает прирост показателя на 10,9%.

По итогам I квартала $6,2 млрд (37%) выручки пришлось на сегмент коммерческой авиации, $6 млрд (36%) — на космос и «оборонку», $4,6 млрд (27%) — на сегмент глобальных услуг.

Основное снижение общей выручки обосновано провальными показателями самолета 737 MAX. 

За первый квартал квартале чистый убыток был достаточно большим. Размеры и запас денежных средств — $628 млн. На ближайшие 12 месяцев оценка Refinitiv указывает на увеличение прибыли на акцию (EPS).

За последние четыре квартала компания перешла к свободному денежному потоку, поскольку FCF (операционный поток минус капзатраты) был отрицательным.

На графике ниже видно, что стоимость акций Boeing постепенно растет, однако она все еще на относительно низком уровне:

Акции Boeing. Стоит ли вкладывать деньги
Стоимость акций Boeing постепенно растет

Дивиденды

Компания Boeing, как правило, стабильно раз в квартал платит дивиденды. Но ситуация с 2019 годом наложила весьма серьёзный и неприятный отпечаток. По этой причине размер дивиденда в 2019 году составил 8.22 на одну акцию.

2020 год стал первым за последние 10 лет, когда дивиденды на акцию не были изменены. Это может привести к срезу выплат.

Выводы относительно целесообразности инвестиций

Если судить в целом обо всем, что связано с Boeing’ом, то можно сделать следующий вывод: рисков больше, чем позитивных моментов. Компания совсем не скоро восстановится в полной мере по причине коронавируса.

Важно! Прогноз Refinitiv предлагает весьма оптимистичный прогноз на ближайшие пять лет — в нем предлагается рост EPS в 12,3%. Да, число не слишком большое, но этого хватит для улучшения состояния компании.

Итоги

Понятно, что правительство Соединенных Штатов Америки не даст такой компании, как Boeing, развалиться и впоследствии исчезнуть. И хотя компания сейчас переживает не лучшие времена, она старается увеличить цены на свои акции, дабы их было потом выгоднее приобрести.

Трейдеру любого уровня сейчас не стоит, несмотря на довольно привлекательную стоимость, покупать акции, поскольку возможны резкие изменения цены как в плюс, так и в минус. Да и не помешает дополнительно изучить все нюансы, дабы можно было решить, стоит ли вкладываться в акции.

Все, что остается делать обычным людям и опытным трейдерам, — наблюдать за развитием событий и смены ситуаций с акциями, а также надеяться, что пандемия коронавируса не ударит еще сильнее по крупным компаниям.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector