Принципы ценовой стратегии в сельском хозяйстве

Сельское хозяйство несет огромную социальную нагрузку и независимо от методов ценообразования на ее продукцию, уровень цен и суммы бюджетных дотаций должны обеспечивать: возмещение материальных затрат, высокие темпы роста оплаты труда, уплату обязательных платежей и сборов, массу прибыли, необходимую для ускоренной капитализации и решения социальнх проблем. При этом уровеь цен на продовольственные товары должен обеспечивать экономическую их доступность длясамых малоимущих  словев населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Разработка ценовой стратегии на микроуровне производится на основе оценки динамики показателей, формируемых под влиянием цен. Приведем финансовые результаты от реализации основных продуктов по сельскохозяйственным предприятиям Министерства сельского хозяйства Республики Северная Осетия- Алании. За исследуемый шестилетий период по сельскохозяйственным предприятиям Минсельхоза РСО-Алания среднегодовые темпы прироста затрат на 1ц продукции опережают среднегодовые темпы прироста реализоационных цен по зерну в 2.1 раз, овощам в 1.96, молоку – 1.3 и птицы в 1.54. По мясу крупного рогатого скота  и свиней реализационные цены опережают затраты на 1 ц продукции в 1.6 и 3.5 раза соответсвенно. Из этого не следует, что реализация этих продуктов оказалась рентабельной, напротив, остается высоко убыточной. За отдельные годы реализационные цены превышали себестоимость реализованной продукции по зерну и картофелю, остальные товарные продукты сельского хозяйства оказались за весь период убыточными. В 2006 г. по сравнению с 2001 г. убыточность картофеля возросла в 1.69 раза, овощей  в 6.7, по молоку – 2.5. Убыточность реализации мяса КРС колеблется в пределах 31.4 – 55%, свиней – от 24.1 до 66%.

Таковы основные экономические последствия Указа Президента РСФСР от 03.12.1991 №297 «О мерах по либерализации цен», согласно которому со 2 января 1992 года экономические отношения осуществлялись по свободным (рыночным) ценам и тарифам. Сельское хозяйство было объявлено недотационным. Была поставлена задача о переходе на цены и тарифы, складывающиеся под влиянием спроса и предложения, в том числе и государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.
Последующие постановления Правительства РФ, принятие федеральных законов по нейтрализации негативных последствий данного указа не привели к существенному улучшению финансового положения сельских товаропроизводителей.

В условиях продолжающейся трансформации экономической системы, сложившегося уровня макро- и микроэкономических показателей по сельскому хозяйству необходимо кардинальное изменение отношения государства к ценообразованию на продукцию сельского хозяйтсва. При этом для обеспечения корпоративных интересов сельских товаропроизводителей необходима разработка более эффективных принципов управления денежными потоками при формировании финансовых ресурсов, в целях выполнения стратегических задач на основе оптимизации цен на сельскохозяйственную продукцию и уровня бюджетной поддержки.

Не претендуя на абсолютность своих суждений о столь сложной, многофункциональной экономической категории, как цена и ценообразование, попытаемся предложить пути развития государственной политики в области ценообразования на продукцию сельских товаропроизводителей в условиях трансформации экономики.

В экономике по условиям формирования применяется множество цен, которые подразделяются на свободные, монопольные, демпинговые, регулируемые, фиксированные и предельные. В мировой практике сформировались  в основном два подхода к ценообразованию – затратный и рыночный.
При этом независимо от выбранной модели ценообразования структура цены по мере продвижения товара включает определенные элементы, отражающие интересы всех участников товарного производства и обращения от изготовителя до розничной торговли.
Структура цены

Элементы цены

Виды цены

  1. Себестоимость производства и реализация продукта + прибыль изготовителя

Оптовая цена изготовителя

  1. Оптовая цена изготовителя. Акциз. НДС

Оптовая цена отпускная (контрактная)

  1. Отпускная цена. Издержки посредника. НДС посредника. Прибыль посредника

Оптовая цена посредников

  1. Издержки оптовых и розничных организаций. Прибыль оптовых и розничных организаций. НДС торговых организаций

Розничная цена

В настоящее время применение отпускной оптовой цены для сельских товаропроизводителей со структурой: себестоимость, прибыль, косвенные налоги обоснованно и приемлемо только по рентабельным продуктам. При этом масса добавленной стоимости должна обеспечивать ускоренные темпы роста оплаты труда, капитализацию прибыли, своевременное и полное выполнение обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами и контрагентами.

Однако в действительности основные виды сельскохозяйственной продукции реализации не покрывает совокупных издержек и косвенных налогов, даже без учета прибыли включаемой в оптовую цену изготовителя.

Затратная модель ценообразования основана на учете совокупных издержек производства – т.е. переменных затрат на единицу продукции, средних накладных (постоянных) на ту же единицу плюс удельная прибыль. Моделирование на практике затратных цен в основном осуществляется с помощью норматива рентабельности к затратам с использованием следующей формулы:
Ц=З*(1+Р),
Где Ц – цена,
З – удельные затраты,
Р – рентабельность к затратам.

Метод ценообразования на основе издержек обеспечивает определенный размер прибыли. Для сельских товаропроизводителей затратный методы ценообразования может быть эффективен при условии соблюдения в долгосрочном периоде паритетности цен. Использование затратного метода ценообразования в сельском хозяйстве с учетом высоких темпов роста затрат на приобретаемые материальные ресурсы и необходимой нормы рентабельности на уровне 30-40%, позволяющей обеспечить финансовыми ресурсами структурно-технологическую модернизацию сельского хозяйства, развитие  социальной и инженерной инфраструктуры, создание возможностей для финансовой стабилизации, роста собственного капитала сельских товаропроизводителей, приведет к значительному росту цен на реализуемую продукцию.

Использование затратного метода ценообразования сельскими товаропроизводителями затрудняется двумя основными факторами: низким платежеспособным спросом основной части населения, не имеющей достаточных доходов для приобретения продуктов питания на уровне минимальных медицинских норм, цены в сельском хозяйстве как составной части экономической системы страны находятся в зависимости от общих параметров инфляционных процессов, степени государственного регулирования цен на продукцию смежных отраслей, проводимой налоговой и кредитной политикой.

Использование затратного метода ценообразования может быть реализовано при условии:
А) создания реальных возможностей государством сельским товаропроизводителям для снижения издержек на единицу продукции на основе интенсификации производства, повышения продуктивности земли и сельскохозяйственных животных
Б) обеспечение опережающих темпов роста производства над средними в других отраслях экономики
В) увеличение в 3-4 раза государственных субсидий на возмещение затрат сельским товаропроизводителям, радикального снижения доли налогов в конечной цене.

В современных условиях функционирования российской экономики основным методом ценообразования является рыночный. Рыночная цена представляет собой сложный процесс взаимодействия объективных и субъективных факторов, таких как издержки, платежеспособный спрос, наличие  свободной конкуренции, уровень государственного регулирования, степень монополизации отрасли и т.д. В стандартных рыночных условиях она предусматривает получение прибыли, что в современных условиях по многим видам сельскохозяйственной продукции не реализуется. В структуре реализованной продукции значительный удельный вес занимают убыточные продукты. Рыночная цена для сельских товаропроизводителей складывается: при низком платежеспособном спросе, отсутствия  цивилизованного рынка сбыта,  под давлением различных перекупщиков, монополизме перерабатывающих предприятий.

В этой связи отметим, что рыночные цены в классическом виде с/х производителями не применяются. Их использование без адекватной бюджетной поддержки в современных условиях ведет к убыточности и дальнейшей декапитализации сельского хозяйства, так как цены предложения, формируемые на основе корпоративных интересов превышают цены спроса на свободном рынке.

Современное ценообразование на продукцию носит формально рыночный характер. Формирование цен осуществляется в основном исходя из интересов покупателей и не учитывает интересов товаропроизводителей. В современной экономической системе РФ базовым в ценообразовании признан рыночный метод. В соответствии с этим основную массу товарной продукции c/х предприятия реализуют по ценам, складывающимся на свободном рынке, которые равны или ниже себестоимости продукции. В целях обеспечения условий расширенного воспроизводства, с точки зрения автора, приемлем вариант установления надбавок к ценам реализации, размеры которых должны быть дифференцированы в зависимости от капиталоемкости продукции и уровня прогнозируемой рентабельности.
В целях оптимизации ценообразования на продукцию сельских товаропроизводителей необходимо:

  1. Создать общенациональную корпорацию по заготовке сельскохозяйственной продукции с правом регулирования объемов производства и уровня прямых государственных дотаций по регионам, позволяющих стимулировать производство стратегически важных продуктов для населения России. Это позволит сельскохозяйственным предприятиям иметь возможность планировать производство на очередной хозяйственный год при наличии договоров поставок и гарантированных цен
  2. Учитывая платежеспособный спрос населения, расчетные цены должны быть на уровне, обеспечивающим корпоративные интересы сельских товаропроизводителей
  3. На свободном рынке цены на продовольственные товары должны быть на уровне, обеспечивающем экономическую доступность для всех слоев населения, а для сельских товаропроизводителей быть субвенционированным.

Автор:Т.А. Хубаев, доцент, к.э.н.

Оцените статью
Adblock
detector