На протяжении 15 лет в нашей стране проводятся радикальные экономические реформы, и тем не менее страна еще не вышла на дореформенный уровень по основным экономическим показателям – ВВП, реальным доходам населения, инвестициям в основной капитал и т.п. Как случилось, что в 2006 году, после ряда проведенных реформ страна так и не вышла на уровень 1990 года? Чем объяснить подобный кризис в мирное время?
Представляется очевидным, что в начале 1990х годов стратегическое направление государственного развития было выбрано правильно: переход к рыночной экономике был необходим. Но есть основания утверждать, что тактические пути реализации стратегии реформ были выбраны неверно. Руководство страны приняло на вооружение положения Вашингтонгского консенсуса (1990г.), которые заключались в проведение мероприятий «шоковой терапии» — разовой либерализации почти всех цен на ресурсы и продукты, приватизации государственных предприятий, снятии таможенных протекционистских барьеров и т.д. Результатом подобного выбора стал тяжелейший системный кризис: падение производства, увеличение безработицы, рост цен – явные признаки стагфляции.
В статье В.Н.Лившица главными причинами кризиса называются концепции монетаризма, согласно которым проводились реформы, а также слабое государство. На протяжении всех этих реформ оно было слабым и остается таковым в настоящее время. Слабое государство защищает интересы небольшой группы лиц, представляющих крупный бизнес, и проводит различные экономические мероприятия в интересах этих лиц – «снижение налогов, приватизация государственных благ и собственности по бросовым ценам, обеспечение практически беспрепятственного и бесконтрольного доступа к природным ресурсам при необоснованно низкой цене их использования и др.». Для интересов крупного бизнеса, конечно, желательно, чтобы государство меньше вмешивалось в бизнес, т.е. было слабым.
Очевидно, что для основной массы населения страны такая политика неэффективна, что и показывают недопустимые показатели дифференциации доходов населения. Наиболее благоприятной для населения является политика сильного государства – государства, «которое заметно присутствует в экономике, .. управляет ею, считает приоритетными интересы всего законопослушного населения страны, а не только бизнеса и его дирижеров и соответственно строит свою деятельность, ориентируя ее на повышение благосостояния основной массы населения и безопасности его жизнедеятельности, на снижение бедности, безработицы, коррупции и криминала и т.д.». Необходимо реально переходить от политики слабого государства и его экономических мероприятий к политике сильного. Следует отметить, что для нормальной рыночной экономики проповедуемая монетаристами политика слабого государства вполне допустима и, более того, часто эффективна, почему она и проводится во многих благополучных западных странах. Но в странах с переходной экономикой такая политика должна существенно трансформироваться. Именно такая ситуация сложилась в России в начале 1990х годов. Как пишет Петраков, «как бы хороши ни были методы шоковой терапии и финансовой стабилизации, но они были разработаны и предложены для лечения больной рыночной экономики. То есть рынок, его наличие уже предполагалось как данность. Он был болен, расхлябан; его надо было поставить на ноги. В России задача формулировалась иначе: необходимо было перейти от нерынка к рынку, т.е. создать рынок на тоталитарном пространстве. Прежде чем ребенка лечить, его надо было родить». Поэтому такая трансформация должна быть направлена в сторону реализации в переходный период, особенно в период проведения радикальных реформ, политики сильного государства.
Представляется, что в основу экономической политики сильного государства должны быть положены соотвествующие экономические принципы.
- Социальная экономическая направленность экономической политики. Надо определить и решать первоочередные задачи, стоящие перед Россией, именно с точки зрения интересов народа
- Борьба с бедностью и повышение жизненного уровня населения (свыше 20 млн. россиян живут ниже прожиточного минимума)
- Восстановление нарушенного производственного потенциала (более 40% основных фондов имеют возраст более 20 лет)
- Обеспечение благосостояния, безопасности и жизнедеятельности будущих поколений россиян
И если первая и третья задачи являются сугубо социальными, то решение второй – необходимая база для достижения этих социальных целей. Все уровни государственного управления, включая законодательную, исполнительную и судебную власть, должны принимать решения, обеспечивающие разрешение этих проблем.
- Оптимизация экономической политики. В силу направленности в качестве критерия оптимальности должны выступать интересы основной массы населения – доступное образовение, здравоохранение, решение жилищных проблем, снижение преступности, повышение жизненного уровня, а не интересы относительно небольшой группы наиболее богатых людей. По имеющимся оценкам в настоящее время в стране имеется не более 100-140 тыс. очень обеспеченных людей – долларовых миллионеров, которые составляют всего 0.1% населения России, и в тоже время десятки миллионов бедных и очень бедных.
- Системная согласованность интересов основных участвующих групп – населения, бизнеса и государства. Переход от политики слабого государства к политике сильного государства не означает игнорирование интересов бизнеса, в том числе и крупного. Бизнес и население имеют как однонаправленные интересы, так и разнонаправленные. Грамотная экономическая политика должна учитывать интересы всех групп населения, но при соблюдении вышеупомянутых приоритетов.
- Оптимальная технология проведения экономической политики государства. На основании указанных выше приоритетов необходимо выработать оптимальную налоговую, инновационную, инвестиционную и финансово-кредитную политику. Прежде всего, она заключается в оптимизации параметров этих политик и обеспечении эффективности их правового регулирования. Например, оптимизировать параметры налоговой системы таким образом, чтобы, с одной стороны увеличить доходы бюджета за счет резкого повышения налогообложения доходов самой богатой части населения, а с другой – освободить от налогообложения доходы тех слоев населения, которые ведут фактически нищенский уровень жизни. Один из путей – отказать от плоской шкалы НДФЛ и регрессивной шкалы ЕСН.
- Рациональная настройка механизма проведения государственной экономической политики. Этот механизм не должен быть механизмом принуждения, но должен быть нацелен на сближение вектора интересов бизнеса и населения. В частности, механизм должен обеспечивать невыгодность проведения бизнесом мероприятий, которые противоречат интересам основной массы населения. В частности, на этой основе должен быть отрегулирован механизм рентного налогообложения эксплуатации наших природных ресурсов, целесообразно ввести существенное повышение налогов на сверхдоходы и др.
Перечисленные принципы являются основополагающими для проведения различных государственных мероприятий в области экономической политики и должны учитывать специфическую российскую экономику, ее историю и менталитет.
Автор: Л.Н. Холодова (Дубна)