Интеграция кредита и лизинга при обновлении основных фондов авиапромышленного предприятия

Уровень экономического развития любого государства неразрывно связан со степенью развития производства и уровнем конкурентоспособности производимой продукции. Задача обновления производственных фондов стоит перед всеми промышленными предприятиям, так как рост технического прогресса требует от предприятий выпуска современной конкурентоспособной продукции, что является залогом стабильной прибыльной деятельности.

В России в целом по промышленности активная часть фондов изношена на 67%. В авиационной отрасли степень износа основных фондов составляет 60-70%. [1] Высокая степень морального и физического износа основных фондов российских авиапромышленных предприятий не позволяет выпускать современную продукцию. Это приводит к потере доли рынка при конкуренции с зарубежными аналогами и падением уровня производства, что влечет за собой падение уровня производства в других отраслях промышленности, особенно в металлургической, радио- и приборостроения, электроники и других современных отраслей. Данная ситуация опасна своими негативным социально-экономическим последствиям.

Специфика предприятий авиационной промышленности не позволяет осуществлять обновление основных фондов постепенно, так как особенности производства не допускают частичную замену части оборудования на новое при функционировании старых производственных линий с устаревшими характеристиками. Для выпуска современной конкурентоспособной продукции авиапромышленным предприятиям необходимо выйти на качественно новый уровень производства, для чего необходимы значительные затраты. Как правило, у большинства российских авиапромышленных предприятий отсутствуют собственные денежные средства достаточные для модернизации производства. Выходом из данной ситуации для некоторых компаний является получение государственной поддержки, однако механизм получения государственной поддержки достаточно запутан и недоступен большинству авиапредприятий, нуждающихся в средствах на обновление промышленных фондов.

В результате, наиболее доступными внешними источниками финансирования обновления основных производственных фондов в нашей стране являются кредит и лизинг, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки [2], и возможности использования на авиапромышленном предприятии [3].

Для выбора оптимального источника финансирования недостаточно простого сравнения удорожания основного средства приобретенного по кредиту или лизингу, необходима комплексная оценка факторов стоимостного и нестоимостного характера.
Существует множество методик оценки стоимости кредита и лизинга. Однако большинство из них не учитывает фактор времени, а также тот факт, что при кредите и лизинге у основного средства различный срок амортизации. [4] А для объективной оценки необходимо учитывать одновременно следующие факторы:
1. Временной фактор, который заключается в том, что денежные потоки, относящиеся к различным временным периодам, являются несопоставимыми.
2. Различные налоговые обязательства при приобретении основного средства в кредит или через механизм лизинга.
3. Различный период кредитования и срок лизингового договора.
4. Различный срок амортизации основного средства взятого в кредит и в лизинг. Возникает необходимость в разработке комплексной системы оценки, включающей два этапа.

На первом этапе необходимо провести стоимостную оценку кредита и лизинга. Для этого следует привести стоимость основного средства, приобретенного по договору кредита и лизинга к текущему моменту времени с учетом фактора времени, особенностей налогообложения, различных сроков погашения и амортизации, и др. и затем сравнить эти суммы.
На втором этапе оценки кредита и лизинга необходимо проанализировать факторы нестоимостного характера. И только потом принимать управленческие решения, учитывая стоимостные и нестоимостные факторы.

В предлагаемой системе оценки все платежи учитываются без НДС, расчет налоговых обязательств и налоговых льгот производится исходя из предположения, что налоговые льготы будут использованы полностью. Таким образом, для корректных результатов должны выполняться следующие условия:
1. Предприятие является плательщиком НДС
2. Оборудование учитывается для целей налогообложения
3. Предприятие ведет прибыльную деятельность
4. Предприятие имеет возможность получить кредит на приобретение основного средства и взять его в лизинг.

При расчете стоимости лизинга необходимо иметь ввиду следующее:

1. Необходимо привести будущие лизинговые платежи к текущему моменту времени, дисконтированием денежных потоков.
За ставку дисконтирования примем планируемый уровень рентабельности производства после обновления основных средств с учетом темпов инфляции.
2. Все лизинговые платежи списываются на себестоимость в полном объеме [5], поэтому лизинговые платежи необходимо умножить на (1-Тпр), где Тпр – ставка налога на прибыль, это так называемый в международной практике «налоговый щит» [6].
3. В лизинговые платежи уже включен налог на имущество, и при плановом закрытии лизингового договора лизингополучатель вступает в право собственности полностью самортизированным имуществом и не имеет обязательств по уплате налога на имущество за счет использования коэффициента ускоренной амортизации (не более 3).[5]
4. Страхование предмета лизинга не является обязательным [7] Но, как правило, лизинговые компании страхуют основное средство и закладывают сумму страхования в сделку. Несмотря на то, что страхование является вынужденным расходом, некорректно сравнивать стоимость основного средства приобретенного с использованием кредитования и
стоимость застрахованного основного средства приобретенного по договору лизинга. Так как страхование является не просто переплатой, а является услугой, которая позволяет пользователю основного средства минимизировать риски. Следовательно, для корректного учета стоимости кредита и лизинга необходимо вычесть стоимость страхования из лизинговых платежей.

Таким образом, получаем формулу расчета стоимости основного средства, приобретенного по договору лизинга


Сл– стоимость лизинга,
(ЛП-Свып)бНДС – лизинговые платежи без суммы страхования очищенные от НДС ,
d– коэффициент дисконтирования,
n– период лизинга,
Свык.бНДС– выкупная стоимость предмета лизинга без НДС,
Tпр – ставка налога на прибыль.

Полученная в результате такого расчета сумма отразит реальную стоимость основного средства, приобретенного по договору лизинга, с учетом временного фактора и экономии на налогах. Эта величина будет намного меньше простой суммы всех лизинговых платежей и выкупной стоимости предмета лизинга.

При расчете стоимости основного средства, приобретенного с помощью банковского кредитования необходимо учитывать следующие факторы:
1. Сумма погашений по кредиту обесценивается с течением времени, поэтому все будущие платежи необходимо привести к текущему моменту дисконтированием денежных потоков.
2. Предприятие вправе списать на себестоимость проценты по кредиту только в пределах ставки ЦБ увеличенной в 1,1 раза, [5] поэтому проценты по кредиту в пределах этого размера необходимо умножить на налоговый щит.
3. Для сопоставимой оценки стоимости кредита и лизинга необходимо иметь ввиду, что в стоимость лизинговых платежей уже включен налог на имущество за весь жизненный цикл проекта, поэтому необходимо к стоимости ОС приобретенного по договору кредита прибавить дисконтированные суммы налога на имущества, начисленные на весь срок полезного использования основного средства. Так как сумма налога на имущества уменьшает налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль, то дисконтированные начисленные лизинговые платежи необходимо умножить на налоговый щит (1-Тпр).
4. Использование коэффициента ускоренной амортизации при лизинге позволяет максимально быстро списать на себестоимость амортизацию основного средства. Однако по истечении лизингового договора лизингополучатель не сможет уменьшать налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль, [5], [8] и при продаже основного средства, приобретенного по договору лизинга, он обязан будет уплатить налог на прибыль практически со всей продажной стоимости основного средства без НДС. Следовательно, при сравнении кредита и лизинга необходимо из стоимости кредита вычесть так называемый амортизационный налоговый щит, который равен сумме дисконтированных амортизационных отчислений за весь срок амортизации, умноженных на ставку налога на прибыль.

Таким образом, получаем формулу расчета стоимости основного средства, приобретенного в кредит:


Скр– стоимость кредита,
ПОДбНДС – погашение основного долга без НДС,
iЦБ ставка ЦБ,
iкр – ставка % по договору кредита,
Tпр – ставка налога на прибыль,
ОД – сумма основного долга,
d– коэффициент дисконтирования
n– период кредитования
АОС – амортизационные отчисления,
Нпр – сумма налога на прибыль
Ним – сумма налога на имущество
N– срок полезного использования ОС

Полученная в результате такого расчета сумма отразит реальную стоимость основного средства, приобретенного в кредит, с учетом временного фактора и экономии на налоге на прибыль и обязательств по уплате налога на имущество.
Рассчитаем с помощью приведенных формул стоимость кредита и лизинга на основе среднерыночных данных. Для этого рассмотрим пример приобретения в кредит и лизинг основного средства стоимостью 1 180 000 руб. с НДС, ставка НДС 18%, срок полезного использования основного средства составляет 10 лет. В качестве коэффициента дисконтирования примем 11%.

Срок кредита 36 мес., процентная ставка 19% годовых. Ставка ЦБ равна 7,75%. Кредит выдается под залог приобретаемого основного средства в размере 70% его первоначальной стоимости. Общая сумма процентов (начисленных на основной долг с НДС) составляет 242 266 руб., из них проценты в пределах ставки ЦБ умноженной на 1,1 на сумму 105 194 руб. уменьшают налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль, а в размере 137 071 не уменьшают. Дисконтированная сумма процентов, уменьшающих налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль, равна 93 997 руб., не уменьшающих – 122 482 руб. Дисконтированная сумма погашений основного долга без НДС равна 893 928 руб. Сумма дисконтированных ежегодных амортизационных отчислений, рассчитанных линейным способом, составляет 588 923 руб. Дисконтированная сумма налога на имущества за весь срок амортизации основного средства, рассчитанного по ставке 2,2% в год, составляет 82 215 руб.

Таким образом, стоимость основного средства приобретенного по договору кредитования равна:
Скр=893928+93997*0,76+122482-588923*0,24+82 215*0,76=1 008 990 руб.

Рассчитаем также стоимость данного основного средства, приобретенного по договору лизинга. Срок лизинга – 36 мес., первоначальный аванс 30%. Маржа лизинговой компании равна 2,2%, проценты на основной долг – 15%, в сделку заложено ежегодное страхование в размере 8% от остаточной стоимости основного средства. Общее удорожание составляет 34,4% за 3 года, без учета стоимости страхования заложенного в сделку – 21,2%. Сумма дисконтированных лизинговых платежей без НДС и без учета стоимости страхования составляет 1 097 678 руб. За выкупную стоимость предмета лизинга с НДС примем 1000 руб., дисконтированная выкупная стоимость без НДС равна 610,2 руб.
Сл=(1097678+610,2)*0,76=834 699 руб.

Для сравнения можно рассмотреть стоимость основного средства, приобретенного за собственные денежные средства, если учитывать фактор времени и налоговые обязательства.
ССДС=1000000-588923*0,24+82 215*0,76=921 142 руб.

Стоимость основного средства, приобретенного за собственные денежные средства, оказывается выше, чем стоимость основного средства, приобретенного по договору лизинга. Это объясняется возможностью максимально быстрого списания на себестоимость стоимости основного средства через лизинговые платежи, за счет коэффициента ускоренной амортизации, а также возможностью не выводить из оборота крупные денежные средства. С учетом фактора времени эта особенности принимают ярко выраженное стоимостное значение. Однако приобретение основного средства за собственные денежные средства гарантирует предприятию большую свободу в распоряжении основного средства и меньшие риски. Самым дорогим из рассмотренных источников финансирования является кредит. Это обуславливается высокими процентными ставками для промышленных предприятий, а также низкой ставкой рефинансирования ЦБ, из-за которой большую часть процентов предприятия не могут учитывать для целей налогообложения.

При сравнении стоимости кредита и лизинга в данной ситуации более предпочтительным с точки зрения стоимостного фактора является лизинг. Однако необходимо иметь ввиду, что в данном примере использовались данные, взятые исходя из среднерыночных показателях, а в реальности ситуация может складываться по-другому. На стоимость кредита и лизинга кроме условий, прописанных в договоре, большое влияние оказывает уровень инфляции и планируемая рентабельность производства. Выявляется обратная зависимость между уровнем инфляции, рентабельностью производства и стоимостью кредита и лизинга. Кроме того, на стоимость кредита влияет ставка рефинансирования. Чем она выше, тем ниже стоимость кредита.

После расчета стоимости кредита и лизинга необходимо рассмотреть факторы нестоимостного характера, основные из которых следующие:
1. Отсутствие у лизингополучателя права собственности на основное средства на протяжении всего договора лизинга.[7]
2. Возможная гибкость в погашении кредита, по сравнению с лизингом.
3. Увеличение доли заемных средств в валюте баланса при приобретении основного средства в кредит.
4. Сотрудничество с лизинговой компанией может помочь предприятию в дальнейшем при сбыте своей продукции. Так как отношения между лизинговой компанией и авиапромышленным предприятием могут строиться не только по принципу Лизингополучатель-Лизингодатель, но также по принципу Продавец-Покупатель.

В общем случае при принятии решения в пользу того или иного способа финансирования необходимо в каждой конкретной ситуации учитывать не только стоимостную составляющую оценки, но также надежность лизинговой компании, платежеспособность предприятия, долгосрочную стратегию развития предприятия, плановую прибыльность и другие факторы.

Однако в частном случае при решении задачи обновления основных производственных фондов авиапромышленного предприятия необходимо исходить из того, что с помощью только кредита или лизинга сделать это невозможно по ряду причин:
1. Получение кредита в сумме, достаточной для проведения модернизации производства маловероятно. Но даже при существующей возможности получить необходимую сумму в кредит, обновить основные средства только с помощью кредитования довольно рискованно, так как стоимость основных производственных фондов очень высока, и приобретение их полностью за счет заемных средств уменьшит стоимость чистых активов предприятия, что может привести к процедуре банкротства.
2. С другой стороны приобретение основных фондов в лизинг чревато другими проблемами – во время срока лизинга оборудование учитывается за балансом, а по истечении договора лизинга полностью амортизированное имущество не увеличит валюту баланса. Так как бухгалтерский баланс является одним из основных документов, отражающих состояние предприятия для внешних контрагентов, то в дальнейшем предприятие может столкнуться с рядом проблем при анализе и диагностике деятельности предприятия.
3. Отсутствие права собственности по договору лизинга увеличивает риски лизингополучателя. Так как просрочка лизинговых платежей может обернуться быстрой потерей предмета лизинга, тогда как при кредитовании процесс изъятия залогового основного средства более сложный. Кроме того, лизинговые компании независимые от банков, как правило, сдают предмет лизинга, который является их собственностью, в качестве залогового обеспечения в банк для получения кредита. И при банкротстве лизинговой компании у лизингополучателя могут возникнуть проблемы с банком по независящим от него причинам.

Таким образом, при решении задачи обновления основных производственных фондов авиапромышленного предприятия в условиях отсутствия достаточного количества собственных денежных средств, необходима интеграция кредита и лизинга. Благодаря приведенной системе оценки стоимости кредита и лизинга из возможных предложений, на условиях которых предприятие может приобрести необходимое основное средство или группу основных средств в кредит или в лизинг, следует рассчитать стоимость кредита и лизинга для каждого основного средства или комплекса основных средств. А затем объединить кредит и лизинг в наиболее оптимальном сочетании, исходя из
платежеспособности предприятия, долгосрочной стратегии развития, плановой прибыльности после обновления и других факторов, возможно, отдавая предпочтение более дорогому источнику финансирования в некоторых случаях.

Однако необходимо иметь ввиду, что сама по себе модернизация производства не гарантирует предприятиям завоевание утраченных позиций и стабильную прибыльную деятельность – отсутствие должного обновления средств производства на протяжении десятилетий и постоянное совершенствование продукции конкурентов поставили российское авиастроение в очень затруднительное положение. Поэтому для выпуска конкурентоспособной продукции и завоевания прочных позиций на рынке необходимо грамотное управление, жесткий контроль издержек, оперативное планирование, эффективная сбытовая политика и др.

В данной статье показана необходимость принятия обоснованного решения в вопросах привлечения заемного капитала. Учет временного фактора, а также особенностей налогообложения доказывает, что обращение к внешним источникам финансирования может оказаться гораздо выгоднее, чем представляется на первый взгляд. Однако при решении задачи обновления основных производственных фондов авиапромышленных предприятий невозможно ограничиться только одним способом финансирования. Но с помощью интеграции кредита и лизинга предприятие может решить задачу обновления основных производственных фондов в условиях отсутствия достаточного количества собственных денежных средств. Приведенная в данной статье система оценки носит достаточно универсальный характер и может быть использована не только на авиапромышленных предприятиях, но и на предприятиях различных отраслей промышленности, а также на авиатранспортных предприятиях, например, при решении задачи обновления парка воздушных судов.

Авторы: Опрышко Надежда Владимировна,
аспирант Московского авиационного института
e-mail: hope_85@mail.ru

Рубан Надежда Васильевна,
доцент Московского авиационного института, к.э.н.
e-mail: kaf505@mai.ru

Библиографический список:

1. В.А. Колмыков, Т.Р. Улицкая «Производственный потенциал промышленности», журнал «Двигатель», отпечатано в ЗАО “Фабрика Офсетной Печати” Москва №60, 2008 г. 3 стр.
2. В.В. Царев «Оценка экономической эффективности инвестиций», ЗАО «Издательский дом Питер», 2008 г., 118-119 стр.
3. Д.Э. Старик «Экономика авиапромышленного предприятия», Издательство «Доброе слово» 2004 г. 85 стр.
4. А.С. Нечаев «Влияние амортизационной политики на формирование лизинговых платежей», Иркутск, Издательство БГУЭП, 2004г. 289 стр.
5. Налоговый кодекс РФ
6. В. Толкач «Новое измерение в финансах – управление стоимостью» http://gaap.ru/biblio/corpfin/evaluation/023.asp, 01.05.2010.
7. Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ “О лизинге”.
8. ПБУ 6/01 Учет основных средств Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н (ред. 27.11.2006)

Оцените статью
Adblock
detector