В условиях мирового финансово-экономического кризиса резко увеличилось количество убыточных предприятий: потери отечественных компаний за прошлый год выросли в 4,7 раза, а доля убыточных российских предприятий составила 25,2 процента (по данным Росстата). Убыток 17,5 тыс. компаний составил почти 1,5 трлн. рублей. По отраслям ситуация такова:
— ритейл за 2008 год увеличил свой убыток в 9,7 раз;
— ТЭК – в 2,7 раза;
— обрабатывающие предприятия – в 2,8 раза.
Такие организации тормозят развитие экономики, неэффективно используя около одной трети всех основных фондов, создают трудности для увеличения валового регионального продукта. Кроме того, убыточные организации представляют «питательную среду» для недружественных поглощений и захватов, а также служат удобной формой прикрытия для теневой экономики. Разновидность их — «отсутствующие должники» наносят существенный вред развитию цивилизованных рыночных отношений. Являясь потенциальными банкротами, убыточные организации несут угрозу экономическим интересам города и государства, создают социальные проблемы при их ликвидации и продаже. Поэтому существование такой значительной доли убыточных организаций требует усиления работы органов государственной власти, направленной на совершенствование созданной экономической базы.
Решение проблемы сокращения доли убыточных и низкорентабельных организаций является одним из самых важных для пополнения бюджета города Москвы и участия города в формировании федерального бюджета. Городской бюджет ежегодно теряет не менее 140 млрд. рублей от недополученных платежей по налогу на прибыль. По данным Мосгорстата, в сфере промышленного производства функционируют более 250 крупных и средних предприятий, имеющих суммарный убыток около 10 млрд. рублей, при рентабельной работе этих организаций налоговые поступления (только от налога на прибыль) могли бы составить порядка 40 млрд. руб.
Рисунок 1 . Структура доходной части бюджета города Москвы в 2008 году
Как видно, главными источниками формирования доходной части бюджета города Москвы являются: налог на прибыль (46,8%), налог на доходы физических лиц (36,9%), налог на имущество (4,3%).
Поэтому для оценки эффективности использования ресурсов организации промышленности и ее соответствия налоговым платежам в бюджет города Москвы, предлагается использовать показатель налоговой нагрузки.
Классификация предприятий промышленности на основе оценки налоговой нагрузки и чистого денежного потока
1) По каждому i-му предприятию одного вида экономической деятельности рассчитывается:
а) удельная налоговая нагрузка каждого i-го предприятия. Причём берётся сумма налогов, не только уплачиваемых организациями в бюджет г. Москвы, а всех уплачиваемых организацией налогов в бюджеты всех уровней за текущий период:
Где:
Ннi — налоговая нагрузка i-й организации;
— сумма всех налогов, уплачиваемых организацией за текущий период:
-Нпр — налог на прибыль организации,
-Ним — налог на имущество,
-ЕСН — единый социальный налог,
-НДФЛ — налог на доходы физических лиц организации,
-земельный налог,
-транспортный налог.
Впродаж — выручка от продаж организации за текущий период.
Таким образом, мы рассчитываем удельную налоговую нагрузку к выручке от продаж.
б) удельный денежный поток
Где:
где Дi — удельный денежный поток,
ЧДП – чистый денежный поток (приток и отток денежных средств и их эквивалентов), определяется как:
ЧДП = ДСн + Приток – Отток, где ДСн — денежные средства на начало периода.
Для формирования информации о состоянии и движении денежных средств организации может использоваться следующий аналитический отчёт о движении денежных средств.
Чистая прибыль |
+ |
Начисленная амортизация по внеоборотным активам |
+ |
Увеличение запасов |
— |
Увеличение дебиторской задолженности |
— |
Увеличение кредиторской задолженности |
+ |
Изменение денежных средств в результате текущей деятельности |
сум. |
Таблица 1. Аналитический отчет о движении денежных средств (косвенный метод)
2) После того, как рассчитаны фактическая налоговая нагрузка по всем налогам каждого i- го предприятия и подсчитан его удельный денежный поток, строится матрица в координатах «Удельная налоговая нагрузка – Удельный денежный поток» (рисунок 2). На матрице выделяются девять полей. В зависимости от того, как соотносится налоговая нагрузка предприятия с удельным денежным потоком, каждое предприятие попадает в то или иное поле.
Указанный методический подход позволяет:
— понять, что даёт бизнес (предприятие, отрасль, группа предприятий) городу, государству, населению, собственнику инвестору;
— определить бизнесы (предприятия) экономически эффективные для города – с целью ориентации города на их развитие, а также неэффективные бизнесы – с целью их закрытия или вывода за пределы города;
— обоснованно управлять (регулировать, перераспределять): выдачей льгот, субсидированием, стоимостью арендных платежей (земельных, аренды за жилые и нежилые помещения и т.д.), дивидендной политикой;
— выявить организации, которые создают искусственную (мнимую) убыточность и низкую рентабельность. Эти организации оттягивают на себя производственные ресурсы города, но при этом не обеспечивают поступление доходов в бюджеты.
Рисунок 2. Матрица в координатах «Удельная налоговая нагрузка – Удельный денежный поток»
В поле «Идеалы бизнеса» попадают предприятия, обеспечивающие высокий общественный и предпринимательский доход. Это высокоэффективные предприятия, не требующие от государства поддержки. Цель политики органов власти в отношении этих предприятий – не допускать ухудшения условий функционирования данных предприятий, устранять административные препятствия, мешающие бизнесу и т. п.
В поле «Преуспевающий бизнес» также включены эффективные предприятия. Цель политики органов власти в отношении этих предприятий – создавать условия, стимулирующие предприятия к переходу в сегмент «Идеалы бизнеса» и препятствующие сползанию в более низкие сегменты.
В секторе «Альтруисты бизнеса» расположены предприятия, которые большую часть своих доходов распределяют в пользу общества в лице наёмных работников и бюджета. У данных предприятий низкий предпринимательский доход, что является негативным фактором с точки зрения привлечения внешних инвесторов. Цель политики органов власти в отношении этих предприятий – всемерная поддержка всеми доступными средствами. Такая поддержка должна компенсировать низкую коммерческую эффективность и дать возможность таким предприятиям устойчиво функционировать.
Предприятия, попавшие в зоны «Неэффективный бизнес» и «Аутсайдеры бизнеса», демонстрируют низкие показатели как общественной, так и коммерческой эффективности. Государство может предоставить им шанс в виде каких-либо льгот или преференций. Если предприятия не смогли воспользоваться предоставленными им преференциями и не переместились в более эффективные сектора матрицы, их не следует более поддерживать.
Предприятия, находящиеся в поле «Несостоятельный бизнес», являются неперспективными. Цель политики органов власти в отношении этих предприятий – добиваться прекращения их деятельности или вывода за пределы города. Прекращение деятельности может происходить как в форме ликвидации (реорганизации) предприятия, так и путём его перепрофилирования.
В сегменте «Недобросовестный бизнес» расположены предприятия, большая часть доходов которых распределяется в пользу собственников. Эти предприятия высоко эффективны с точки зрения бизнеса, но относительно мало отдают обществу. Такие предприятия не могут рассчитывать на финансовую поддержку государства. Вероятно, у этих предприятий более низкий уровень налогообложения по сравнению с предприятиями других сегментов. В основном это предприятия, задействованные в высокорентабельных областях: строительстве и продаже недвижимости, в оптовой торговле. «Мнимая убыточность» выгодна тем, кто не хочет платить налоги в бюджет.
Мероприятия, рекомендуемые для воздействия на организации, попавшие в сектор «Недобросовестный бизнес»
— не оказывать помощи от государства (субсидии, льготы, преференции и т.п.);
— учитывать «мнимую» убыточность при продлении договоров аренды на земельный участок;
— учитывать «мнимую» убыточность при обосновании льгот по арендной плате;
— повышать количество налоговых проверок;
— таким предприятиям теперь грозит даже принудительное банкротство.
Пример расчета налоговой нагрузки и денежного потока для промышленных предприятий
Таблица 2. Аналитический отчет о движении денежных средств
Показатели |
Предприятие |
Предприятие |
Предприятие |
Предприятие |
Предприятие |
Чистая прибыль |
+863 |
+126,712 |
+210,619 |
+33,776 |
+337,652 |
Начисленная амортизация |
+39,997 |
+275,622 |
+347,637 |
+176,637 |
+311,714 |
по внеоборотным активам |
|
|
|
|
|
Увеличение запасов |
-109,065 |
+2,909 |
+39,152 |
-32,877 |
+66,978 |
Увеличение дебиторской |
-57,520 |
+19,524 |
-131,891 |
-163,891 |
+118,399 |
Увеличение кредиторской |
+201,392 |
+101,084 |
-46,986 |
+169,005 |
+491,094 |
Изменение денежных |
+75,667 |
+525,851 |
+418,531 |
+182,650 |
+1,325,837 |
Выручка |
+83,770 |
+2,423,501 |
+3,947,171 |
+5,459,379 |
+1,987,523 |
Налоговая нагрузка |
+2,009 |
+80,166 |
+70,761 |
+49,427 |
+17,410 |
УНГ |
0.024 |
0.033 |
0.018 |
0.009 |
0.009 |
УДП |
0.90 |
0.22 |
0.11 |
0.03 |
0.67 |
Рисунок 3. Матрица в координатах «Удельная налоговая нагрузка – Удельный денежный поток»
По результатам проведенных расчётов удельной налоговой нагрузки и удельного денежного потока:
— предприятие 1 попало в сектор «Преуспевающий бизнес»;
— предприятие 2 попало в сектор «Альтруисты бизнеса»;
— предприятие 3 попало в сектор «Неэффективный бизнес»;
— предприятие 4 попало в сектор «Несостоятельный бизнес»;
— предприятие 5 попало в сектор «Недобросовестный бизнес».
В первую очередь органам власти следует обратить внимание на предприятие 4 и предприятие 5.
Предприятие 4 на данный момент является неперспективным, поэтому следует добиваться прекращения его деятельности или проводить реорганизацию с последующим перепрофилированием данной организации.
Предприятие 5 является высокоэффективным с точки зрения бизнеса, но в то же время имеет очень низкий уровень налоговой нагрузки. Вероятно, здесь имеет место «мнимая убыточность», которая выгодна тем, кто не хочет платить налоги в бюджет. Необходимо проведение ряда мероприятий по воздействию на такое предприятие: в первую очередь провести налоговую проверку, не оказывать помощи от государства (субсидии, льготы, преференции и т.п.), не предоставлять льготы на аренду. Если факт «мнимой убыточности» будет доказан, такому предприятию может грозить принудительное банкротство.
Автор: Гусарова Юлия Валерьевна,
ассистент, Московский авиационный институт
gusarova-yulia@rambler
Библиографический список
[1] В.П. Панагушин и др. Антикризисное управление. Правовые и экономические основы. Издательство: “Инфра-М”, 2008 г..
[2] В.П. Панагушин и др. Экономика предприятия. Издательство: “ИВАКО-Аналитик”, 2007г. [3] Е.В.Лютер, «Диагностика причин несостоятельности (банкротства) предприятия», Конспект лекций, изд. “ИВАКО Аналитик”, г. Москва, 2008 г.
[4] Постановление Правительства Москвы № 234-ПП “О защите интересов города Москвы в сфере экономики при работе с убыточными организациями”.
[5] А.А. Яковлев, “Неучтенный наличный оборот и уход от налогов в России: схемы уклонения и мотивация фирм”.
[6] М.Н. Крейнина “Финансовое состояние предприятия. Методы оценки”, ИКЦ «ДИС», 2004г.