Управление нефинансовыми рисками в негосударственных пенсионных фондах

Отношение к рискам, к вероятности реализации ущерба от их возникновения, методам управления ими и необходимости принимать решения с учетом и оценкой рисков претерпело существенные изменения после финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Экономические ситуации разных государств оказались тесно взаимосвязанными, поэтому заявления властей о том. что некоторые страны являются «тихой экономической гаванью» для инвесторов, не находят подтверждения. Следует отметить, что чем сильнее национальная экономика интегрирована в общемировую, тем быстрее проявляются в ней признаки негативных глобальных тенденций. В связи с этим построение комплексной интегрированной системы риск-менеджмента можно признать актуальным для всех финансовых институтов. При этом наиболее значимую роль, по мнению автора, играет управление нефинансовыми рисками.

{module 297}

С точки зрения Центрального банка РФ под нефинансовыми понимаются операционные риски (возникновение убытков в результате недостатков или ошибок во внутренних процессах, в действиях сотрудников или иных лиц, в работе информационных систем или вследствие внешних событий) [1], а также правовые риски (связанные с договорной практикой и изменением законодательства) [2], стратегические (риски принятия решений) и риск потери деловой репутации.

В российской практике ярким примером нефинансовых рисков может служить целый ряд претензий негосударственных пенсионных фондов (НПФ) к управляющим компаниям в связи с ненадлежащим исполнением договорных обязательств по возврату пенсионных резервов в 2009 г. Причиной явилось несовершенство российского законодательства по ценным бумагам при отсутствии подобных прецедентов. Так, в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона о НПФ [3] управляющие компании способами, предусмотренными гражданским законодательством РФ. должны обеспечить возврат средств пенсионных резервов, переданных им в доверительное управление. Кроме того, на основании п. 1 ст. 24 данного закона размещение средств пенсионных резервов должно осуществляться на основе обеспечения сохранности указанных средств. Однако в п. 1 ст. 1013 части второй Гражданского кодекса РФ [4] дан перечень объектов инвестирования средств при доверительном управлении, а в п. 2 отдельно оговорено, что денежные средства не могут быть объектом доверительного управления. Установленный порядок послужил для управляющих компаний основанием для возврата в НПФ пенсионных резервов в виде портфеля ценных бумаг, рыночная стоимость которого на момент возврата была значительно ниже цены приобретения (балансовой стоимости). При этом регулятор (Федеральная служба по финансовым рынкам РФ) занял нейтральную позицию в отношениях между сторонами, отказавшись комментировать происходящее, чтобы избежать банкротств финансовых институтов.

Российское законодательство, регулирующее деятельность НПФ, запрещает фондам совершать сделки, связанные с займом ценных бумаг («короткие»), и использовать производные инструменты за исключением сделок, направленных на снижение (ограничение) рисков управления пенсионными резервами и накоплениями (такая возможность появится с 1 января 2012 г.) [5]. Кроме того, НПФ обязан передать в управляющие компании всю сумму пенсионных накоплений в соответствии с п. 3 ст. 10 главы 5 Закона об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ [6], что не подразумевает передачу ответственности за реализацию рисков ценных бумаг от НПФ к управляющим компаниям, а дополнительно обязывает контролировать и оценивать нефинансовые риски взаимодействия с управляющими компаниями.

Все вышеперечисленное позволяет говорить о необходимости выработки подхода к управлению нефинансовыми рисками, т.к. реализация некоторых из них может привести к катастрофическим потерям.

Весьма проблематичным является анализ нефинансовых рисков вследствие таких факторов, как:
■  различие природы возникновения нефинансовых рисков;
■  экспертные суждения, приводящие к разно-полярным оценкам величины ущерба и вероятности возникновения рисков;
■  отсутствие статистики по нефинансовым рискам некредитных организаций.

Важно отметить, что для НПФ риск рассматривается как вероятность наступления негативных событий в условиях неопределенности (неполноты и неточности информации о хозяйственной деятельности контрагентов и самого НПФ вследствие незнания, случайности или противодействия), приводящая к прямым финансовым потерям либо к неполучению планируемой прибыли.

Объектами управления нефинансовыми рисками выступают системы, бизнес-процесс и технологии, обеспечивающие постоянство деятельности НПФ. Субъектами являются лицо или группа лиц, принимающих решения, которые характеризуются собственными предпочтениями, возможностями, полномочиями для управления рисками и ответственностью за их возможную реализацию.

ПРИРОДА РИСКОВ
Традиционная модель возникновения и поведения риска представлена на рис. 1 и имеет следующий вид:
■  фактор риска (А) — причина возникновения рискового события, выраженная как внешний или внутренний показатель, изменение значения которого непосредственно влияет на величину риска (под величинойрискапонимается стоимостная оценка подверженности риску — Exposure to Risk, выраженная через функцию зависимости степени чувствительности НПФ к последствиям реализации риска от вероятности наступления негативного события);
■  рисковое событие (Б) — зафиксированное событие, которое привело или может привести к реализации рисков;
■  реализовавшийся или потенциально возможный риск.


Развитие риска может быть описано с точки зрения времени: из прошлого (фактор риска) через настоящее (рисковое событие) в будущее (возможный риск).

К недостаткам данной модели можно отнести то, что в ней не учтен ряд важных аспектов природы рисков:
■  рисковое событие может инициировать реализацию ряда других рисков;
■  реализованные или потенциальные риски могут влиять на репутацию НПФ;
■  факторы риска могут являться последствием реализации других рисков и/или факторов риска.
Данные аспекты позволяют проанализировать произошедшее риск-событие наиболее полно, оценить степень значимости и определить список лиц, принимающих решения, для их оповещения на основе заданного риск-аппетита.

Для реализации вышеперечисленных пунктов предлагается расширенная модель возникновения и поведения риска (рис. 2).

■  префактор риска (А) — причина реализации риска в прошлом (Б), приведшего к возникновению риск-события (Г), начальная точка исследования рискового события;
■  внутренний риск — реализованный риск прошлого; превентивные мероприятия в рамках риск-менеджмента НПФ направлены на ограничение и/или избежание внутреннего риска;
■  постфактор риска — причина возникновения риск-события, связанная с реализацией внутреннего риска (В);
■  рисковое событие (Г);
основной риск (Д, темный круг на рис. 2) — риск, к которому относят рисковое событие; риски в цепи — другие потенциальные риски;
■  деловая репутация (Е) — возможное влияние риска на деловую репутацию.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Для управления всеми аспектами природы возникновения рисков, описанных выше, автор предлагает использовать экспертный подход к оценке нефинансовых рисков. Данный подход основан на анкетировании владельцев риска с применением математического моделирования и призван повысить точность прогнозирования убытков без длительных статистических наблюдений.

Метод основан на разработке анкете заранее определенными вариантами ответов, которые выявляют степень уверенности владельцев рисков в вероятности реализации риска и величине потенциального ущерба. Вопросы могут быть составлены и по принципу булевой алгебры (предполагает ответы «да» или «нет»). Кроме того, сами вопросы описывают составляющие нефинансовых рисков таким образом, чтобы учесть степень влияния (вес) каждой из них.

Для определения веса составляющих применяются различные методы. В качестве предлагаемого решения рассматривается метод анализа иерархий (МАИ) Томаса Л. Саати — доктора математических

наук, профессора Питтсбургского университета, правительственного консультанта в области решения сложных проблем.

Метод анализа иерархий относится к общей теории измерений. Суть МАИ заключается в возможности принятия решения на основе парного сравнения альтернатив (элементов) с учетом веса критериев, влияющих на это решение. Метод базируется на трех принципах: декомпозиции, измерении предпочтений и синтезе приоритетов.

1. Декомпозиция позволяет представить проблему принятия решения как совокупность взаимосвязанных критериев достижения максимально взвешенного результата. Таким образом, задача сводится к определению и описанию факторов (критериев), оказывающих воздействие на решение проблемы.

2. Измерение критериев и предпочтений выполняется с использованием абсолютной шкалы измерений (табл. 1) :на основе вербальных суждений критериям присваиваются значения, характеризующие степень предпочтения (доминирования) или влияния одного из них на другой. Стоит отметить, что обратная степень предпочтения или влияния обратно пропорциональна вышеуказанному значению.

Первоначально создается матрица критериев (табл. 2), на основе которой строятся матрицы сравнений элементов (табл. 3) по каждому критерию. При этом в МАИ элементом может выступать, кроме альтернатив, отказ от принятия решения.

В табл. 2 значения от а, до dнаходятся в пределах от 1 до 7 в зависимости от оценки по абсолютной шкале измерения предпочтений (см. табл. 1).

По каждой строке полученных результатов (см. табл. 2) и матрицы сравнений элементов (см. табл. 3) вычисляются методом среднегогеометрического векторы каждого критерия и элементов. Доля каждого вектора в сумме всех векторов критериев является весом критерия.

3. Синтез приоритетов представляет собой средневзвешенные по весу критериев векторы элементов, максимальное значение которых является решением поставленной задачи.
В качестве примера рассмотрим интегральный показатель для альтернативы X1:


где n1… z1 — векторы для критериев к2… кn.

Для I2 и I3 значения вычисляются аналогично. Решение в общем виде можно записать как max(I1,I2,I3)

Следует отметить, что в целях повышения точности метода анализа иерархий может использоваться метод суперматриц либо метод аналитических сетей Т. Саати.

На основании метода анализа иерархий для каждого из нефинансовых рисков строится матрица влияния составляющих на общий риск (с позиции потенциального ущерба, вероятности реализации составляющих, а также эффективности восстановительных и превентивных мер — уровня покрытия риска). После этого разрабатываются вопросы с заданными вариантами ответов для определения значений характеристик этих составляющих.

Таким образом, используя вышеописанный метод, формулу оценки величины риска можно представить в следующем виде:

RV=AaR(P*L-RM-PA)+RMC+PAC

где RV— величина риска;
AaRактивы под риском, объем средств, на который распространяется потенциальный ущерб в результате возможной реализации риска; Р— вероятность реализации риска; L— потенциальный размер ущерба от реализации риска, при этом произведение Р*L указывается в относительных величинах; RM— эффективность восстановительных мероприятий для устранения последствий от реализации риска (в относительных величинах); РА— эффективность превентивных мер, направленных на избежание или ограничение пре-факторов риска RMи РА (в относительных величинах); RMC— стоимость восстановительных мероприятий (RM); РАС— стоимость превентивных мер (РА).

{module 297}

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ
Важно отметить методы управления нефинансовыми рисками, к которым следует отнести следующие:
■  Мониторинг и контроль, в процессе которых происходят идентификация и оценка нефинансовых рисков, используемые при принятии дальнейших управленческих решений.
■  Резервирование риска, предусматривающее предварительное признание нефинансовых рисков в итогах финансовой деятельности НПФ и компенсацию реализованных рисков за счет созданного резерва.
■  Распределение нефинансового риска через передачу его (частично или полностью) третьим лицам (на основании банковской гарантии, поручительства, заложенного имущества, включения в договоры с контрагентами НПФ штрафных санкций, комфортных писем или письменных рекомендаций аффилированных с НПФ организаций или с основным вкладчиком — участником НПФ).
■  Страхование риска— компенсация ущерба вследствие реализации нефинансовых рисков по договору со страховой компанией (при наступлении страхового случая — в пределах страховой суммы).
■  Ограничение риска— действие, предусматривающее снижение вероятности реализации риска путем устранения или уменьшения факторов риска.
■  Избежание риска— отказ от реализации операций (проектов), связанных с неприемлемо высоким уровнем нефинансовых рисков.

В комплексном управлении нефинансовыми рисками выделяют две составляющие: стратегическое и тактическое (операционное) управление.

Стратегическое управление представляет собой мониторинг, анализ и контроль над нефинансовыми рисками на уровне коллегиального органа управления НПФ (исполнительной дирекции). Включает в себя установку предела риск-аппетита, контроль на основе карты и профиля рисков.
определение значения совокупного нефинансового риска и взаимного влияния рисков, разработку и своевременную корректировку стратегии управления ими.

Тактическое управление осуществляется на уровне службы риск-менеджмента НПФ. Оно включает выявление и анализ причин возникновения факторов риска на основе анкетирования владельцев рисков, ведение базы данных рисковых событий, разработку восстановительных и превентивных мероприятий, уведомление руководства о рисковых событиях, превышающих установленный уровень риск-аппетита, а также подготовку отчетов (документирование) на периодической основе (рис. 3).

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ НЕФИНАНСОВЫМ РИСКОМ

Общий процесс управления нефинансовыми рисками фактически состоит из следующей последовательности действий.
1. Идентификация — выявление и классификация рисков и факторов риска.
2. Оценка — построение (аппроксимация) распределения вероятности величины потерь при реализации риска и/или совокупности риска, принимаемых на себя НПФ (для статистической вероятности). Ее результат — определение наиболее вероятного исхода события, попадающего в заданный интервал ранжированного списка, на основе мотивированного суждения эксперта с учетом накопленных им знаний и опыта (для субъективной вероятности).
3. Разработка и реализация мероприятий, направленных на устранение или минимизацию последствий реализованных рисков (восстановительные мероприятия).
4. Внедрение превентивных мер, направленных на устранение или уменьшение префакторов рисков.
5. Уведомление руководства НПФ путем направления ему отчета
6. Мониторинг рискового события и внесение изменений в базу данных по нефинансовым рискам для уменьшения их совокупной величины в случае удачной реализации восстановительных и превентивных мер, а также стоимости проводимых мероприятий. В противном случае следует вернуться к пункту 2.
7. Корректировка значения капитала подриском НПФ (совокупности предельных величин финансовых и нефинансовых рисков, отражающей потребность НПФ в размере источников покрытия рисков).

С определенной периодичностью необходимо совершенствовать методологию управления нефинансовыми рисками при изменении объемов и сложности проводимых операций с учетом стратегических целей НПФ и его подверженности нефинансовым рискам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Великобритании до 1986 г. действовало законодательное требование, предписывающее держать в шахтах канареек. Токсичный газ вроде угарного или метана убивал птиц раньше, чем его концентрация начинала угрожать жизни горняков. Предпочтение канарейкам было отдано потому, что они много поют, так что наступившую тишину, если птица замолкнет, можно заметить практически сразу. Сейчас в экономике функцию «канареек» для организации играет риск-менеджмент: он призван изучать и предугадывать события, реализация которых может быть гибельной для компании.

Предложенная методика помогает эффективно контролировать нефинансовые риски, с которыми может столкнуться НПФ в своей деятельности, на уровне службы риск-менеджмента и коллегиального органа управления, позволяя рассматривать риск-менеджмент как единый процесс управления НПФ.

Стоит подчеркнуть особенность внедрения настоящей методики: для наилучшего результата рекомендовано принимать в службу риск-менеджмента специалистов с психологическим образованием (для корректного составления вопросов анкетирования владельцев рисков).

По мнению автора, значимым моментом для эффективного управления рисками явилась бы законодательная инициатива о введении обязательного норматива резервирования капитала по аналогии с банковским нормативом Н1. Подобный подход способствовал бы целесообразности оценки и контроля рисков путем резервирования части получаемых организацией доходов.

Кроме того, важно отметить другие пути улучшения ситуации с управлением рисками финансовых институтов:
■  развитие страхового рынка (особенно страхование ответственности);
■  развитие рынка производных инструментов с расширенным перечнем корпоративных событий, которые бы являлись триггером для исполнения опционов;
■  дальнейшее совершенствование российского законодательства в области ценных бумаг в части однозначности трактовок;
■  наличие обязательной государственной сертификации службы риск-менеджмента (риск-аудит НПФ);
■  наличие обязательной должности риск-менеджера в организации, отличной от должности специалиста внутреннего контроля;
■  разработка общей базы данных нефинансовых рисков НПФ;
■  создание в рамках саморегулирующихся организаций взаимных фондов страхования на случаи реализации нефинансовых рисков у их участников.

Автор: Ногин Ю.Б.
МВА (управление инвестициями) заместитель начальника управления рисков НПФ «Благосостояние»

статья из журнала «Управление финансовыми рисками» 04(24)2010

1.    Письмо Банка России №76-Т «06 организации управления операционными рисками в кредитных организациях» от 24 мая 2005 г. // Вестник Банка России. — 2005. — №28(826).
2.    Письмо Банка России №92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах» от 30 июня 2005 г. // Вестник Банка России. — 2005. — №34(832).
3.    Федеральный закон №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. — http://base.garant.ru/12111456.
4.    Гражданский кодекс Российской Федерации №14-ФЗ от 26 января 1996 г. — http://www.rg.ru/2008/05/22/gk-2-dok.html.
5.    Приказ ФСФР №09-45/пз-н «Об утверждении Положения о снижении (ограничении) рисков, связанных с доверительным управлением активами инвестиционных фондов, размещением средств пенсионных резервов, инвестированием средств пенсионных накоплений и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, а также об утверждении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной службы по финансовым рынкам» от 10 ноября 2009 г. — http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=LAW;n=96648#3817B9C6A61963337D307B3C7008AC51.
6.    Федеральный закон №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июня 2002 г. — http://base.garant.ru/184744.

Оцените статью
Adblock
detector