Выбор оптимального способа оценки трансакционных издержек в логистике на основе метода анализа иерархий Т.Саати

Анализ, оценка и учет затрат являются важнейшими инструментами управления логистикой и цепями поставок. Необходимость оптимизации затрат растет, по мере того как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности, что особенно отчетливо проявляется сейчас, в период глобального экономического кризиса.

{module 297}

Одной из самых актуальных проблем современной логистики является выбор метода оценки трансакционных издержек (ТИ). Для определения трансакционных издержек в сложных логистических интегрированных гетерархических системах авторами статьи выбран метод анализа иерархий (МАИ), предложенный Томасом Саати [5]. От других методов его отличает общесистемный подход, возможность использования количественных и качественных критериев, наглядность и доступность восприятия, большая распространенность.

Метод анализа иерархий — методологическая основа для решения задач выбора альтернатив посредством их многокритериального рейтингования. Основная область применения метода — поддержка принятия решений посредством иерархической композиции задачи и рейтингования альтернативных решений.

Рассмотрим пошагово содержание метода.
1. Определяем наиболее значимые критерии выбора. 
2. Рассчитываем весовые коэффициенты, выражающие относительную значимость каждого критерия. Для этого осуществляется попарное сопоставление выбранных критериев. В связи с тем, что в иерархии выгод используются как количественные, так и качественные критерии оценки, что усложняет применение математических моделей, обычно прибегают к оценкам экспертной комиссии, которая, ориентируясь на не поддающиеся формализации опыт, интуицию и знания, определяет важность критерия для предприятия. Для сопоставления может быть использована 10-балльная шкала предпочтений (табл. 1). 
3. Результаты сопоставления сводим в таблицу — матрицу попарных сравнений (табл. 2). 
Например, если критерии 1 и 2 являются равнозначимыми для предприятия, то им присваивается 1 балл. Если эксперты считают, что критерий 1 важнее, чем критерий 4 (умеренное предпочтение), то первому критерию присваивается 3 балла.
Аналогично можно установить, что критерий 1 гораздо важнее, чем критерий 3, и присвоить ему 7 баллов. Затем попарно сравниваются содержание критерия 2 и критерия 3, критерия 2 и критерия 4, критерия 3 и критерия 4. 
4. Объекты (они же методы анализа) попарно сравниваем по каждому показателю. Вначале каждую пару объектов сравниваем по критерию 1. Затем эту операцию повторяем для остальных трех критериев. Попарное сравнение осуществляем либо с привлечением экспертов, либо с использованием точных математических моделей.

Расчет весовых коэффициентов проводим следующим образом:
1) суммируем элементы в каждой колонке;
2) каждое значение элемента делим на сумму колонки;
3) определяем среднее значение строки (табл. 3).
5. С помощью процедуры, аналогичной той, что применялась на втором этапе, определяем весовой коэффициент каждого критерия (табл. 4).
6. Определяем окончательное решение. Для этого рассчитываем рейтинг каждого объекта, который представляет собой сумму весовых коэффициентов, соотнесенных с весовым коэффициентом соответствующего критерия (табл. 5).

Правильность расчета проверяется следующим образом: сумма рейтингов всех объектов должна быть равна единице.

Выбираем оптимальный способ оценки трансакционных издержек из следующей совокупности:
А1 — метод экспертных оценок;
А2 — статистические методы;
A3 — ABC-анализ;
A4 — функционально-стоимостный анализ (ФСА);
A5 — стратегический анализ затрат;
A6 — теория трансакций;
A7 — бенчмаркинг.

Для выбора наиболее оптимального метода построим иерархию, упорядочивающую критерии качества и определяющую общие выгоды для рассматриваемых методов (см. рисунок). Наилучшим является метод с наибольшим отношением количественно определяемых выгод.

В приведенной иерархии на втором уровне расположены основные критерии, определяющие выгоды, на третьем — критерии качества, характеризующие собственно выгоды, на четвертом — альтернативы (объекты), из которых предстоит сделать выбор.

Рассмотрим матрицы парных сравнений критериев и критериев качества.
Путем попарного сравнения на матрицах для иерархий, отражающих конкретные приоритеты развития, проведен анализ следующих методов оценки ТИ: ABC-анализа, ФСА, метода экспертных оценок, статистических методов, стратегического анализа затрат, теории трансакций, бенчмаркинга.

В вычислительных матрицах, представленных ниже, использованы следующие обозначения:
■  W— нормированный вектор приоритетов;
■  OC— отношение согласованности;
■  Lmax— собственное число матрицы.

Вектор приоритетов альтернатив относительно критерия «Доступность» (Wад) определяется путем умножения матрицы, сформированной из значений векторов приоритетов W6 W7, на вектор W2, определяющий значимость критериев качества, расположенных под критерием «Доступность» (табл. 6).

Аналогично определяются векторы приоритетов объектов оценки относительно критериев «Источники информации» (WииA) (табл. 7), «Затратность» (Wаз) (табл. 8), «Точность расчета» (WATp) (табл. 9) и фокуса иерархии (WфA) (табл. 10).
Значения результирующего вектора приоритетов альтернатив (методов оценки) приведены в табл. 11.

Анализ значений полученного вектора показывает, что наиболее оптимальным методом оценки ТИ является альтернатива (объект) А4—ФСА.

Авторы:
Садриев Д.С. д.э.н. профессор кафедры экономики, управления и логистики ГОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия» (г.Набережные Челны)

Коврижных О.Е. к.э.н. доцент кафедры экономики, управления и логистики ГОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия» (г.Набережные Челны)

Шутова П.А. аспирантка кафедры экономики, управления и логистики ГОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия» (г.Набережные Челны)

1.    Бродецкии ГЛ. Моделирование логистических систем. Оптимальные решения в условиях риска. — М.: Вершина, 2006.
2.    Дыбская В.В. Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: Учебник /В.В.Дыбская, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова, Е.И. Зайцев; под науч. ред. В.И. Сергеева. — М.: Эксмо, 2008.
3.    Модели и методы теории логистики: Учеб. пособ. / Под ред. B.C. Лукинского. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007.
4.    Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: Учеб. пособ. для вузов. — М.: Инфра-М, 2008.
5.    Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий /Пер. с англ. Р.Г Вачнадзе. — М.: Радио и связь, 1993 — 982 с.
6.    Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой / Пер. с англ. — 4-е изд. — М.: Инфра-М, 2005

Оцените статью
Adblock
detector