Влияние налоговой политики региона на инвестиционную активность предприятий

Такие сложные институты как инвестиции и налоги, а в особенности связь между этими категориями требуют эффективного управления, что невозможно без сбора и всестороннего анализа информации о разнообразных явлениях и процессах, протекающих внутри этих категорий.

Любое экономическое исследование проводится на основании научно-обоснованных методов, комплекса экономико-статистического анализа. Содержание экономико-статистического анализа представляет собой систему специальных знаний, связанную:

  1. с исследованием экономических процессов и их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;
  2. с научным обоснованием планов, моделей, с объективной оценкой их выполнения;
  3. с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;
  4. с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных резервов;
  5. с обобщением передового опыта, с принятием оптимальных решений.

В ходе нашего исследования проведем внешний анализ. Внешний анализ имеет следующие особенности:

– множественность субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;

– разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

– наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

– ориентация анализа только на внешнюю отчетность;

– ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;

– максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Практика анализа уже выработала методику анализа, можно выделить шесть его основных видов:

– горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

– вертикальный (структурный) анализ – определение структуры финансовых показателей;

– трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;

– анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

– сравнительный анализ;

– факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.

В процессе экономико-статистического анализа, аналитической обработки экономической информации применяется ряд специальных способов и приемов. В число основных традиционных способов и приемов анализа можно включить следующее:

– статистическое наблюдение;

– сводка;

– группировка;

– расчет обобщающих показателей;

– выборочный метод;

– анализ рядов динамики;

– индексный метод анализа;

– графический метод. [4:29]

Методы экономико-статистического анализа носят универсальный характер и не зависят от отраслевой принадлежности предприятий, позволяют разрабатывать варианты управленческих решений для различных категорий, выбрать наиболее эффективные формы.

Статистическое наблюдение – это научно организованный сбор количественных данных о явлениях и процессах, происходящих в различных областях деятельности, с помощью учета первичных данных о каждом отдельном случае и факте, относящемся к изучаемому явлению. Статистической сводкой называется получение итоговых данных путем подсчета единичных сведений.

Группировка является методом исследования сущности явлений путем расчленения совокупности на группы по определенным признакам. Выявление связей между явлениями и их признаками – основная задача группировки статистического анализа. Статистическая группировка является основным методом научной обработки статистического материала. Статистическая группировка – это расчленение изучаемой совокупности на группы и подгруппы по определенным характерным достаточным признакам для глубокого и всестороннего изучения явлений.

Выборочное наблюдение – это способ несплошного наблюдения, при котором обследуется не вся совокупность, а лишь часть ее, отобранная по определенным правилам, выборки и обеспечивающая получение данных, характеризующих всю совокупность в целом.

Статистические данные, характеризующие изменения явлений во времени, называются динамическими (хронологическими или временными) рядами. Такие ряды строят для выявления и изучения складывающихся закономерностей в развитии явлений экономической, политической и культурной жизни общества.

Графический метод – это метод условных изображений статистических данных при помощи геометрических фигур, линий. Точек и разнообразных символических образов. Главное достоинство графиков – наглядность. При правильном построении графика статистические показатели привлекают к себе внимание, становятся выразительными, лаконичными и запоминающимися.

Исследование связей в условиях массового наблюдения и действия случайных факторов осуществляется, как правило, с помощью экономико-статистических моделей. В широком смысле модель – это аналог, условный образ (изображение, описание, схема, чертеж и т.п.) какого-либо объекта, процесса или события, приближенно воссоздающий «оригинал». Модель представляет собой логическое или математическое описание компонентов и функций, отображающих существенные свойства моделируемого объекта или процесса, дает возможность установить основные закономерности изменения оригинала. В модели оперируют показателями, исчисленными для качественно однородных массовых явлений (совокупностей).

Налоги как инструмент воздействия государства на развитие экономики играют важнейшую роль. Поэтому задача повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов обусловливает необходимость выработки эффективных инструментов налогового регулирования и стимулирования. С начал экономических преобразований в нашей стране одним из таких инструментов являлись налоговые льготы и преференции. Текущий этап становления экономики России связан с активным процессом поиска институциональных механизмов, способствующих повышению эффективности производства на промышленных предприятиях. Дефицит финансовых ресурсов ориентирует предприятия на использование собственных возможностей. В такой ситуации очень важно оптимизировать построение институциональной среды, влияющей на развитие предприятия.

Инвестиции являются решающим условием экономического развития, так как обеспечивают воспроизводственный процесс на долгосрочную перспективу.

Для устойчивого развития экономики необходимо постоянное стимулирование инвестиционной деятельности.

Уровень инвестиций определяется двумя факторами:

– ожидаемой нормой чистой прибыли, которую предполагает получить предприниматель;

– реальной ставкой процента за пользование кредитом.

Норма прибыли зависит от сферы деятельности, срока оборота капитала, размера затрат, необходимых для получения предпринимательской прибыли.

Затраты включают и расходы на уплату налогов. Чем больше налоговая нагрузка, тем меньше прибыль, остающаяся в распоряжении предпринимателя.

Ставка процента по коммерческому кредиту зависит от ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая устанавливается с учетом инфляции. В связи с высокой инфляцией предшествующие годы, ставка процента остается достаточно высокой, при этом на рынке банковских услуг доминирует краткосрочное кредитование.

Структура источников инвестиций предприятий включает собственные средства предприятий (прибыль, оставшаяся в их распоряжении после уплаты всех налогов и амортизационные отчисления), привлеченные средства (кредиты банков и других организаций), бюджетные средства в виде кредитов или предоставления налоговых льгот.

Основным источником инвестиций являются собственные средства предприятий, в России они составляют более половины общего объема инвестиций. В связи с длительным периодом падением производства в 90-е годы 20-го века организации постоянно испытывали недостаток финансовых ресурсов. Вследствие этого значительно сократились капитальные вложения и устарели производственные фонды, поэтому амортизационные отчисления не могут обеспечить даже простого воспроизводства.

Мировой опыт показывает, что решение проблемы существенного роста инвестиций в развитие экономики невозможно без участия не только федеральных властей, но и региональных и местных органов. В настоящее время законодательные органы субъектов Федерации имеют право вводить дополнительные льготы в целях привлечения инвестиций в экономику региона практически только по налогу на прибыль (в части налога, зачисляемого в региональный бюджет) и по налогу на имущество организаций.

Необходимость стимулирования инвестиционной активности субъектов экономических отношений с помощью системы налогообложения назрела давно.

Устойчивость экономического роста в современных условиях может обеспечить только переход на инновационный тип экономического развития, предполагающий ускоренное формирование и развитие конкурентных производств, технологическое перевооружение обрабатывающей промышленности, расширение масштабов инвестиций и приданием им инновационного характера. В условиях, когда основным источником финансирования капиталовложений остаются собственные средства предприятий, решающее значение имеет государственная политика по укреплению инвестиционного потенциала предприятий [5:14].

Рассматривая ситуацию в Республике Северная Осетия – Алания можно сделать вывод, что за последние три года наша республика является одним из наиболее динамично развивающихся регионов Северо-Кавказского федерального округа. Физические объемы промышленного производства выросли за эти годы на 14.9%, инвестиции в основной капитал увеличились в 2.6 раза, в 2008 году инвестиции составили 14.222 млн.руб., в 2009 г. – 17066,4 млн.руб., в 2010 г. – 20479,6 млн.руб.

Однако до сих пор не решена задача в области промышленной политики. В настоящее время не преодолены основные проблемы, снижающие эффективность промышленного производства:

– сохраняющийся высокий уровень материальных затрат и операционных издержек;

– неэффективная энергоемкость, материалоемкость производств;

– низкая производительность труда;

– отсутствие необходимого уровня технологий;

– низкие конкурентные преимущества и многое другое.

В экономически развитых государствах данные проблемы решатся во многом за счет привлечения инвестиций, которые, как известно, направляются на внедрение передовых технологий, освоение новых видов продукции и соответственно решают все вышеперечисленные проблемы [2:37].

Таким образом, задача и помощь государства заключаются в обеспечении такого экономического климата, когда процесс производства будет для участников рынка выгоден. И не только в рамках специальных налоговых решений.

В связи с принятой программой модернизации экономики задачей налоговой политики должно стать создание благоприятного налогового режима. Следовательно, у предприятий, занимающихся производством, были и налоговый стимул и возможность совершенно официально развивать свое производство как за счет собственных, так и за счет привлеченных средств, совокупная налоговая нагрузка по всем налогам не должна даже приближаться к запретной зоне и быть менее 30%, то есть около 20-25% валового дохода [3:77].

Более того, ставка налога на прибыль должна стать дифференцированной, так, как это сделано в США. Например, федеральный корпорационный налог взимается с годового налогооблагаемого дохода любой корпорации по следующей шкале:

– 15% от налогооблагаемого дохода, не превышающего 50 тыс. дол.

– 25% от налогооблагаемого дохода более 50 тыс. дол., но не свыше 75 тыс. дол.;

– 34% от налогооблагаемой базы более 75 тыс. дол., но не свыше 10 млн. дол.;

– 35% от налогооблагаемой базы более 10 млн. дол. [3:78].

И здесь важен принцип подхода: начинающие, только развивающиеся предприятия платят меньше, государство им оставляет деньги на развитие, а предприятия с установившимся оборотом и твёрдым местом на рынке платят больше.

Помимо этого, для развивающихся за счет привлеченных средств производящих предприятий необходимо предусмотреть налоговый вычет из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в размере платежей по данном кредиту, включая основной долг и проценты.

Более активно требуется внедрять в российскую практику механизмы косвенного стимулирования инвестиционных процессов и, прежде всего, активизировать использование механизмов налогового льготирования. Снижение налога на прибыль на сумму расходов, затраченных на научные исследования; создание за счет прибыли специальных фондов инвестиционного назначения, которые не подлежат налогообложению; скидки с налога на прибыль в размере определенной доли стоимости внедряемого инновационного оборудования; вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные организации, инвестирующие в инновации; снижение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости оборудования, передаваемого организациям, которые осуществляют научно-исследовательские разработки, а также если это оборудование было приобретено для собственных исследований, то отнесение расходов на его покупку на текущие затраты; льготное налогообложение прибыли, получаемой от использования нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности; налогообложение дивидендов, получаемых по акциям инновационных организаций по пониженным ставкам; налоговые каникулы в течение ряда лет на прибыль, полученную в результате реализации инновационных программ; льготное налогообложение прибыли инновационных компаний, списание с дохода физических лиц сумм, направляемых на субсидирование инновационных компаний, освобождение от налогообложения некоммерческих научных организаций, и прежде всего университетов, амортизационная политика, налоговый кредит – вот тот неполный перечень налоговых инструментов, которые могут и должны внедряться в российскую налоговую практику. Нельзя сказать, что механизмы налогового льготирования совсем не используются в нашей стране. Наоборот, практика использования налоговых льгот постепенно набирает обороты, однако эти процессы носят пока весьма ограниченный характер и не оказывают должного позитивного влияния на инвестиционную активность в нашей стране. Необходимо более тщательно изучить зарубежный опыт и активнее использовать механизмы налогового льготирования для стимулирования развития инвестиционных процессов в РФ.

И еще один момент, на котором нужно обязательно остановиться: важнейший постулат современной инвестиционной политики заключается в том, что политика в области науки и техники может осуществляться только, если она понятна и поддерживается населением. Рядовые потребители играют огромную роль с точки зрения технологического развития, постоянно требуя улучшения характеристик и большей сложности товаров, которые они покупают. Продление цикла «наука – технология – производство» до потребителя позволяет включать в эту схему важную для НИОКР обратную связь. Достичь этого можно только при условии более эффективного инвестирования в ключевые отрасли, способствуя развитию науки, направляя результаты науки и технологий на благо общества и обеспечивая прозрачность политики в этой области [1:14].

Автор: Дзагоева Марина Руслановна  
доктор экономических наук, профессор кафедры «Налоги и налогообложение»  
СОГУ им.К.Л.Хетагурова

Статья из журнала “Управление экономическими системами” №1(37) 2012

 

Литература

  1. Гаврилов Н.И. О государственном стимулировании инновационного развития//Финансы. 2011. № 11. С.10-14.
  2. Пансков В.Г. О налоговом стимулировании инвестиционной деятельности //Финансы. 2008. № 2. С.32-37.
  3. Рябов В.В. Возможные налоговые решения в поддержку государственной инновационной политики//Финансы. 2011. « 10. С.77-78.
  4. Теннисов И.К. К вопросу о природе экономического роста// Экономист. 2007. № 11. С.27-29.
  5. Ушвицкий Л.И., Тумаян И.В. Стимулирование инновационного развития: поиск оптимального механизма налогообложения//Финансы и кредит. 2008. № 21. С.11-14.
Оцените статью
Adblock
detector