Требования государственных регуляторов об обязательной нефинансовой отчетности как элемент повышения информационной открытости и прозрачности деятельности организаций

Нефинансовая отчетность  является важным условием повышения эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компании, отражая оценку деятельности компании в сфере экономической устойчивости, социального развития и экологической ответственности.

Нефинансовый отчет — это доступное, достоверное, сбалансированное и связанное описание основных аспектов деятельности компании и результатов достижений, связанных с ценностями, целями, политикой устойчивого развития по вопросам, представляющим наибольший интерес ключевых заинтересованных сторон, а именно:

– со стороны партнеров по бизнесу, в частности, зарубежных, которые на уровне корпоративной политики устанавливают требования, например, к экологической чистоте продукции или соблюдению прав потребителей и т.д.;

– со стороны представителей власти, для которых важна позиция и практика компаний по оценке вклада в решение социально-экономических проблем и в отношении участия в развитии территорий присутствия;

– от источников капитала. Инвестор не редко учитывает при принятии инвестиционных решений показатели качества корпоративного управления, социальной и экологической результативности деятельности компаний. Данная информация используется для оценки качества управления нефинансовыми рисками и в области устойчивого развития  компаний.

– риск потери клиентов. Нефинансовый отчет, может быть дополнительным аргументом удержания клиента;

– для снятия критики со стороны, например, неправительственных организаций (экологических и других) профсоюзов, прессы и т.д.;

– благодаря нефинансовому отчету компания создает конкурентное преимущество в кадровой политике, что является важным в условиях растущего дефицита кадров. Из отчета квалифицированные специалисты могут получить предоставление о компании как о работодателе. [1]

Большинство зарубежных экспертов и представителей компаний, выпускающих отчеты, уверены, что нефинансовая отчетность взаимосвязана с повышением качества стратегического управления компанией с учетом задач КСО или устойчивого развития.

Деятельность, которую отражают нефинансовые показатели, охватывает широкий круг вопросов — деловая этика, качество менеджмента, структура и результативность социальных инвестиций, связанных с поддержанием здоровья на рабочем месте, развитием персонала, созданием благоприятной среды в территориях присутствия, безопасности на рабочем месте и т.д. Эти факторы, определяя общественное лицо компании, все в большей степени влияют на формирование ее деловой репутации, что имеет вполне определенные экономические последствия.

Несмотря на то, что для российских компаний нефинансовые отчеты не являются обязательными, – это добровольная инициатива каждой компании, принимающей решение включиться в этот процесс, в Национальном регистре корпоративных нефинансовых отчетов Российского союза промышленников и предпринимателей уже зарегистрировано 111 организаций, которые когда-либо выпускали нефинансовые отчеты в виде отдельного документа; ими опубликовано 327 нефинансовых отчетов за период с 2000 по 2011 годы [2] (см.Табл.1).

Табл. 1. Количество компаний, публикующих нефинансовые отчеты в разбивке по годам

В международном контексте Россия сегодня выглядит достаточно  скромно. По данным Регистра нефинансовых отчетов, который ведет Corporateregister.com,[3] по состоянию на конец 2011 года Регистр содержит 38 030 отчетов, опубликованных 8 673 компаниями, начиная с 1991 года. При этом заметен поступательный характер развития этого процесса: каждые пять лет количество опубликованных отчетов удваивается (см.табл.2).

Табл. 2. Страны – лидеры в области нефинансовой отчетности

Хотя подготовка нефинансовой отчетности не является обязательной, компании сталкиваются с возрастающими ожиданиями заинтересованных сторон в отношении данного вопроса. Инвесторы, неправительственные организации, местные сообщества, клиенты, поставщики и сотрудники стремятся получить больше информации о долгосрочном влиянии деятельности компании на общество.

В условиях роста  рисков финансовой и экономической нестабильности и, как следствие, социальной напряженности  усиливаются требования в отношении этики делового поведения, повышения информационной открытости и прозрачности деятельности всех хозяйствующих субъектов, её экономической и социальной результативности и экологической безопасности, налаживания конструктивного диалога заинтересованных сторон.

Еще десять лет назад в западных странах почти все компании выступали за добровольную отчетность и негативно были настроены к любой форме обязательного регулирования. Сегодня компании-лидеры, которые уже давно выпускают такие отчеты, выступают за введение на государственном уровне минимума обязательной отчетности.

Первопроходцами в данной области стали Франция, Великобритания, скандинавские страны, Нидерланды и ряд других европейских стран. Судя по настроению большинства стран и экспертов, требования об обязательной отчетности будут находить все большее применение на уровне национальных законодательств. Более того, этот процесс поддерживает и общественность. Так, в 2011 году коалиция, состоящая из ряда общественных организаций, работающих в области устойчивого развития и повышения ответственности компаний за результаты своей деятельности, выдвинула предложение к правительствам разных стран об ужесточении обязательных требований к раскрытию нефинансовой информации.

В ЮАР, например, все компании, акции которых котируются на Йоханнесбургской бирже, должны в обязательном порядке готовить интегрированную отчетность (финансовую и нефинансовую).

В Дании The Green Accounts Act, принятый правительством еще в 1995 году, предписал 1000 компаниям, чья деятельность была связана с существенным воздействием на окружающую среду, публиковать ежегодные экологические отчеты. В 2009 году правительство ввело в Акт о финансовой отчетности норму, согласно которой компании обязаны раскрывать сведения в области устойчивого развития в отчете руководства компании и предоставлять эти сведения вместе с финансовым отчетом. Законодательное требование стало обязательным для 800 крупнейших компаний, со штатом более 250 сотрудников, владеющие активами более 19 млн евро или получающие доход более 30 млн евро и чьи акции обращаются на финансовых площадках, и государственных акционерных обществ.

Во Франции, к примеру, компании со штатом более 300 сотрудников обязаны отчитываться по 100 индикаторам. Для ряда компаний такие требования оказались неподъемными, и со временем индикаторов осталось 40.

В Швеции начиная с 1999 года крупные компании были обязаны раскрывать данные об экологической результативности в финансовых отчетах – в тот момент это было одно из самых жестких требований по раскрытию информации в Европе. В 2007 году правительством были изданы методические рекомендации для компаний с государственным участием по составлению обязательной отчетности в области устойчивого развития, которая должна сопровождать отчетность финансовую и иметь заверение третьей стороной. Правительства этих стран, введя обязательную экологическую и социальную отчетность, тем самым выразили убеждение в том, что экономика может быть устойчивой только в том случае, если будут учитываться все затраты и потери, которые несет общество, в сравнении с произведенными благодаря этим затратам ценностями в процессе деятельности всех экономических субъектов.

Количество стран, в которых регуляторы принимают решение о включении ряда экологических и социальных показателей в обязательную отчетность, расширяется.

В Бразилии в 2007 году принят закон, обязывающий компании, присутствующие на финансовых рынках, раскрывать информацию о том, как создается и распределяется создаваемая ими экономическая стоимость. Через два года появился проект указа, согласно которому в финансовой отчетности компании должны отражать значимые с экологической точки зрения активы и обязательства; а еще один закон утвердил требование к компаниям, в которых работает более 100 работников, вести «социальный учет».

В 2007 году в Китае введены требования по обязательной экологической отчетности; правительственная служба намерена публиковать «черный» список компаний, которые нарушают национальные стандарты по экологическим загрязнениям.  Особенно жесткие требования к тем, по чьей вине произошли аварии, вызвавшие экологические последствия. Компании, которые не предоставляют подобных отчетов, серьезно теряют в правах.

С 2010 года в Португалии вступил в силу Стандарт финансовой отчетности в новой редакции, согласно которому в отчетах компаний должны отражаться инвестиции и расходы, связанные с экологическими аспектами деятельности имеющихся активов.

С 2012 года государственные организации Испании будут обязаны выпускать отчеты в области устойчивого развития согласно закону, принятому 15 февраля 2011 года.

Соответствующая мировому тренду инициатива появилась и в России. В 2010 году на заседании президиума Государственного совета РФ, посвящённого реформированию системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды, Президентом страны был дан ряд поручений по совершенствованию российского законодательства в части усиления ответственности хозяйствующих субъектов за экологические результаты деятельности. Речь шла также о  создании экономических механизмов, стимулирующих организации на снижение негативного воздействия на окружающую среду и внедрение наилучших технологий. Одно из поручений, в частности, касалось нефинансовой отчетности. Оно формулировалось следующим образом: «разработать предложения о порядке применения добровольных механизмов экологической ответственности в компаниях с государственным участием, а также об обязательной регулярной публикации государственными корпорациями, доля участия в которых государства составляет 100 процентов, нефинансовых отчётов об устойчивом развитии и обеспечении экологической ответственности, подлежащих независимой проверке или заверению».

Минэкономразвития России вырабатывает подходы по реализации указанного поручения. В декабре 2011 г. появилась директива Росимущества, адресованная представителям государства в Советах директоров компаний. Она нацеливает  на разработку советами директоров предложений о порядке применения добровольных механизмов экологической ответственности в компаниях с государственным участием, а также об обязательной регулярной публикации государственными компаниями, доля участия в которых государства составляет 100 процентов, нефинансовых отчетов об устойчивом развитии и обеспечении экологической ответственности, подлежащих независимой проверки или заверению. Но в остальных случаях нефинансовая отчетность должна быть добровольной. Решение по нефинансовой отчетности должна принимать сама компания. Государственного давления быть не должно. Нефинансовая отчетность – это инструмент управления, и только в этом случае она имеет смысл. Нефинансовая отчетность должна быть рыночной необходимостью, которая бы вызвала новые подходы к формированию рынков. При этом каждой отрасли, предприятию или продукции должна быть дана своя социальная, экологическая оценка или оценка по устойчивому развитию.

Развитие добровольной корпоративной нефинансовой отчетности, раскрывающей сведения о результатах деятельности в соответствии с принципами ответственного ведения бизнеса, позитивно влияет не только на репутацию компаний, но и на деловой климат, улучшает имидж бизнес-сообщества в целом. В актуальной повестке дня – повышение   информационной открытости и прозрачности деятельности организаций бизнеса, развитие институтов независимого подтверждения сведений о результатах деловой активности, что служит существенным фактором укрепления репутации компаний  и поддержания  доверия к бизнесу в целом. Возрастает значение дальнейшего совершенствования практики корпоративной публичной отчетности как одного из инструментов достижения этих целей.   Для формирования конструктивного диалога с заинтересованными сторонами особая роль принадлежит  добровольной нефинансовой отчетности, в которой комплексно отражаются ключевые результаты деятельности и  экономические, социальные, экологические аспекты её воздействия на различные стороны жизни общества. Практику нефинансовой отчетности следует поддерживать, развивать и совершенствовать.[4]

Автор: Озерянская Марина Николаевна 
Соискатель
Национальный исследовательский институт – Высшая школа экономики

Статья из журнала “Управление экономическими системами” №2(38) 2012

Библиографический список

  1. Шохин А.Н. Развитие социально ответственной практики. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов 2006-2007 годы выпуска, М. 2008
  2. Национальный регистр корпоративных нефинансовых отчетов РСПП. www.rspp.ru
  3. www.Corporateregister.com
  4. «Ответственная  деловая практика и социальные инвестиции: партнерство бизнеса и власти». М. 2012.
Оцените статью
Adblock
detector