Экономическая сущность систем обеспечения безопасности

Рынок услуг безопасности развивается в России высокими темпами. Понятия «система безопасности», «система обеспечения безопасности» широко используются в научной и практической деятельности. Вместе с тем, целый ряд вопросов, в частности оценка эффективности систем безопасности, производится устаревшими методами, не отражающими социально-экономическую сущность этих систем.

Для того, чтобы определиться с позицией автора относительно рассматриваемой темы, уточним понятия «система» и «безопасность».

Система – это совокупность элементов, взаимосвязанных, взаимообусловленных и представляющих целостное образование. Что отнести к системе, а что к внешней среде зависит от целей исследования.

Неспособность видеть границу между системой и внешней средой приводит к неправильному пониманию системы и результатов ее функционирования. Такое недопонимание наиболее ярко и, к сожалению, достаточно часто проявляется при использовании SWOT – анализа. Смешивают сильные стороны системы с возможностями среды, которые должны восприниматься как данность. К ним нужно приспосабливаться или им нужно противостоять.

Сущность системного подхода состоит в том, что исследователь должен определить систему того уровня, на котором может быть решена проблема. Важным при применении системного подхода является и понимание модного понятия «сложная система». Сложной системой, достаточно часто, называют такую систему, в которой изолированное рассмотрение подсистем невозможно или приводит к ошибочным выводам. В то же время, некоторые авторы одновременно пишут о невозможности изолированного исследования подсистем сложной системы, а затем приводят примеры того, что каждый элемент сложной системы, в свою очередь, можно рассматривать как систему. Для исследования сложных систем требуются специальные методы, основанные на свойстве целостности систем.

Любой организации как социально-экономической системе присуще стремление к самосохранению. При этом источник преобразований системы или функций находится обычно в самой системе.

Способность организации к выживанию обеспечивается правильным выбором стратегии. Должен быть установлен динамический баланс внешней и внутренней среды. Для самосохранения организации должна функционировать подсистема безопасности.

На протяжении своего развития человеческое общество постоянно сталкивалось с потребностью в обеспечении безопасности. При этом безопасность, требовавшаяся для каждого отдельного человека, не всегда признавалась как потребность общественная, а тем более государственная. Сообщество само обеспечивало коллективную безопасность, даже если коллективные институты не становились государственными. При этом необходимость общественной безопасности не всегда признавалась отдельными личностями.

Ключевым и самым неопределенным является понятие опасности. Считается, что опасность – это способность (как свойство) и возможность нанесения вреда объекту защиты. Следует уточнить, что речь идет не о всех объектах, а только о тех, которые связаны с жизненно важными интересами личности, общества и государства. Опасность может быть потенциально велика как свойство объекта, но вероятность его проявления может не вызывать угрозу.

Отнюдь, не взаимодополняющим является понятие безопасность. Безопасность —положение, при котором не угрожает опасность кому или чему-нибудь. Такое определение дает С. И. Ожегов. Уточняя это понятие, специалисты считают, что безопасностьозначает отсутствие самого источника опасности или риска или гарантированную защиту от него. Безопасность может быть только относительной. Необходимо признать реальным и постоянно существующим риск возникновения угрозы и (или) риск ее последствий для человека и объектов защиты. Меру приемлемости риска люди устанавливают для себя сами исходя из существующих потребностей и возможностей.

В отличие от опасности, безопасность – это не свойство элементов среды, а состояние защищенности объектов, связанных с жизненно важными интересами личности, организации, общества и государства. Безопасность означает допустимый уровень опасности в среде, допустимый риск ее воздействия на объект защиты или уровень защиты этого объекта.

В таком понимании применимым становится определение [2]: безопасность – состояние объекта защиты (системы), при котором значения всех рисков, присущих этому объекту, не превышают их допустимых уровней. В дополнение следует отметить, что риски отличаются не только вероятностью возникновения, но и последствиями проявления опасности.

Принципиально важным является понятие «уровень безопасности». Учитывая установленное обстоятельство, что безопасность может быть только относительной, мерой безопасности может быть ее уровень относительно допустимых значений. При этом многие понимают, что природа опасности и безопасности разная.

Важность определения понятия уровень безопасности заключается в том, что поддержание определенного уровня безопасности является целью создания и функционирования систем безопасности.

На федеральном уровне в соответствии с законодательством создается система безопасности Российской Федерации. Системы безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации, объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Анализируя содержание данного определения, трудно оценить целостность системы, т.е. границы системы. Не понятно как многомерна система, по какому принципу отбирались элементы системы, как связаны между собой перечисленные элементы.

Учитывая отмеченные недостатки, можно дать такое уточненное определение: Система безопасности – это совокупность органов (или их элементов), созданных или функционально ориентированных на поддержание определенного уровня безопасности защищаемого объекта, системы, связей между этими органами и элементами, регламентированных законодательными, нормативно-правовыми и организационно-распорядительными актами, технических средств.

На практике более широкое понятие «система» (совокупность элементов, взаимосвязанных, взаимообусловленных и представляющих целостное образование) смешивается с понятием «комплекс» (совокупность, сочетание явлений или свойств), более того, эти два понятия применяются в сочетании, как «комплексные системы», т.е. комплексные комплексы или системные системы. Так можно встретить названия компаний «Комплексные Системы Безопасности», НТЦ «Комплексные Системы». Утверждается, что с помощью комплексной системы безопасности BIS один человек может управлять всеми инженерными системами здания. Но BIS (Building Integration System) – это «интегрированные системы безопасности». Интегрированная система безопасности – это совокупность технических средств различных систем безопасности, реализованных на единой программной или аппаратной платформе и обеспечивающих выполнение в автоматическом режиме заранее определенных алгоритмов взаимодействия систем безопасности, а также автоматизацию работы оператора с целью снижения рисков принятия ошибочных решений и уменьшения времени реакции при возникновении внештатной ситуации на объекте.

В различных классификациях рассматриваются экономическая, социально-политическая, государственная, социально-экономическая, экологическая, национально-культурная, военно-политическая и другие сферы безопасности. Безопасность организации связана с состоянием всех этих сфер безопасности. При этом постоянно следует помнить о свойстве иерархичности систем и о соотношении системы и среды.

В ФЗ № 123 от 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что «Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности».

Цель системы обеспечения пожарной безопасности, определенная в техническом регламенте – «предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре» может быть представлена как три основные задачи с разным приоритетом достижения цели: обеспечить определенный уровень пожарной безопасности объекта защиты. Технический регламент оправдывает название «технический», в нем жизнь животных рассматривается только с точки зрения защиты имущества.

Если рассматривать системы безопасности национального уровня, то их создание и функционирование – это затраты. Но эффект их в сохранении жизни и свободы людей, личной, корпоративной и государственной собственности, территориальной целостности государства и суверенитета, без которого бессмысленно говорить о национальной экономике.

Результат функционирования систем безопасности проявляется как в производственной сфере, так и в непроизводственной сфере. А деятельность организационных систем безопасности, рассматриваемая как оказание услуг, завершается интеллектуальным продуктом в виде предписания или рекомендаций по обеспечению безопасности. Действия по спасанию людей, предотвращению или снижению материального ущерба могут рассматриваться как услуга, представляющая саму деятельность.

Отрасли, производящие такие услуги, традиционно относили к непроизводственной сфере. В частности, военизированная пожарная охрана относилась к отрасли государственного управления, а профессиональная пожарная охрана к коммунальному хозяйству.

Считалось, что только в производственной сфере создаются материальные блага, и они составляют основу экономики. В зависимости от развитости производственной сферы может развиваться непроизводственная сфера и производство нематериальных благ. По мере развития личных, общественных и государственных потребностей положение дел стало изменяться. Не только производство материальных благ влияет на развитие непроизводственной сферы, но и развитие непроизводственной сферы влияет на эффективность материального производства. Более того, в настоящее время признается, что в непроизводственной сфере производится стоимость.

Вместе с тем, предположение о том, что труд в непроизводственной сфере является производительным, создает стоимость и прибавочную стоимость остается не достаточно обоснованным. Это подтверждает практика поведения государств и бизнеса в кризисных ситуациях. Они понимают это на уровне здравого смысла, с позиций простого процесса труда.

Страны с высоким уровнем развития имеют и более прогрессивную структуру непроизводственной сферы. Если следовать такой логике, то можно экономить на комфортной жизни (это предлагается сейчас Греции и другим странам, находящимся в сложной экономической ситуации) и безопасности, что даст экономический эффект.

Традиционно считалось, что производительным является только тот наемный труд, который производит капитал, создает больше стоимости, чем стоит сам. Непроизводительный труд обменивается на доход. В таком представлении появление понятия человеческий капитал позволяет считать многие виды труда в непроизводственной сфере производительными.

Существует временной эквивалент стоимости труда, используемого в современной кооперации. В этом случае, при согласии участников обмена, создается банк времени, через который производится обмен товарами и услугами, как в материальной, так и в нематериальной форме. Все виды труда, участвующего в этой кооперации являются производительным трудом с точки зрения собственника. Все это свидетельствует о том, что труд в ряде отраслей и видов деятельности может относиться к производительному, если в кооперации с другими отраслями и видами деятельности приводит к увеличению объема производства и стоимости конечного продукта или услуги.

Производительным является и труд всех участников кооперации по производству товаров. В создаваемом продукте содержится стоимость, превышающая сумму стоимостей, потребляемых во время производства этого продукта. В сумму этих стоимостей могут входить непроизводительные, с точки зрения простого производства, издержки, необходимые для сохранения потребительной стоимости товара.

Ввиду того, что ряд отраслей и видов деятельности, участвующих в описанной кооперации, существуют для того, чтобы обеспечить системность функционирования всех частей экономики и обеспечить определенный уровень жизнедеятельности людей, то целесообразно рассматривать не производственную и непроизводственную сферы, а инфраструктуру экономики.

Главным во всех определениях инфраструктуры является то, что инфраструктура призвана обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей. При этом все разногласия в определениях связаны со смешением уровней рассмотрения инфраструктуры. Видимо первый уровень – институциональный, создающий условия для существования государства, общества и экономики в целом. Далее можно рассматривать отрасли инфраструктуры, службы, сооружения, здания и т.д.

Чем выше уровень инфраструктуры и длительнее период оценки, тем понятнее ее значение. Исследователи утверждают, что только долгосрочные расчеты экономического роста макро-регионов и стран мира показывают, что экономический прогресс развитых стран определяется не столько инвестициями в основные фонды, сколько долговременными вложениями в человеческий капитал, совершенствованием социальных институтов, способных стимулировать повышение квалификации и производительности труда. Тяжелее оценить инфраструктурный эффект видов деятельности или сооружений на местном уровне или на уровне малых и средних предприятий за короткий промежуток времени.

В полной мере это относится к системам обеспечения пожарной безопасности разного уровня. О системе обеспечения пожарной безопасности (СОПБ) следует говорить как о социально-экономической системе, специально для этого созданной. При этом СОПБ нельзя отнести ни к производственной, ни к непроизводственной сферам экономики.

Социально-экономическая роль  СОПБ  –  предотвратить гибель  и травмирование людей,  а также избавить общество от необходимости добавочного  производства,  т.е.  производства в более широком масштабе, чем требуется для простого возмещения и воспроизводства существующего богатства.

По своей   социально-экономической  природе  СОПБ  не  оказывает  прямого воздействия на предотвращение гибели людей, снижение числа пожаров и ущерба от них.  Она лишь создает условия для снижения  значений этих показателей и воздействует на них опосредованно (это характерно и для многих других  систем безопасности). Появляется возможность и необходимость сравнивать отрасль обеспечения пожарной безопасности с отраслями, входящими в инфраструктуру экономики страны.

Инфраструктура по своей сути представляет собой систему линейных и точечных элементов, связей между ними,  обеспечивающих оптимизацию общественного развития,  что проявляется в создании  комплекса условий для  эффективного развития производства и социальной жизни.

Относительно отраслей инфраструктуры признано,  что живой труд,  затрачиваемый здесь, увеличивает национальный доход,  хотя  и  не изменяет материальной формы потребительной стоимости.  В экономической литературе принято различать производственную и социальную инфраструктуру.

Если первая предназначена для создания общих условий  эффективности функционирования производства,  то вторая – для создания условий всем видам деятельности людей  и  особенно  их деятельности в сфере культуры и быта.

В отличие от выделения сферы материального производства или непроизводственной сферы, т.е. отраслевой структуры экономики страны,  инфраструктура – составная часть функциональной и территориальной структур.  Инфраструктура является ведущим  показателем,  когда  речь идет о развитии экономики в целом,  региона, и особенно такого уровня социальной организации, как город или населенный пункт.

Анализ, проведенный с этих позиций,  позволил сделать ряд важных выводов[1], наиболее интересными из которых с точки зрения данной статьи являются:

затраты на содержание СОПБ не  должны  приводиться  к минимуму,  а соответствовать возрастающим нуждам экономики;

при  оценке экономической эффективности капиталовложений в СОПБ должен учитываться ее вклад в конечные  народнохозяйственные результаты.

Методы оценки могут быть заимствованы из опыта различных элементов инфраструктуры.

Системы безопасности строятся по территориальному, отраслевому, территориально-отраслевому и объектному принципам.  Но при этом системный подход применим лишь частично. Свойство иерархичности систем в условиях частной собственности, рыночной экономики, особенностей взаимосвязи государственного и муниципального управления в полном смысле не проявляется. Системы безопасности более низкого уровня лишь частично, отдельными элементами (к примеру, элементами и подсистемами отрасли государственного управления) входят в системы безопасности более высокого уровня.

Метод управления такой системой близок к программно-целевому методу. При таком подходе становится возможным объяснение включения  в  подсистемы СОПБ органов государственного управления,  министерств,  ведомств,  научных учреждений и  др., объединенных общей целью и программой,  где каждому отведено свое место,  функции,  права и обязанности. При этом координирующая  роль на федеральном уровне отводится органам управления пожарной охраны, независимо от ее ведомственной принадлежности.

Эффект функционирования системы обеспечения безопасности проявляется в конечных отдаленных результатах развития и функционирования общества. Одним из критериев эффективности систем обеспечения безопасности считается даже продолжительность жизни людей.

Анализ статистических данных, опубликованных Центром пожарной статистики [2], дает возможность предположить, что страны с разной экономикой, культурой, природной средой используют разные принципы, стратегию и тактику построения систем обеспечения пожарной безопасности. Так, общий показатель среднего числа пожаров на 1000 чел. в год равен 1,0, но размах вариации от 6,7 (Аргентина) до 0,1 (Китай). Это может свидетельствовать об обсуждавшемся ранее различии природы опасности и безопасности. Отмеченные различия связаны с одной стороны с уровнем развития экономики (Франция – 4,9; Италия – 4,0), а с другой, с культурой (Индия – 0,2; Китай – 0,1).

Не отражают реального положения дел данные о стратегии и тактике национальных систем обеспечения пожарной безопасности. В среднем, затраты на пожарную охрану не превышают потерь от прямого ущерба от пожаров. Однако, общая сумма затрат на обеспечение пожарной безопасности во всех странах превышает потери от пожаров, в среднем в 2,2 раза. На первый взгляд, это противоречит здравому смыслу.

Напрямую установить связь между затратами и ущербом не удается, коэффициенты корреляции отрицательные, но низкие. Нужно рассматривать группы стран с различными стратегиями обеспечения безопасности. Есть страны, ориентированные только на страхование ущерба, другие ориентируются на активную защиту, третьи – на пассивную защиту. К примеру, в Дании и Норвегии основной упор сделан на противопожарную защиту зданий. В США и Японии при ущербе от пожаров ниже среднего, затраты на содержание пожарной охраны и противопожарную защиту зданий выше средних значений. В Чехии, при относительно небольших значениях ущерба, существенные средства вкладываются в содержание пожарной охраны. Во многом эти различия связаны не только с экономическими причинами, но и с правовыми и культурными национальными особенностями.

Подводя итоги проведенного исследования инфраструктурной сущности систем обеспечения пожарной безопасности, следует отметить, что получают подтверждение сформулированные нами принципы построения систем обеспечения безопасности, как элементов инфраструктуры [1], что позволяет применять наработанные методы оценки эффективности элементов инфраструктуры к системам обеспечения безопасности различного уровня.

Автор:
Кафидов Валерий Викторович, профессор кафедры микроэкономики, доктор экономических наук
Заслуженный работник высшей школы РФ.Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте Российской ФедерацииE-mail: kafidov@yandex.ru

Литература
1.Кафидов В.В. Социология и технологии безопасности. – М.: Академический Проект, 2005. – 224 с.
2. Пожарные риски. Выпуск 1. Основные понятия/ Под ред. Н.Н.Брушлинского. М.: Национальная академия наук пожарной безопасности, 2004.

Оцените статью
Adblock
detector