Роль и значение технологических платформ как инновационного направления развития отечественного энергетического комплекса

В современных условиях вывода экономики из кризиса особое значение имеютинновации и эффективные механизмы их внедрения на основе стратегического подхода[2,3].

Инновационный процесс российской экономики характеризуется противоречивыми тенденциями. В России с одной стороны, накоплен огромный опыт и потенциал заключающийся в фундаментальной и отраслевой науках. С другой стороны, не достаточно высок уровень доведения результатов научных исследований и их непосредственное внедрение в практическую деятельность предприятий. Данный дисбаланс особо серьезно влияет на развитие и экономическую эффективность энергетической сферы страны. McKinsey- международная консалтинговая группа оценила потери в энергетике России в сумму равную по обеспечению энергетикой территории всей Польши. Кроме того, около 75-85% энергии России – это энергия, вырабатываемая за счет ископаемого топлива [9]. Помимо того, что используется не весь природный энергетический потенциал страны, от добычи ископаемых происходит выброс парниковых газов, загрязнение окружающей среды и рост цен на топливо. Поэтому для современной России необходимо искать и разрабатывать инновационные методы развития энергетической сферы, которые будут направлены на минимизацию потерь при добыче энергии, максимизацию использования природной энергии, вовлечение инноваций и инновационных методов развития энергетического сектора.

На сегодняшний день существует разнообразие подходов в определении сущности инноваций, их видов, механизмов их функционирования. Например, инновации – первоепрактическое применение нового научно-технического (технологического),организационно-экономического, производственного или иного решения, как принятиеидеи или образа действий (системы, программы, устройства, процесса, продукта илиуслуги), которые оказываются новыми для принимающей организации [5].

Инновация, по словам великого австро-американского экономиста Йозефа Шумпетера (Joseph Schumpeter), — это «креативное разрушение». Организация должна быть создана для систематического отказа от всего, что утвердилось ранее, знакомо, привычно и удобно, касается ли это продуктов, услуг или процессов, набора навыков, человеческих и общественных отношений или собствен­но организации, организация должна быть создана для постоянных перемен. Функция организации — заставить знания работать над инструментами, продуктами и процессами, над проектированием работы; над знаниями как таковыми. Природа знания заключается в том, что оно быстро меняется, и почти всегда то, что сегодня является несомненным, завтра становится абсурдом [4].

Обобщая рассмотренные в экономической литературе понятий инноваций, автор считает целесообразным выделить два основополагающих момента в определении инновации:

1) вложение средств в экономику, нацеленное на  смену техники и технологии;

2) непосредственно сама новая техника, технология, которые являются результатом достижений научнотехнического прогресса и изобретений.

На наш взгляд, на современном этапе развития и становления российской инновационной экономики требуются масштабные инновации, охватывающие все безисключения отрасли и носящие системный, регулярный характер, которые будут способствовать слиянию науки и производства.

Одновременно, говоря об инновациях необходимо помнить о 50-ти летних циклах волн Кондратьева, которые для России рассматриваются как 30-ти летние. Совмещая исследования Кондратьева и сущность инноваций становиться, очевидно, что востребованность инноваций и механизмов управления инновациями напрямую зависитот цикличности характера процесса распространения инноваций, связанногозакономерностями развития вывяленных Кондратьевым через циклы технологическихволн. Все волновые циклы входят в единый механизм, который в конечном итогеопределяют уровень развития конкретного предприятия в определенное время.

Сегодня мировые инвестиции в энергетику в 2011 г. увеличились на 5% до $260 миллиардов В 2011 г. солнечная энергетика обеспечила рекорд по инвестициям в ВИЭ [9].Тем не менее, не смотря на всемирный рост энергетического сектора в России инновациям в энергетике и развитию энергетической сферы на практическом уровне не уделяют должного внимания. После значительного подорожания электроэнергии в России с 2011 г. компании, работающие в области традиционной энергетики, начинают терять внутренний рынок. При достижении стоимости 1кВт·ч 3,5-4 руб. резко возрос спрос на решения в области распределенной децентрализованной генерации, стихийный отказ от сети в пользу альтернативной энергетики требующей развитие инновационных решений и подходов  становится необратимым [7,10 и др].

Изучая существующие на рынке тенденции, развитие энергетики и спрос на альтернативные виды энергии, автор пришел к выводу: альтернативную энергетику правильнее было бы называть не альтернативной, а новой энергетикой или инновационной энергетикой.

На протяжении последних лет МВФ и Всемирный банк вели не политику ограничения вмешательства государства в инновации, а полной поддержка в области фундаментальной науки и малого предпринимательство, которые должны были развивать инновации в производстве. Также усилено вводились и использовались венчуры для коммерциализации созданных разработок. Но, как заметил академик РАН Виктор Полтерович, «оказалось, что в Европе эта простая концепция не работает и требует пересмотра». Ни венчурный капитал, ни малый бизнес на общеевропейском пространстве не смогли проявить себя так, как, например, в Соединенных Штатах [6,9].

Для решения возникшего инновационного простоя в Европе стали искать действенный механизм включения промышленных компаний в процесс разработки и внедрения НИОКР. Таким образом, появилась первая платформа в Европе в 2001 году. -Advisory Council for Aeronautics Research in Europe (ACARE). Данная платформа имела своей задачей доминирование над компанией Boeing в рыночном сегменте через  выстраивание кооперации для разработки самолета Airbus A380, между корпорацией Airbus, другими промышленными компаниями и исследовательскими европейскими центрами. В настоящее время ACARE подготовил программу развития авиации до 2050 года «Траектория полета-2050» (Flightpath 2050).Рассматривая логику построения данной платформы и ее последователей можно сказать, что европейские платформы строятся по принципу «bottom-up» process- т.е. прослеживается четкое построение самой платформы сверху вниз. В тоже время все европейские платформы созданы в виде самоорганизующихся объединений.

В 2004 году комиссия, созданная Европейским союзом, опубликовала доклад «Технологические платформы: от определения к общей программе исследований», где технологические платформы были признаны тем инструментом взаимодействия европейских государств, их бизнеса, науки и образования, который должен решить задачу технологической независимости Европы. Не отказываясь от кооперации с теми же США, Европа тем самым обозначила стремление обеспечить свой технологический суверенитет [6,9].

В 2006 году, рассмотрев работу технологических платформ, Европейская комиссия создала – Объединение объединенных технологических инициатив (JTI). Следуя разработке Европейской комиссии внутри каждой инициативы должно быть включено несколько технологических платформ.

В 2010 году был опубликован доклад комиссии Европейского союза «Укрепление роли европейских технологических платформ в преодолении великих социальных вызовов, стоящих перед Европой». Суть доклада заключается в концентрации усилий не на технологических достижениях, а на «возникших потребностях» в Европе. В качестве «возникших потребностях» были перечислены следующие: энергетическая безопасность, изменение климата, чистые виды энергии, устойчивый транспорт, устойчивое потребление и производство, сохранение природных ресурсов, здравоохранение, социальная вовлеченность, глобальная бедность и т. д. Для решения перечисленных проблем Европейская комиссия построила схему, в рамках которой заинтересованные организации гражданского общества должны способствовать учету общественных интересов при формировании технологических приоритетов.

В России принята «Стратегии инновационного развития России до 2020 года»[1], в рамках которых особо выделяется энергетика, как одно из перспективных инновационных направлений в экономике. Одновременно, следуя базовому сценарию развития, к 2030 году в России будут введены 173 ГВт новых генерирующих мощностей. Тем не менее, большая часть мощностей, необходимых к 2030 году до сих пор не построена. Одновременно надо выводить устаревшее оборудование и вводить новые мощности.

Поэтому для развития отечественного энергетического сектора необходимо перенимать зарубежный передовой опыт и использовать свой  инновационный потенциал. Автор считает, что наиболее рационально в настоящей момент времени использовать технологические платформы, в качестве связующего механизма, устраняющего разрыв между предприятиями, бизнесом и научно-техническим сектором. Данное направление целесообразно развивать в рамках принятой в России «Стратегии инновационного развития России до 2020 года», тем более технологическая платформа в энергетике утверждена правительственной комиссией  по высоким технологиям и инновациям от 1 апреля 2011.

Решение о разработке концепций технологических платформ для России было принято в августе 2010 года правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям под руководством Председателя Правительства РФ Владимира Путина.

В 2004 году комиссия, созданная Европейским союзом, определила технологическую платформу как объединение представителей государства, бизнеса, науки и образования вокруг общего видения научно-технического развития и общих подходов к разработке соответствующих технологий. В рамках ТП особое внимание должно, по мнению комиссии, уделяться определению основных направлений стратегических исследований и мобилизации усилий на соответствующих научных исследованиях и инновациях [6].

Правительство РФ рассматривает технологические платформы как консультационные площадки, которые при поддержке государства могут формировать предприятия вместе с разработчиками, учеными, потребителями. Возглавлять работу технологических платформ должен бизнес. По словам Президента В.В. Путина «Главным показателем успешности призван служить выпуск конкурентоспособной продукции. Платформы согласовывают направления развития технологий и определяют необходимый спектр отраслевых НИОКР. Отдельные высокорисковые или долгосрочные НИОКР будет помогать финансировать государство. Однако сами ТП – не канал распределения государственных денег. Предполагается, что отдельные проекты будут финансироваться через целевые программы правительства – как мультидисциплинарные (Минобрнауки), так и ведомственные. Наша задача сейчас – поддержать позитивную динамику, причём акцент нужно сделать не просто на цифры роста, а на его качество, содержание, обновление экономики, широкое внедрение инноваций. Принципиальный вопрос здесь – это повышение эффективности и отдачи от всех институтов развития».

Эффективность инструмента технологических платформ определяется рядом факторов: сфокусированностью на решение конкретных задач развития бизнеса или публичного сектора; сильное представительство бизнеса в управлении ТП; четкие и прозрачные «правила игры» для всех участников, открытость платформы для «входа» новых участников [6, 7 и др].

К числу факторов, определяющих успешность платформы, относят:

  • четкий «фокус» технологической платформы;
  • мульти-структурное управление в рамках платформы, сильное руководство и представительство бизнеса на уровне его топ-менеджмента, представительство регулирующих государственных органов;
  • четкие и прозрачные «правила игры»;
  • индивидуальность каждой платформы;
  • открытость платформы для «входа» новых участников.

В соответствии с Решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям(Протокол от 01.04.2011 г. № 2) ОАО «ВТИ» назначено организацией-координатором Технологической платформы «Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности»

Одновременно 1 марта 2012 в Минэнерго России под председательством Директора Департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК П.В. Свистунова состоялось совещание по вопросу эффективности деятельности технологических платформ топливно-энергетического комплекса. Участники совещания обсудили итоги деятельности технологических платформ в 2011 году, планы на текущий год, ход подготовки стратегических программ исследований, обменялись мнениями о проблемах развития научной и инновационной инфраструктуры, коммуникаций в научно-технической и инновационной сфере, совершенствования организационных структур платформ. Особое внимание было уделено вопросам государственной поддержки функционирования платформ на предстоящие три года и расширению участия акционерных обществ топливно-энергетического комплекса в их деятельности. На совещании было признано целесообразным создать в Минэнерго России координирующий орган по деятельности технологических платформ, подготовить предложения по включению инновационных проектов в разрабатываемую Минэнерго России государственную программу «Энергоэффективность и развитие энергетики», расширить информационную поддержку платформ [6, 8, 9].

Проведя анализ возникновения и распространения технологических платформ, автор считает необходимым при их формировании в сфере энергетики использовать следующие принципы:

1. Платформы должны представлять стратегический интерес не только для России, но и для всей Европы – тем самым представляя собой кооперацию лучшего международного опыта и разработок.

2. Для внедрения в механизм технологической платформы высоко инновационных разработок необходимо использовать межгосударственную финансовую поддержку, частные инвестиции и венчурный капитал.

3. Создать на законодательном уровне четкие правила взаимодействия  промышленного и исследовательского секторов.

4. Ввести на государственном уровне специальный орган, который будет контролировать исполнение и уровень инноваций входящих в технологические платформы.

5. Создающиеся технологические платформы должны строиться на условиях доступности и открытости всем производственным секторам экономики с целью последовательного внедрения инноваций на все сферы деятельности российских предприятий.

6. Создать четкие предписания механизма финансирования технологических платформ на уровне государства.

Таким образом, анализируя заявления представительней государственной власти, опыт внедрения технологических платформ в Европе, становиться очевидным созревшая необходимость вернуть России ряд конкурентных позиций в энергетической сфере. По мнению автора, именно через технологические платформы по приоритетным направлениям, возможно обеспечить успех технологической модернизации отечественного энергетического сектора и его переход на инновационное развитие.

Автор: Н. Рудченко
аспирант
Российский Гидрометеорологический Университет
verorud@yandex.ru

Список литературы:

1.Распоряжение от 8 декабря 2011 г. №2227-р. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020

2. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. – М.:Экономист, 2006.

3. Гурков, И.Б. Стратегический менеджмент организации: учебное пособие /И.Б. Гурков. М.: ТЕИС 2004.

4. .Дракер. ”Новое общество организаций”. Вестник Санкт-Петербуржского Университета. Серия 8. Выпуск 1  .С.96-112.

5. Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный потенциал студенчества в 21 веке» Том 3.Экономика. г.Севастополь СевКавГТУ 2010 с.592

6. Государство не видит место для ВИЭ в российской энергетике http:www//aenergy.ru от 15.06.12

7.Исследования энергетического рынка. www.energetic market research.

8. Применение технологических платформ в России. www.http://protown.ru.

9. Современная энергетика. http:www//minenergo.gov.ru

Оцените статью
Adblock
detector