Логистика образования

Современное общество претерпевает быстрые и фундаментальные изменения. Этот процесс оценивается как переход от индустриального века к информационному. В освоении знаний становится важным освоение информационных технологий и технических средств, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новые знания.

Основным источником знаний является наука. Она вырабатывает новые теоретические представления и реализует их в виде технологий. По мнению специалистов, темп производства новых знаний мало исследованная область, но можно сослаться на экспертную оценку В. И. Найденова и Б. М. Долгоносова — 120 бит/(чел-год). Скорость самообучения ими оценивается — 120 бит/(чел-час). Специалистами отмечается ускорение темпа старения знаний, а это приводит к необходимости постоянного обучения и переучивания специалистов.

Новые знания специалисту необходимо давать как можно ближе к их применению на практике, в этой связи практика обучения с передачей большого объема знаний « запасы на всякий случай» уже не отвечает реальности. Накопленные знания продукт скоропортящийся (необходимое количество, требуемого качества, особенно «Точно в срок»). Информацию следует осваивать применительно к умениям, которыми овладевают в рамках обучения. Это означает, в частности, что все большее количество людей чаще и чаще сталкивается с необходимостью обработки постоянно возрастающего информационного потока. Поэтому в освоении знаний станови тся важным освоение информационных технологий и технических средств, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию.

Под воздействием информатизации происходят  кардинальные  изменения  во  всех  сферах жизни и профессиональной деятельности людей, в том числе и в образовании. Одним из аспектов стала конвергенция очной и заочной форм получения образования на базе средств информационно- коммуникационных технологий, которая выразилась в зарождении и развитии дистанционного обучения. При этом информационный поток работает по принципам информационной логистики, а поток оборудования для образовательного пространства это область экономической логистики.

Процесс логистизации образования происходит в рамках международного сотрудничества. 19 июня 1999 года начался Болонский процесс (на базе декларации «Зона европейского высшего образования»), параллельно 15 июня 1999 года в Кёльне на саммите Большой восьмерки (G8) была принята Кёльнская Хартия («Цели и задачи обучения в течение всей жизни»). В Европе идет процесс создания условий для того, чтобы можно было овладеть знаниями и навыками, которые потребуются в XXI веке. В документах подчеркивается, что знания становятся основой экономики и общества, а людей необходимо обучать гибкости к изменениям и быть мобильными.

В Хартии «Образование для инновационных обществ в XXI веке»,принятой в С-Петербурге предлагаются меры по универсализации систем образования, формированию глобального инновационного общества и созданию единой глобальной инфосети, повышению международной академической мобильности, развитию жизненных и трудовых навыков.

Среди ключевых проблем модернизации российской экономики важное место занимают вопросы развития образования. Отправной точкой в развитии дистанционного образования в России можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Министерства образования, позволяющий проводить эксперимент по внедрению дистанционного образования. Новейшие технологии обучения в сочетании с современным техническим оснащением позволяют готовить специалистов, отвечающих требованиям рынка труда.

Формирование дистанционного обучения определено не только информатизацией образования, но и формированием нового социального заказа. Распространение в России такой формы обучения стало для многих людей той возможностью, которая открывает новые жизненные и карьерные перспективы. Целевой аудиторией дистанционных учебных программ считают людей в возрасте от 30 лет и старше, а также людей, принадлежащих отдельным социальным группам — абитуриентов, инвалидов, молодых матерей, военнослужащих, а также проживающих в отдалённых местностях. Процесс получения знаний в системе дистанционного образования получил название дистанционного, дистантного обучения.

Российское образовательное и научное сообщество стало обращать пристальное внимание на систему дистанционного обучения, связывая с его развитием:
—  новые возможности организации непрерывного обучения, снижение затрат в целом на орга
низацию учебного процесса; привлечение дополнительного контингента обучаемых;
—  повышение общеобразовательного уровня населения;
—  расширение доступа к высшим уровням образования;
—  повышение квалификации специалистов различных направлений, соблюдение единого образовательного стандарта вне зависимости от территориальной распределенности и др..

Стремительное развитие информационных и телекоммуникационных технологий привнесло в образовательный процесс дистанционные технологии. Основой любой сферы познания являются определенные стандарты терминов, которые должны непротиворечиво и как можно полнее описывать предметную область. Между тем не прекращается дискуссия по поводу сути дефиниций «дистанционное образование» и «дистанционное обучение».

Анализ и систематизация терминов «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» по источникам—научной и учебно-методической литературе, нормативно-правовым документам, а также текстам докладов и тезисов выступлений на конференциях и семинарах, касающихся образования, показали, что отсутствует единое толкование их сущности и содержания. Смешению понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» способствует и идентичность аббревиатуры — ДО.

Существуют многочисленные трактовки этих понятий, существенно отличающиеся друг от друга и отражающие многообразие подходов к их пониманию. Так анализ использования понятий «обучение» и «образование» показал. В работах В.И. Вдовюк, Н.А. Давыдова, А.А. Золотарев и В.П. Барсукова обучение — целенаправленный, организованный процесс взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся.
Термин «образование», как известно, ввел еще Иоганн Генрих Песталоцци в 1780 г. В русском языке со второй половины XIX века понятие образование толковалось в широком смысле как результат всех педагогических влияний на «развитие души». Контент-анализ различных определений «образования» в трудах современных ученых — Ю.Г. Фокин, Т.П. Воронина, О.П. Молчанова, М.Г. Гарунов, Л.Г. Семушина и др. позволяет выделить значимые характеристики этого термина: одна из социально-духовных ценностей; система обучения; результат обучения и др.. По мнению А.А. Андреева «Образование — это результат обучения, воспитания и развития личности. Оно классифицируется по назначению (общее и специальное), по уровню (начальное, среднее, высшее), по области знаний (гуманитарное, естественно — научное, техническое), по отраслям…. « и т.д., но не охватывает расстояние , дистанцию до обучающегося.

Существуют многочисленные трактовки понятий «дистанционное обучение» и «дистанционное образование». Следует отметить и неправомерность отождествления понятий «дистанционное обучение» и «дистанционное образование», т.к образование — более широкое понятие, включающее в себя: образование как ценность; образование как систему; образование как процесс; образование как результат. Так, по определению профессора А.А. Андреева, «дистанционное обучение — это синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению.

Как «новую форму организации образования, основанную на использовании персональных компьютеров, электронных учебников и средств телекоммуникаций, представляющих качественно новую технологию обучения» определяют дистанционное обучение Э.В. Евреинов и В.А. Каймин.

По мнению Л.П. Давыдовой, дистанционное обучение — это новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента и характеризующаяся тем, что учащиеся отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени и в то же время имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
По определению Ассоциации ДО США, дистанционное обучение дословно переводится как «приобретение знаний и умений посредством информации и обучения, включающих в себя все технологии и другие формы обучения на расстоянии»10.
В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ: дистанционное образование — комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Дистанционное образование определяется как одна из форм непрерывного образования, призваная реализовать права человека на образование и получение информации.
Следует привести и другие определения дистанционного образования:

  1. это форма образования, обеспечивающая использования новейших технических средств и информационных технологий для доставки учебных материалов и информации непосредственно потребителю независимо от его местоположения;
  2. процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ;
  3. совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения;
  4. новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео — и аудио-, космической и оптоволоконной техники;
  5. систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены не только в пространстве, но и во времени;
  6. тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.

Анализ приведенных определений позволил прийти к выводу, что наиболее емким является определение, которое дала Е.С. Полат: « Дистанционное обучение — это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность».
Дистанционное образование как новая форма обучения наряду с очной, заочной формами и экстернатом требует дополнительного финансирования. Как система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом; содержание, определенное действующими программами, стандартами с учетом типа учебного заведения; методы, организационные формы, средства обучения и др.. Поэтому представляется использование термина ««дистанционное обучение» более предпочтительным»12.

В системе дистанционного образования реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется достижение и подтверждение образовательного ценза. Таким образом, дистанционное обучение следует рассматривать в общей системе непрерывного образования, предусматривая определенную связь и преемственность отдельных ее звеньев.

Анализ содержания терминов «технологии обучения» и «дистанционные технологии» был проведен Н.В. Масловой. Эволюция определения понятия «технология обучения» отражена в работах Т.С. Назаровой, Ю.С. Руденко и Э. К. Короткова, которые выделили исторические аспекты, этапы развития, сущность и тенденции развития данных технологий применительно к традиционным системам обучения.

Обобщая результаты проведенных исследований, можно сказать, что в начале 20века термин «технология» в образовательной сфере понимали как «систему знаний», а с развитием науки и техники содержание термина стало охватывать также средства обучения, приемы и т.д. Так в период 1940-50е годы в связи с внедрением в процесс обучения технических средств стали широко использоваться термин «технология образования», а с начала 1960-х годов под влиянием работ по методике применения различных технических средств — термин «технология обучения». В США, Англии, ФРГ, Франции, Италии под таким названием стали выходить специальные журналы.

С нашей точки зрения, «технология обучения» — способ реализации заданного содержания и качества обучения, с помощью упорядоченной и целесообразной совокупности методов, средств, форм способных к воспроизведению и тиражированию в условиях типовых образовательных учреждении при необходимых и достаточных затратах, минимуме материальных средств и людских ресурсов. С этих позиций целесообразно
уточнить понятие «дистанционные технологии обучения».

В документе Министерства Образования Российской Федерации от 10 января 2003 г. № 11 —ФЗ: « Под дистанционными образовательными технологиями, понимают образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) и не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».
Дистанционные технологии обучения М.П. Карпенко определяет как: «…. методы обучения, использующие быстро совершенствующие средства информатизации и телекоммуникации …» и др.. В подобных трактовках не отражаются основные особенности дистанционных технологий обучения, которые по сравнению с традиционными обладают рядом новых, значимых свойств: использование преимущественно современных технических средств в процессе обуче-ния;  гибкость технологий; возможность оперативной и непрерывной модернизации содержания учебных дисциплин; адаптивность дистанционных технологий; приспособлеваемость к личности обучаемого (к познавательным потребностям и финансовым возможностям) и др.

Таким образом, под «дистанционными технологиями обучения» целесообразно понимать образовательные технологии, базирующиеся преимущественно на новейших информационных и телекоммуникационных средствах, обеспечивающих возможность оперативной, непрерывной и качественной модернизации содержания учебных дисциплин.

Анализ источников отечественной и зарубежной теории и практики дистанционного образования позволил выявить характерные свойства и особенности ему присущие:

— гибкость. Обучающиеся, занимаются в удобное время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учится столько, сколько ему необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний;
— модульность. В основу программ закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина, учебный курс, который освоен обучаемся, адекватен по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным и-или групповым потребностям;
—    параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. «без отрыва от производства;
—  дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса;
—  асинхронность. Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию;
—  охват. Эту особенность иногда называют также «массовостью». Количество обучающихся не является критичным параметром;
—  рентабельность. Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность дистанционного образования.
—  новые информационные средства и информационные технологии. В системах дистантного образования используются все виды информационных технологий, но преимущественно новые информационные и цифровые технологии, компьютеры, компьютерные сети, системы мультимедиа и т.д.;
— социальность. Дистанционное образование в определенной степени снимает социальную напряженность,   обеспечивая   равную   возможность   получения   образования   независимо   от места проживания и материальных условий;
—  интернациональность. Дистанционное образование обеспечивает удобную возможность экспорта и импорта образовательных услуг;
—  расширение функций преподавателя. Речь идет о новых роли преподавателя;
—  изменение требований к обучающемуся.

Перечисленные особенности определяют преимущества дистанционного образования перед другими формами получения образования, но и одновременно предъявляя определенные, специфические требования как к преподавателю, так и к обучающемуся, часто не облегчая, а подчас и не снижая трудозатраты сторон.

Сегодня в России принят и действует основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритеты образования в государственной политике, формирующий стратегию и основные направления его развития. Это Национальная доктрина образования в Российской Федерации17, которая определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г.

Среди основных целей и задач образования в Доктрине выделяют:
♦ формирование культуры мира и межличностных отношений;
♦ разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
♦ организацию учебного процесса с учётом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
♦ непрерывность образования в течение всей жизни человека;
♦ многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;
♦ преемственность уровней и ступеней образования;
♦ создание программ, реализующих информационные технологии в образовании, и развитие дистанционного обучения;
♦ академическую мобильность обучающихся;
♦ развитие отечественных традиций в работе с одарёнными детьми и молодёжью, участие педагогических работников в научной деятельности;
♦ подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий и т.д.

Приоритеты в сфере образования конца XX начала XXI века становятся все более очевидными, эти приоритеты обусловлены экономическими и социальными факторами:

—глобализацией мирохозяйственных связей и глобализацией процесса обучения. Учебное заведение является звеном в глобальной системе образования и информационных ресурсов;
— стремительными информационными потоками во всех сферах, активизацией обучаемого в модели приобретения знаний;
—    потребностью современного общества в гибких, адаптивных системах образования.

За последнее десятилетие численность обучающихся по нетрадиционным технологиям растет
быстрее числа студентов очных отделений.

По оценкам российских специалистов в дистанционном высшем образовании испытывают потребность 1,5 млн. человек в год, в дистанционном дополнительном образовании — 2 млн. человек в год.

Основными технологиями дистанционного обучения являются: интернет-технология, кейсовая технология и телекоммуникационная. Классификационным признаком деления служит в основном способ доставки учебного материала от образовательного учреждения к обучаемому и результатов его работы обратно. Так Кейсовая — дистанционная образовательная технология, основана на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов.

Интернет (сетевая технология) — основана на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и для формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом.

Телекоммуникационная (информационно-спутниковая) — образовательная технология, основана на использовании преимущественно космических спутниковых средств передачи данных и телевещания, а также глобальных и локальных сетей.
Как правило, ни одна из этих технологий не используется в чистом виде, а реализуется совместно с элементами других дистанционных образовательных технологий.

Применение компьютеров и телекоммуникаций, введение гибкого графика обучения, модульного построения учебных курсов и др. позволяют получить некую образовательную модификацию, без чётких границ форм обучения. В свою очередь ограничения дистанционного образования продиктованы такими факторами как: степень доступности и использования средств информации для учащихся, уровнем компетентности преподавателей в области применения информационных средств для разработки и подачи учебного материала, финансовыми возможностями, а также локальной и национальной коммуникационной инфраструктурой, поддерживающей эти средства информации.

Специалисты ЮНЕСКО полагают: дистанционное обучение призвано обеспечить права каждого человека на равный доступ информации, образования и сделать возможным для каждого человека в любом месте изучение программы любого колледжа или университета.
В докладе руководителя сектора дистанционного образования ЮНЕСКО Луиса Роселло обозначены основные задачи в сфере развития дистанционного образования на первые десятилетия XXI века. К ним отнесены «….осуществление перехода от ограниченной концепции физического перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными ресурсами между странами.»

Автор:
Т. Савенкова, д.э.н., профессор, главный научный работник отдела инновационной логистики, Институт ИТКОР
Статья из журнала “РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция”, №1, 2012

Библиографический список:
Билл Гейтс. Бизнес со скоростью мысли. М., изд-во ЭКСМО Пресс, 2001. 480 с
Денисенко В. А. Основы образовательной логистики- Калининград: Изд-во КГУ, 2003.
Савенкова Т.И. Возможно ли дистанционное образование в области логистики?/ Конъюнктура товарных рынков. Маркетинг и логистика 3/2011 с.70-71.
Педагогическая логистика //Сб. Полисветие. Кохтла-Ярве.2007. №1.с. 72- 79.
Эволюционная педагогика В. П. Вахтерова http://vahterov.narod.ru/1.htm

Оцените статью
Adblock
detector