Интеграционные логистические инновации в таможенной сфере

В условиях глобализации экономических отношений и признания России в качестве страны с рыночной экономикой возрастает роль и значение таможенной сферы, уровень развития которой характеризуется наличием унифицированного в соответствие с международными нормами законодательства, использованием новейших технологий и формированием современной таможенной инфраструктуры.

На наш взгляд, решение всех указанных задач, связанных в той или иной степени с необходимостью проведения инновационных мероприятий нормативно-правового и инфраструктурного обеспечения таможенной сферы, невозможно без применения методов, инструментов и инноваций логистического менеджмента.

Инновация — [англ. Innovation; лат. Innovation — обновление] процесс создания и внедрения различных нововведений технического и/или технологического характера. Логистические инновации в таможенной сфере — это формирование и распространение нововведений, способствующих совершенствованию таможенной инфраструктуры и оптимизации перемещения логистических потоков через таможенные границы сопредельных государств. 

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем интеграционного развития на постсоветском пространстве является вступление России в Таможенный союз (ТС) совместно с Казахстаном и Белоруссией. Для перечисленных стран создание ТС означает образование единого таможенного пространства с отсутствием таможенных границ между участниками союза и единой таможенно- тарифной и нетарифной политикой.

Идея создания подобного союза между Россией и некоторыми странами СНГ существует еще с 1995 года с момента подписания Соглашения от 06.01.95 «О таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь». 

Новым этапом развития ТС послужило Решение Межгосударственного Совета №2 от 25.01.08 «О формировании правовой базы таможенного союза в рамках евразийского экономического сообщества».

Кроме РФ, Казахстана и Белоруссии к числу возможных участников ТС относят Киргизию, Таджикистан и Украину.
Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими таможенную деятельность на территории ТС являются:

-Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС);
-международные договоры государств- членов ТС, регулирующие таможенные правоотношения в ТС;
-решения Комиссии Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в ТС;
-таможенное законодательство государств- членов ТС. В РФ таким документом является Федеральный закон от 27.11.2010 №311-Ф3 «О таможенном регулировании в РФ».

Помимо ТК ТС, основным нормативно- правовыми документом, регулирующим таможенную деятельность на территории ТС, является Единый таможенный тариф ТС (ЕТТ), который представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию ТС из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Основные изменения, которые произошли в связи с вступлением в силу таможенного законодательства ТС, представлены в табл. 1.

Таблица 1. Некоторые изменения понятийно-смыслового аппарата в таможенном законодательстве

Таможенный Кодекс РФ 2003г.

Таможенный Кодекс ТС 2010г.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенное регулирование в ТС в рамках Евразийского экономического сообщества – правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ТС, их перевозкой по единой таможенной территории ТС под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенная территория РФ составляет единую таможенную территорию РФ, а также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ.

Единая таможенная территория ТС включает территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов ТС искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства ТС обладают исключительной юрисдикцией.

Таможенная граница РФ – пределы таможенной территории РФ.

Таможенная граница ТС – пределы таможенной территории ТС.

Таможенный режим – таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.
Таможенная процедура – совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

Таможенная процедура – совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории ТС или за ее пределами

Таможенное оформление – это выполнение необходимых формальностей, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, а также в случае смены таможенного режима.

Таможенное декларирование – заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Таможенный брокер (представитель) – посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с ТК ТС.

Таможенный представитель – юридическое лицо государства ТС, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством ТС.

 

Уполномоченный экономический оператор – юридическое лицо, которое вправе пользоваться специальными упрощениями.

Рассматривая понятийно-смысловой аппарат ТК ТС можно отметить, что изменения коснулись самых фундаментальных понятий таможенной сферы.

Несмотря на то, что понятия «таможенная граница РФ» и «таможенная территория РФ» не утрачивает своей силы и нормативно- правовые акты РФ, изданные до вступления ТК ТС в силу, не изменятся, в ТК ТС используется уже понятия «таможенная граница ТС» и «таможенная территория ТС», которые расширяют возможность беспошлинного перемещения товаров глобальных цепей поставок по всей территории ТС. Создание единой таможенной территории означает отсутствие необходимости таможенного декларирования товаров на внутренних границах ТС (например, между Казахстаном и Россией). При этом перемещение товаров между странами ТС считается взаимной торговлей, а таможенные платежи и налоги (акцизы и НДС) устанавливается по ставке 0%.Это существенно сокращает финансовые затраты участников глобальных цепей поставок при перемещении товаров. Об этом свидетельствуют возросшие объемы внешнеторгового товарооборота между странами- участницами ТС. В частности, по данным Казахстанского общественно-политического еженедельника, за 2010 год объемы внешней торговли между РФ и Казахстаном увеличились на 27,2%, между Казахстаном и Белоруссией — на 55,8%.

Понятие «таможенный режим» было заменено на понятие «таможенная процедура». При этом некоторые изменения, коснулись и существовавших ранее таможенных процедур. Так, понятие внутреннего таможенного транзита в настоящее время исключено из таможенного законодательства. В настоящее время товары, перевозимые по таможенной территории, в том числе товары, перевозимые от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа, должны будут помещаться под процедуру таможенного транзита. При этом таможенные перевозчики получили право перемещения товаров под процедурой таможенного транзита по всей таможенной территории ТС без применения к ним мер таможенного контроля. Для участников глобальных цепей поставок это позволяет пользоваться услугами только одно таможенного перевозчика на всей территории ТС, сто снижает временные и финансовые издержки. Ранее, до вступления в силу ТК ТС, для перемещения товаров необходимо было использовать в качестве перевозчика либо нескольких таможенных перевозчиков (в РФ, Белоруссии и Казахстане), либо обращаться к международным перевозчикам, что влекло за собой дополнительные расходы (перегрузку товара из одного транспортного средства в другое и т.д.).

Из понятия «таможенный представитель» вытекает, что им может быть любое юридическое лицо страны-участницы ТС. Не смотря на то, что условия включения в Реестры для всех таможенных представителей установлены одинаковые, тем не менее, существует разница в стоимости их услуг. Например, стоимость услуг по таможенному декларированию в Белоруссии и Казахстане ниже стоимости аналогичных услуг в РФ. Соответственно, для участников глобальных цепей поставок становится выгоднее декларировать товары, ввезенные из стран Европы на таможнях Белоруссии, а товары, ввезенные из стран Китая — на таможнях Казахстана. Это приведет к изменению транспортных маршрутов и в целом отразится на структуре глобальных цепей поставок. На изменение транспортных потоков оказывает влияние и отсутствие внутренних границ между странами ТС. До введения понятия «таможенной территории ТС» перевозчики, составляя карту маршрута, делали выбор в пользу большего километража, экономя время на том, что перевозка осуществлялась внутри одной страны. В условиях Таможенного союза многие транспортно-экспедиторские компании будут корректировать свои маршруты в пределах ТС, т.к. старые маршруты в новых условиях могут оказаться слишком дорогими или слишком длинными.

Произошло изменение условий включения юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в реестры, которые ведут таможенные органы каждого государства-члена ТС, а Комиссия таможенного союза формирует общие реестры этих лиц на наднациональном уровне. В частности, появилось требование об отсутствии на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней и фактов привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела в течение 1 года до дня обращения в таможенный орган. Кроме того, из условий включения юридических лиц в реестр таможенных перевозчиков исключено наличие обязательного договора страхования риска гражданской ответственности.

Кроме того, ТК ТС ввел понятие уполномоченного экономического оператора — юридическое лицо, которое вправе пользоваться специальными упрощениями:
-оформление транзита товаров без внесения обеспечения;
-осуществление выпуска товаров до подачи таможенной декларации с уплатой необходимых сумм платежей на момент подачи декларации, то есть фактически с беспроцентной отсрочкой платежа на срок от 10 до 40 дней;
-осуществление временного хранения товаров в помещениях и проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, на открытых площадках и иных территориях, находящихся в распоряжении уполномоченного экономического оператора.

Для получения статуса уполномоченного экономического оператора необходимо выполнить ряд условий (ст. 39 ТК ТС):

-предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную одному миллиону евро;
– осуществление внешнеторговой деятельности в течение срока, определенного законодательством ТС, но не менее одного года до дня обращения в таможенный орган;
– отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней, а также прочей задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
– отсутствие фактов привлечения в течение одного года до обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела;
-наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций в соответствии с требованиями, определенными законодательством ТС;
– иными требованиями, определяемыми внутренним законодательством стран ТС. В частности, среди требований, определяемых ст. 88 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» не допускается применение упрощенной системы налогообложения, а также ряд других требований.

Помимо упрощений, предоставляемых уполномоченным экономическим операторам, для стимулирования инновационной логистической активности участников глобальных цепей поставок отдельные нормы в ТК ТС направлены на упрощение порядка совершения таможенных операций. В частности, существенно сокращено временя выпуска вывозимых товаров — с двух дней до четырех часов с момента регистрации таможенной декларации. Сократилось также и число документов, которые компании-экспортеры обязаны предоставить для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, если к ним не применяются вывозные таможенные пошлины — с 14 до 7 видов документов, а именно:

-документы, необходимые для подтверждения полномочий лица, подающего таможенную декларацию;
-документы, необходимые для подтверждения совершения внешнеторговой сделки;
-транспортные (перевозочные) документы;
-документы, необходимые для подтверждения соблюдений запретов и ограничений;
-документы, на основании которых был определен классификационный код товара по ТН ВЭД;
-документы, подтверждающие внесение уплаты и (или) обеспечения таможенных платежей;
– документ, необходимый для подтверждения соблюдения требований в соответствии с валютным законодательством государств- членов таможенного союза.

Изменен также и порядок подачи предварительной декларации. Согласно п. 6 ст. 193 ТК ТС при подаче предварительной декларации декларируемые товары должны быть предъявлены как таможенному органу, в месте регистрации таможенной декларации, а также иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством ТС, в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации.

Что касается сроков, установленных ТК ТС, то следует отметить следующие изменения:
1. Изменен срок подачи таможенной декларации на ввозимые товары. Согласно нормам ТК ТС таможенная декларация на ввозимые
товары должна быть подана до истечения срока временного хранения товаров, который не может превышать четырех месяцев.

2. Срок выпуска составляет один рабочий день со дня, следующего за днем регистрации заявленной таможенной декларации, а в случае проведения досмотровых операций предусмотрено продление срока выпуска, с письменного разрешения начальника таможенного органа, до десяти рабочих дней.

3. Изменены сроки, связанные с уплатой обеспечения. В частности, сокращен период оформления таможенной декларации, увеличен срок уплаты таможенных платежей, предъявления товаров при предварительном декларировании, переработки товаров на таможенной территории и уменьшение сумм обеспечения. Кроме того, предусмотрена возможность вносить изменения в таможенную декларацию не только до выпуска товаров, но и после.

Особое внимание в ТК ТС уделено таможенному контролю за товарами, перемещаемыми через таможенную границу. Введены такие меры, как увеличение срока проведения постконтроля до 3 лет, введение таких форм таможенного контроля, как учет товаров, находящихся под таможенным контролем, проверка системы учета товаров и отчетности и т.д. 

В целом, введение ТК ТС привело к унификации таможенного законодательства стран-членов ТС, что благоприятно отразилось на осуществлении внешнеторговой деятельности участниками глобальных цепей поставок.

Авторы:

Е. Смирнова, к.э.н., доцент кафедры коммерции и логистики, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

А. Молонова, аспирантка кафедры коммерции и логистики, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

Библиографический список:

1. Парфенов А.В., Смирнова Е.А. Таможенное посредничество: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 123 с.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза с изменениями и дополнениями на 2011 год / комментарий Е.Ю. Сафаровой. — М.: ООО «Рид Групп», 2011. — 256 с.
3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ». — М.: Издательство «Омега-Л», 2011. – 223 с.

Оцените статью
Adblock
detector