Основы теории региональной логистической системы

В настоящее время вопросам развития региональной логистической системы (РАС) в России уделяется особое внимание, что связано с отходом от сырьевой к инновационной направленности в экономике. Логистика предлагает свои решения оптимального использования ресурсов через интегральные механизмы, связывающие отдельные отрасли хозяйства региона. Теория РАС находится в зачаточном состоянии. Целью статьи является рассмотрение структуры логистической системы в регионе.

На сегодняшний день логистика является «молодой» наукой. В основе изучения положено четыре основных потока: материальный (товары, сырье), финансовый (денежный), информационный и человеческий (трудовой). Для каждого характерны общие и специфические свойства (Таблица 1).

Изначально в историческом ракурсе логистики выделялось четыре основных концепции развития логистики [8]: аналитическая, технологическая, маркетинговая, интефальная парадигмы. На наш взгляд, их можно объединить в 2 основных парадигмы, относящиеся к масштабу изучения потоков логистикой.

I. Первая парадигма заключается в том, что материальный поток в функциональных разделах логистики является основополагающим к финансовому и информационному потокам, т.к. модели, методы, алгоритмы, законы, принципы управления направлены на изучение именно товарного (сырьевого) потоков. В современной отечественной литературе она называется ресурсной парадигмой [6], которая включает в себя аналитическую, технологическую и маркетинговую парадигмы. В данном подходе главной задачей является эффективное управление запасами, заключающееся в нахождении оптимального уровня запаса, оптимального времени подачи и объема заказа. Для этого требуется анализировать прошлые продажи и прогнозировать будущий спрос. Задачи по минимизации финансовых затрат, производительности персонала, качественной передачи информации решаются после управления запасами.

В финансах, как науке, базовым для изучения потоком является финансовый (денежный) поток, а материальный и информационный потоки — второстепенными. В науке управления (менеджмента) важно понимать движение информационного потока, его связь с финансовым и товарным потоками. Науки о труде изучают людские потоки. Человеческий поток здесь доминантен над всеми другими потоками.

Все потоки изучаются экономическими науками с целью их оптимизации, рационального использования во времени, т.е. с целью сокращения временного разрыва между приходом и расходом, а также для поддержания непрерывности логистического процесса. Они связанны между собой и взаимозависимы.

С материальным потоком можно произвести следующие виды деятельности: закупку, производство, транспортировку, распределение. При этом на каждом этапе деятельности производят операции по погрузке, перемещению, комплектации, разгрузке, сортировке, упаковке. Отсюда основными логистическими функциями исходя из видов деятельности и операциями с материальными потоками являются: управление закупками, транспортировка, управление запасами, формирование складской сети, физическое распределение.

Определение логистики в этом случае будет следующим: Логистика – это наука об интегрированном планировании, контроле и управлении материальными потоками в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, транспортировки и складировании готовой продукции в распределительные центры, терминалы с целью доведения до потребителя. Интеграция происходит на уровне цепей поставок материального потока.

Методология исследования логистических процессов может создаваться на а) системном анализе, б) кибернетическом подходе, в) исследовании операций и г) прогностике (экономико-математическое моделирование), каждая из которых имеет свои модели и методы исследования. При этом способ мышления может быть логическим, эволюционно-историческим, комплексным, стандартизировано-нормативным, функциональным, процессным, структурным, ситуационным, оптимизационным.

В логистике, так же как и в финансах и управлении, преобладает системный подход, в результате образуется логистическая система, которая исследует материальный поток с помощью системного подхода. Любой вид экономической деятельности, например, сельское хозяйство, промышленность, строительство или оптовая торговля, могут быть изучены с точки зрения товаропотоков и сырьевых потоков (логистика), финансовых потоков (финансы), информационных потоков (управление).

Системный подход — методология исследования объектов как систем. Системный анализ, как одно из направлений системного подхода, направляет не только на выявление закономерностей развития сложных систем, но и на разработку методологии организации процесса принятия решений. Система развивается с помощью: 1. выявления изоморфизмов (сходных по форме) законов в разных научных областях и построении на этой основе обобщенных научных моделей; 2. разбиения изучения научной действительности на ряд связанных друг с другом системных сфер. Логистическая система, как часть экономической системы, стремится ко второму случаю. Логистическая система — это единство логистического объекта управления и его связей с внешней средой. Объектами управления в логистической системе являются материальный поток на этапе снабжения, производства и сбыта. Цель логистической системы — оптимизация и/или минимизация движения материального потока во времени и в пространстве, эффективное использование ограниченных ресурсов, что ведет к уменьшению финансовых затрат.

II. Вторая парадигма, называемая инновацинно-интеграционной, заключается в том, что «новизна логистики как науки управления заключается в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению сквозными» [1] потоками, которая привела к созданию нового подхода к управлению потоками — логистического подхода. Развитие данного подхода объясняется последовательным переходом экономики скорости на экономику информации, а также экономику взаимодействий и компетенций [7,36]. Развитие информационных технологий позволяет систематизировать огромное количество информации, а рынок осознает экономическо-синергетический эффект от слияний корпораций и взаимодействий ключевых компетенций организаций (аутсорсинга).

Логистический подход («логистизация») — это методология исследования объектов как интеграционных систем. Объектами исследования в данном подходе являются материальные, финансовые, информационные, человеческие ресурсы. Интеграция происходит на уровне цепей поставок вышеперечисленных ресурсов. Целью логистического подхода является синхронизация движения ресурсов. Логистический подход является частью системного подхода с позиции «система систем», т.е. интегрирует более простые динамические системы в управлении и экономике в одну более сложную систему. Методология исследования логистических систем у системного подхода и логистического подхода будет сходна. ЛС является малоизученной системой, что ведет к необходимости введения методологии ее изучения, к теоретическому изучению ее моделей и методов, ключевых показателей эффективности потока, критериев и нормативов оценки прогнозирования.

Рассматривая историю становления логистики как науки можно видеть, что она вышла из военного искусства (из узкой специализации) в широкое экономическое направление. Просматривается метод индукции (от частного к общему), перерастание порядка в хаос. Дальнейшее развитие логистики состоит в узкой спецификации по отраслям производства, в создании и применении реальных логистических систем, моделей и методов анализа с целью более продуктивного использования товарных и сырьевых потоков (например, системы регулирования запасов в сельском хозяйстве). В настоящее время наиболее изученной сферой логистики является торгово-посредническая отрасль. Просматривается метод дедукции (от общего к частному). Развитие организационного знания (по одной из ее теорий И. Нонаки и X. Такеучи) строится на диалектическом противоречии порядка и хаоса, «спиральном» движении дедуктивного и индуктивного мышления [2].

Сегодня российским научным сообществом тщательно исследуются с помощью системного подхода кроме ключевых сфер, основанных на функциональном разделении, новые отраслевые сферы логистики, основанные на потоковом разделении: региональная логистика, управление цепями поставок, узкоспециализированная производственная логистика (автомобильная, химическая, фармацевтическая и т.д.), логистика строительства, сельского хозяйства и т.д. Развитие логистического похода на общегосударственном уровне возможно только после изучения логистических систем в различных областях деятельности на уровне отрасли; на уровне регионов; на уровне предприятий.

Внешнее и внутреннее окружение логистической системы зависит от ее масштаба деятельности. Обычно логистические системы подразделяются на макро- и микрологистические системы, а также мезологистические системы, в которых интегрируются в одну систему несколько фирм одной отрасли или фирмы, образующие международные системы.

Для российской действительности остро стоит проблема бессистемного распределения федеральных средств по бюджетам субъектов. Наше государство, имея большие финансовые накопления, направляет их с целью синергии по отдельным стратегическим проектам, но не всегда они бывают связаны в единый механизм. В работе региональных органов управления преобладает отраслевой и ведомственный подходы, основанных на отдельных аспектах регулирования рыночных процессов, связанных с региональным заказом, бюджетным планированием и денежным обращением. «Регулирование региональных рынков, рыночной инфраструктуры и всей социально- экономической среды становится главной задачей региональных органов управления. В настоящее время не существует единой системы регулирования и управления региональными рынками»[5]. Причиной этому служит отсутствие методологии системного управления экономикой региона. Поэтому регионам необходимо применять логистический подход при разработке стратегий развития, необходимо сегодня приготовиться к экономической самостоятельности региональных систем в условиях сокращения федеральных средств в регионы и ослаблении функций управления центральными органами.

На уровне региона логистические системы могут применяться при разработке:
Комплексных программ развития региона;
Основных направлений развития региона;
Межотраслевых региональных комплексных программ;
Структур управления в регионе [3].

В региональной логистической системе (РАС) интегрируются материальные потоки, финансовые потоки, информационные потоки, трудовые потоки в различных областях деятельности в единый региональный экономический поток, который должен обладать синергетическим эффектом, т.е. новым эффективным качеством управления регионом.

Региональная логистическая система, как и любая другая система, состоит из:

1.объектов (элементов);

2. подсистем;

3. функций;

4. свойств;

5. связей;

6. состояний;

7. поведения (процесса).

Ресурсы — это имеющиеся и расходующиеся средства, потенциал региона. Они являются элементами логистической системы. Поток, как подсистема АС, образует вектор направленности ресурсов. Ресурс – исходная точка вектора (рис.1). Знание количественных и качественных характеристик ресурсов без динамики во времени ничего не дает. Необходимо смотреть динамику данных ресурсов, т.е. наблюдение за их потоковой направленностью. Для того чтобы РАС работала как единый механизм, необходимо ясное понимание работы его подсистем (потоков), его связей и механизма их интеграции в единое целое. Пересечение элементов подсистем образуют функции, свойства, связи, состояние и процесс РАС.

Основу материальных ресурсов региона составляют сырье в добываемые в промышленности, запчасти в перерабатывающей промышленности, готовые товары в производственной промышленности и сельском хозяйстве, а также импортируемые извне из других регионов и стран. Главной целью в логистическом управлении материальным ресурсом и потоком является оптимизация объема и ассортимента запасов, основанная на прогнозировании спроса и создание оптимальной системы управления запасами.

Финансовые ресурсы региона – это выраженные в денежном эквиваленте региона бюджетные региональные и федеральные средства, основанные на налоговых отчислениях юридических и физических лиц, а также резервах; средства бизнеса, основанные на выручке от деятельности. Главной целью в логистическом управлении финансовыми ресурсами является минимизация издержек и увеличение денежного оборота.

Развитие информационных ресурсов региона определяется уровнем детализации статистической информации, аналитической информации по отраслям деятельности, аудиторским конторам, программным обеспечениям предприятий, уровнем информатизационной автоматизации. Главной целью при передаче информации является ее актуальность, достоверность и недублируемость.

Трудовой ресурс региона — человеческий потенциал, выраженный в накопленном запасе знаний, профессионального опыта и навыков, здоровья, качеством образования, уровнем грамотности трудового населения. Главной целью при управлении трудовыми ресурсами является увеличение производительности труда, увеличение благосостояния трудоспособного населения.

Цель логистического подхода — минимизация издержек, максимизация прибыли (операции с финансами), минимизация материальных запасов, увеличение их оборота (операции с материалом), качественная передача информации (операции с информацией), увеличение производительность труда (операции с кадрами).

Но нужно помнить, что не всякое объединение дает синергетический эффект. Дело не в том, что соединяется, а как. Главную роль здесь играют связи, которые устанавливаются между потоками. Связь здесь является необходимым организационным моментом. Связями в региональной логистической системе выступают предприятия бизнеса и государства (последнее выступает еще управляющим элементом регулирования связей), которые являются посредниками между фирмами производителями товаров и торговой компанией или торговой компанией и потребителем. Их еще называют «третьей стороной в логистике» – 3 PL.

Средством связи материальных ресурсов, т.е. средством превращения ресурсов в поток, являются транспортные, экспедиторские, складские, таможенные предприятия, Министерство транспорта и дорожного хозяйства. Банки, Министерство Финансового развития и в а, уютные фонды являются двигательной связной «артерией» финансовых ресурсов. Средством связи информации являются предприятия, занимающиеся с телекоммуникационной и мобильной связью, интернет-технологиями, а трудовых кадров являются биржа труда, кадровые агентства. Качественная работа связных организаций ведет к экономической синергии региона, которая заключается в балансе распределения благосостояний населения, в балансе вложения финансов в оборотные средства и основные фонды предприятий региона. Логистическая синергия заключается в балансовом управлении ресурсами: в росте материалооборота с помощью быстрого и доступного обеспечения информацией, как результат, валютного товарооборота и производительности труда.

Взаимосвязанная совокупность операции и функций РАС составляет бизнес-процесс, задаваемый логистической стратегией региона. Можно выделить 2 основных цели всех логистических стратегий: 1. Минимизация затрат (финансовый фактор); 2. Сокращение времени выполнения при увеличении скорости оборота потоков операций (фактор времени). Исходя из выбранной логистической стратегии, может получиться 4 варианта их развития (рис.2):

Первый вариант развития: Если сокращается время выполнения операции и снижаются затраты, то выбирается стратегия логистического аутсорсинга, которая заключается в сосредоточении регионом на своих ключевых областях компетенции, поиске логистических посредников для выполнения неключевых функций, оптимизации их числа; оптимальной дислокации производ ственных мощностей и объектов логистической инфраструктуры. Анализ областей региона по «матрице аутсорсинга» [7,705] является одним из средств определения стратегических приоритетов деятельности региона.

Второй вариант развития: Сокращение времени выполнения операции ведет к увеличению затрат, что характерно для стратегии улучшения качества логистического сервиса, обозначающую рост качества выполнения логистических операций (транспортировки, складирования, грузопереработки, упаковки и т.п.); поддержку предпродажного и послепродажного сервиса; использование логистических технологий поддержки жизненного цикла продукта; создание системы управления качеством логистического сервиса.

Третий вариант развития: Увеличение времени выполнения операции и снижение затрат происходит в результате стратегии минимизации общих логистических издержек и стратегии минимизации инвестиций в логистических посредников. Суть стратегии минимизации издержек в том, что предприятие сокращает логистические издержки в отдельных логистических функциях, т.е. оптимизирует уровни запасов в логистической системе, выбирает оптимальный вариант «складирование — транспортировка», использует 3PL подход. Стратегия минимизации инвестиций в логистических посредников заключается в оптимизации участников логистической сети, т.е. организует прямую доставку товаров потребителям, минуя складирование, использует склады общего пользования, логистических посредников в транспортировке, складировании, грузопереработке, логистические технологии «точно в срок», оптимизирует место размещения объектов 3-PL провайдеров. Анализ уровня развития транспортно- распределительной сферы региона является основой при создании данной стратегии.

Четвертый вариант развития: Увеличение времени выполнения операции и увеличение затрат может произойти в результате логистических стратегии, направленной на развитие инфраструктуры региона, неверных действий по выполнению логистических стратегий или же на начальном этапе осуществления логистических стратегий. Затраты по логистическим инфраструктурным стратегиям региона, направленных на удовлетворение общественных нужд граждан, таких как строительство дорог, мостов, организация перевозок пассажирского транспорта, в основном несет государство. Этот вариант развития не приемлем для бизнеса.

В заключении нужно отметить, что развитие региона должно происходить не только по пути рационального интегрированного использования ресурсов, но и на основе создания системы развития инновационной деятельности не на заимствованных технологиях, отработанных в других странах, а на генерировании новых прорывных технологиях. О чем и говорит инновациионно-интеграционная парадигма логистики.

Автор:
Я. Павлова, аспирантка кафедры логистики, Государственный университет управления
Статья из журнала “Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция”, №1, 2012

Библиографический список:
1. Савенкова Т. Логистика — наука, управленческая и исполнительская деятельность // РИСК. – 2011. – №3. – С.32-38.
2. Бережное Г. Культура созидательного эск- периментирования предприятия // Риск. — 2011. – №1. – С. 692-696
3. Жариков О.Н., Королевская В.И., Хохлов С.Н. Системный подход к управлению. — М..ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 62 с.
4. Брыкин А. Технологические платформы — как фактор логистической координации субъектов на товарных рынках // РИСК. — 2011. – Л123. – С.47-48.
5. Софронов Н.Г., Урусова К.М. Формирование и развития региональных рынков // Вестник МарГТУ, Экономика и управление. — 2011. – №2. – С. 38-41.
6. Логистика: учебник / В.В.Дыбская, Е.И.Зайцев, В.И.Сергеев, А.Н.Стерлигова; под ред.В. И. Сергеева — М.:Эксмо, 2011. — 944 с. (Полный курс МВА).
7. Иванов Д.А. Управление цепями поставок. СПб.: Изд-во Политехи, ун-та, 2009. — 660 с.
8. Сергеева В. И. Логистика в бизнесе: Учебник. М.: ИНФРА – М, 2001. – 608 с.

Оцените статью
Adblock
detector