Оценка логистического сервиса доставки маломобильных пассажиров

Современный экономический период ученые-экономисты определяют как логистический. Преимущества логистики обуславливают теоретическое развитие и внедрение в практику логистических технологий, использование которых способствует совершенствованию системы управления городским пассажирским транспортом.

В связи с ростом социальной значимости городского общественного транспорта все более актуальным становится обеспечение качественного транспортного обслуживания всех групп населения, в том числе и маломобильных.

К маломобильным группам населения (МГН) относятся [1, 2]: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные, люди с детскими колясками, дети дошкольного возраста, люди преклонного возраста, очень полные люди. На 1 января 2010 г. общая численность инвалидов в России составила 13134 тыс. человек [3], что состав^хяет около 10% населения. Общее количество МГН, по оценкам специалистов, достигает примерно 25-30% [1, 4], что говорит об актуальности исследований в области организации и управления транспортным обслуживанием маломобильных групп населения.

К сожалению, в настоящее время из-за недостатка или отсутствия необходимых приспособлений для МГН на различных объектах, в общественном транспорте большинство из них, не могут в полной мере пользоваться своим правом на мобильность.

Хотя на улицах многих российских городов происходит оборудование пешеходных переходов, съездов с тротуара, остановок общественного транспорта, оснащение подвижного состава общественного транспорта техническими приспособлениями, позволяющими производить удобную посадку-высадку МГН, пока рано говорить о комфортном передвижении и беспрепятственном посещении некоторыми представителями маломобильных групп населения общественных зданий, сооружений и пр. Передовиком в совершенствовании транспортного обеспечения инвалидов в России является г. Москва, где 2009 г. был «Годом равных возможностей», на протяжении которого усиленно велась работа по адаптации городской среды для инвалидов-колясочников, незрячих, глухих людей и других маломобильных граждан, но даже там не все МГН могут беспрепятственно совершать все желаемые поездки [5], поэтому работа по обеспечению доступной среды для МГН продолжается.

Изоляция инвалидов от общества негативно сказывается не только на физическом состоянии людей с ограниченными возможностями здоровья, но и на духовном, моральном облике различных групп населения, неспособных зачастую сопереживать, поддерживать и помогать людям с ограниченными возможностями здоровья из-за отсутствия или крайне ограниченного общения с инвалидами, и на экономическом положении регионов, не в полной мере использующих потенциально работоспособную часть общества.

В ряде рассматриваемых проблем, с которыми сталкиваются инвалиды в нашей стране, немаловажную роль играет ограниченная доступность к объектам транспортной инфраструктуры. Анализ преимуществ и ограничений использования различных вариантов транспортного обслуживания МГН приведен в таблице 1.

Таблица 1. Область использования подвижного состава для МГН

Вариант транспортного обслуживания

Цель поездки

Ограничения использования

Преимущества использования

ТС, работающие на
городских
маршрутах

Трудовые Учебные
К лечебным и реабилитационным учреждениям
К зрелищным и культурно- просветительным учреждениям
Бытовые
Активного отдыха

Трудность использования в часы «пик»
Неподготовленность водителей для помощи инвалидам
Трудности подъезда TC вплотную к некоторым остановкам из-за переполненности заездных карманов создают трудности при посадке-высадке
Не все остановки оборудованы для посадки-высадки инвалида

Более низкая себестоимость перевозок из-за перевозки всех групп пассажиров
Полный охват городской территории дает возможность добраться до любого места назначения
Неограниченное число поездок Небольшое время ожидания транспортного средства (зависит от количества оборудованного подвижного состава на маршруте)
Возможность использования во время проведения массовых мероприятий

TC, работающие на маршрутах, специально созданных для инвалидов

К лечебным и реабилитационным учреждениям
К зрелищным и культурно- просветительным учреждениям
Активного отдыха

Неполный охват городской территории требует пересадки на TC, работающие на городских маршрутах

Неограниченное число поездок Малое время ожидания транспортного средства (при достаточном количестве подвижного состава на маршруте)
Подготовленность водителей для помощи инвалидам

Социальное такси

К лечебным и реабилитационным учреждениям
К зрелищным и культурно- просветительным учреждениям
Бытовые
Активного отдыха

Отсутствие оборудованных стоянок
Долгое время ожидания заказа
Ограниченное число поездок
Недостаточное количество оборудованных транспортных средств из-за высоких затрат на его эксплуатацию
Малая вместимость
Дополнительные затраты на организацию приема заказов
Трудности обслуживания массовых мероприятий из-за ограниченной вместимости

Доставка «от двери до двери»
Удобная посадка-высадка
Возможность добраться до любого места назначения
Водители подготовлены для помощи инвалидам

Легковые автомобили-такси

К лечебным и реабилитационным учреждениям
К зрелищным и культурно- просветительным учреждениям
Бытовые
Активного отдыха

Отсутствие оборудованных стоянок
Ограниченное число поездок
Долгое время ожидания заказа из-за недостаточного количество оборудованных легковых автомобилей
Высокая стоимость поезда

Доставка «от двери до двери»
Возможность добраться до любого места назначения

Индивиду-альный легковой автотранспорт

Трудовые Учебные К лечебным и реабилитационным учреждениям
К зрелищным и культурно- просветительным учреждениям
Бытовые
Активного отдыха

Отсутствие оборудованных стоянок
Невозможность управлять транспортным средством из-за физических ограничений (для инвалидов)
Отсутствие собственного оборудованного автомобиля (для временно нетрудоспособных, передвигающихся при помощи костылей, тростей и пр.)

Доставка «от двери до двери»
Возможность добраться до любого места назначения

При организации и управлении транспортным обеспечением МГН важна оценка уровня логистического пассажирского сервиса, способ

ствующая оптимизации обслуживания потребителей транспортных услуг, стремлению к достижению заданного уровня качества пассажирских услуг при минимальных логистических издержках на функционирование логистической системы городского пассажирского транспорта.
Комплексный показатель уровня пассажирского сервиса, в соответствии с исследованиями авторов [6-13] включает в себя оценку совокупности показателей. Авторы предлагают различный набор показателей, в зависимости от цели оценки, при этом используются следующие показатели: надежности, доступности, безопасности, комфортности, стоимостной, информационного сервиса, комплексности обслуживания, своевременности обслуживания, времени перемещения пассажира, гарантии сохранности багажа, экологической безопасности перевозок.

Анализ определения перечисленных показателей в предложенных методиках показал, что показатель доступности транспортного обслуживания рассчитывается: по стоимости, по удаленности, по частоте движения транспортных средств и т.д., но недостаточно внимания уделяется особенности определения этого показателя, как доступности общественного транспорта маломобильных групп населения. Пассажиры этой категории требуют определенных, особых характеристик доступности как подвижного состава, так и объектов транспортной инфраструктуры и городской среды. В связи с этим, для маломобильных групп населения доступность объектов транспорта является очень важным показателем, а его своевременная оценка позволит всем участникам логистической системы общественного пассажирского транспорта проводить мониторинг, анализ и совершенствование транспортного обслуживания МГН.

На практике, для решения основных задач доступности транспортных услуг МГН необходимо использовать логистический подход, применение которого позволит для конкретных условий, в зависимости от размеров финансирования и определенного уровня качества транспортного обеспечения:
-определить соотношения форм транспортного обслуживания МГН;
-рассчитать минимально необходимое количество оборудованного для перевозки инвалидов транспортных средств;
-установить критерии оценки системы транспортного обеспечения маломобильных групп населения;
-разработать мероприятия по совершенствованию системы управления городским пассажирским транспортом с учетом обеспечения перевозок МГН.

Необходимо учитывать все аспекты обслуживания потребителей, начиная с поиска информации о способах перевозки и заканчивая прибытием пассажира на место назначения.

Качественное выполнение пассажирских перевозок МГН требует выявления и решения проблем обеспечения доступности к городским перевозкам и совершенствования управления всех составляющих системы транспортного обслуживания:

1. городской транспортной инфраструктуры (автовокзалов, пересадочных узлов, остановочных пунктов, оборудования отдельных единиц подвижного состава и др.);
2. всего разнообразия предприятий, работающих на рынке транспортных услуг, и предоставляющих основные и дополнительные услуги по перемещению различных групп населения;
3. среды доступности к услугам транспорта (тротуары, пешеходные наземные, надземные и подземные переходы и др.);
4. системы управления городским пассажирским транспортом, которая должна гарантировать доступное и качественное транспортное обеспечение всех без исключения групп населения.

Для реализации равных возможностей всех категорий пассажиров, создания условий и оценки доступности общественного транспорта необходимо осуществить следующие мероприятия логистического обеспечения транспортной подвижности:

1. Создание системы информационного сервиса транспортного обслуживания маломобильных пассажиров с доступом к ее ресурсам через телефон, Интернет: создание общего информационного поля и системы обслуживание МГН, как адаптированными транспортными средствами общего пользования, так и «социальным такси»; создание общего информационного центра по транспортному обслуживанию граждан с ограниченной подвижностью, изучающего транспортную подвижность и потребность в перевозках, оснащение системой информационных табло; оборудование информационными терминалами, которые позволят всем маломобильным пассажирам в режиме online выбрать оптимальный по времени и продолжительности путь перемещения с привязкой к расписанию движения; создание Интернет ресурсов, позволяющих виртуальной организации всех необходимых перемещений маломобильных пассажиров и online оценки доступности объектов и предполагаемых маршрутов следования.

2. Адаптация городской среды для обеспечения доступной среды для малоподвижных групп населения к объектам транспортной, социальной, инженерной инфраструктур и пользования средствами транспорта: внутри помещений (соблюдение ширины дверных проемов, оборудование подъемников и лифтов, проездов и пр.); подходов, примыкающим к входам, выходам зданий и других объектов; тротуаров и мест парковки с понижением бордюрного камня в местах примыкания к пешеходным переходам, остановкам общественного транспорта; наземных переходов плавными спусками, специальной разметкой для колясочников, поручнями и светофорами со звуковой сигнализацией; с использованием желтого шероховатого покрытия, предназначенного для слепых, предупреждающего, что впереди проезжая часть; подземных пешеходных переходов лифтами для инвалидов и т.д.

3. Совершенствование подвижного состава общественного транспорта: обновление парка транспортных средств современным подвижным составом, приспособленным для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями; оснащение знаками, выполненными азбукой Брайля в легкочитаемой и понятной форме; снабжение информационными указателями, отмечающими расположение места в транспортном средстве для размещения инвалидной коляски; установка информационного табло для слабослышащих; отладка звукового оповещения в транспортных средствах; оборудование транспортных средств специальными креплениями для фиксации инвалидных колясок; снабжение общественно го транспорта специальными подъемниками для инвалидных колясок; оснащение поручнями на входе; использование зуммера, который подскажет инвалидам по зрению, где входные двери; установка системы голосового распознавания номера маршрута с остановки общественного транспорта; освещение ступеней входа в салон и т.д.

4. Оснащение объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта, подвижного состава и др.) всеми элементами доступности для МГН: пандусами; специальными лифтами для инвалидов; билетными кассами с заниженным окном; адаптированными санитарными комнатами; комнатами отдыха для инвалидов; специальными навигационными и информационными табличками для инвалидов, соответствующими информационными указателями, табличками Брайля; специальной разметкой на дорожном покрытии, указывающей наиболее удобный для инвалидов-колясочников путь перемещения, места расположения двери, оборудованной откидывающейся платформой или подъемником для посадки-высадки колясочника при остановке транспортного средства; электронным табло и т.д.

5. Совершенствование системы управления пассажирским транспортом: создание единого диспетчерского центра для транспортного обеспечения МГН; организация обслуживания по системе социального такси в режиме online; создание системы обучения водителей, обслуживающих МГН; реализация мероприятий, обеспечивающих регулярность движения транспортных средств; корректировка стандартов работы пассажирского транспорта в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим права инвалидов на обеспечение их мобильности с включением в социальную характеристику городской транспортной системы: уровня доступности общественного транспорта для инвалидов; удобства пассажирского транспорта для инвалидов (в том числе оборудование остановочных пунктов, транспортных средств и доступ к информации о времени и интервалах движения оборудованных транспортных средств); доли средств общественного транспорта, оборудованного для перевозки маломобильных пассажиров; затрат времени на передвижение инвалидов в транспортной сети; уровня информационного обеспечения пассажиров-инвалидов различных групп.

Основной эффект от эффективного управления логистической системой транспортного обеспечения МГН — это повышение качества жизни населения.

Автор:
В. Гайдаев, аспирант кафедры организации перевозок и дорожного движения, Ростовский государственный строительный университет
Статья из журнала “Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция”, №1, 2012


Библиографический список:

1. Проект свода правил СП 35.01 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Официальный сайт Министерства Регионального развития Российской Федерации, 2011 — Режим доступа: http://www.minregion.ru, свободный.

2. Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 г. №175. О государственной программе «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы. — http://fcp.economy.gov.ruофициальный сайт Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России. — 129 с.

3. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2010: Стат. сб. / Росстат — М., 2010. – 507 с.

4. Новиков М. Государственная социальная политика по отношению к вопросам инвалидности в Российской Федерации: текущие проблемы и рекомендации. — РООИ «Перспектива”, Москва, 2010. сайт региональной общественной организации инвалидов. — Режим доступа: http://perspektiva-inva.ru/, свободный.

5. Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья. — Режим доступа: http://www. support@disiife. ru, свободный.

6. Семчугова Е.Ю. Алгоритм управления качеством и надежностью услуг городского пассажирского транспорта / Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: Сборник докладов шестой международной конференции. СПб: СПб гос. архит.-строит, ун-т, 2004.

7. Загорский И.О., Володькин П. П., Методика оценки уровня обеспечения безопасности перевозки пассажиров как показателя качества транспортного обслуживания / Вестник ТОГУ. – Хабаровск, 2009. – №1(12).

8. Комарова И. А. Экономические методы управления качеством пассажирских автомобильных перевозок / И. А. Комарова. — М., 2007.

9. Фролов К. В. Формирование показателей и нормативов качества городских автобусных перевозок / К. В. Фролов. — М., 2005.

10. Корчагин В.А., Ушаков Д.И., Комарова И.А. Управление экологическим качеством автотранспортной продукции / Актуальные проблемы управления качеством производства и эксплуатации автотранспортных средств. — Владимир, 2004.

11. Тимонин А. А. Совершенствование логистического сервиса пассажирских автотранспортных перевозок / А.А. Тимонин. — Ростов- на-Дону, 2010.

12. Шабанов А.В. Региональные логистические системы общественного транспорта: методология формирования и механизмы управления. — Ростов-на-Дону, 2001.

Оцените статью
Adblock
detector