Современный экономический период ученые-экономисты определяют как логистический. Преимущества логистики обуславливают теоретическое развитие и внедрение в практику логистических технологий, использование которых способствует совершенствованию системы управления городским пассажирским транспортом.
В связи с ростом социальной значимости городского общественного транспорта все более актуальным становится обеспечение качественного транспортного обслуживания всех групп населения, в том числе и маломобильных.
К маломобильным группам населения (МГН) относятся [1, 2]: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные, люди с детскими колясками, дети дошкольного возраста, люди преклонного возраста, очень полные люди. На 1 января 2010 г. общая численность инвалидов в России составила 13134 тыс. человек [3], что состав^хяет около 10% населения. Общее количество МГН, по оценкам специалистов, достигает примерно 25-30% [1, 4], что говорит об актуальности исследований в области организации и управления транспортным обслуживанием маломобильных групп населения.
К сожалению, в настоящее время из-за недостатка или отсутствия необходимых приспособлений для МГН на различных объектах, в общественном транспорте большинство из них, не могут в полной мере пользоваться своим правом на мобильность.
Хотя на улицах многих российских городов происходит оборудование пешеходных переходов, съездов с тротуара, остановок общественного транспорта, оснащение подвижного состава общественного транспорта техническими приспособлениями, позволяющими производить удобную посадку-высадку МГН, пока рано говорить о комфортном передвижении и беспрепятственном посещении некоторыми представителями маломобильных групп населения общественных зданий, сооружений и пр. Передовиком в совершенствовании транспортного обеспечения инвалидов в России является г. Москва, где 2009 г. был «Годом равных возможностей», на протяжении которого усиленно велась работа по адаптации городской среды для инвалидов-колясочников, незрячих, глухих людей и других маломобильных граждан, но даже там не все МГН могут беспрепятственно совершать все желаемые поездки [5], поэтому работа по обеспечению доступной среды для МГН продолжается.
Изоляция инвалидов от общества негативно сказывается не только на физическом состоянии людей с ограниченными возможностями здоровья, но и на духовном, моральном облике различных групп населения, неспособных зачастую сопереживать, поддерживать и помогать людям с ограниченными возможностями здоровья из-за отсутствия или крайне ограниченного общения с инвалидами, и на экономическом положении регионов, не в полной мере использующих потенциально работоспособную часть общества.
В ряде рассматриваемых проблем, с которыми сталкиваются инвалиды в нашей стране, немаловажную роль играет ограниченная доступность к объектам транспортной инфраструктуры. Анализ преимуществ и ограничений использования различных вариантов транспортного обслуживания МГН приведен в таблице 1.
Таблица 1. Область использования подвижного состава для МГН
Вариант транспортного обслуживания |
Цель поездки |
Ограничения использования |
Преимущества использования |
ТС, работающие на |
Трудовые Учебные |
Трудность использования в часы «пик» |
Более низкая себестоимость перевозок из-за перевозки всех групп пассажиров |
TC, работающие на маршрутах, специально созданных для инвалидов |
К лечебным и реабилитационным учреждениям |
Неполный охват городской территории требует пересадки на TC, работающие на городских маршрутах |
Неограниченное число поездок Малое время ожидания транспортного средства (при достаточном количестве подвижного состава на маршруте) |
Социальное такси |
К лечебным и реабилитационным учреждениям |
Отсутствие оборудованных стоянок |
Доставка «от двери до двери» |
Легковые автомобили-такси |
К лечебным и реабилитационным учреждениям |
Отсутствие оборудованных стоянок |
Доставка «от двери до двери» |
Индивиду-альный легковой автотранспорт |
Трудовые Учебные К лечебным и реабилитационным учреждениям |
Отсутствие оборудованных стоянок |
Доставка «от двери до двери» |
При организации и управлении транспортным обеспечением МГН важна оценка уровня логистического пассажирского сервиса, способ
ствующая оптимизации обслуживания потребителей транспортных услуг, стремлению к достижению заданного уровня качества пассажирских услуг при минимальных логистических издержках на функционирование логистической системы городского пассажирского транспорта.
Комплексный показатель уровня пассажирского сервиса, в соответствии с исследованиями авторов [6-13] включает в себя оценку совокупности показателей. Авторы предлагают различный набор показателей, в зависимости от цели оценки, при этом используются следующие показатели: надежности, доступности, безопасности, комфортности, стоимостной, информационного сервиса, комплексности обслуживания, своевременности обслуживания, времени перемещения пассажира, гарантии сохранности багажа, экологической безопасности перевозок.
Анализ определения перечисленных показателей в предложенных методиках показал, что показатель доступности транспортного обслуживания рассчитывается: по стоимости, по удаленности, по частоте движения транспортных средств и т.д., но недостаточно внимания уделяется особенности определения этого показателя, как доступности общественного транспорта маломобильных групп населения. Пассажиры этой категории требуют определенных, особых характеристик доступности как подвижного состава, так и объектов транспортной инфраструктуры и городской среды. В связи с этим, для маломобильных групп населения доступность объектов транспорта является очень важным показателем, а его своевременная оценка позволит всем участникам логистической системы общественного пассажирского транспорта проводить мониторинг, анализ и совершенствование транспортного обслуживания МГН.
На практике, для решения основных задач доступности транспортных услуг МГН необходимо использовать логистический подход, применение которого позволит для конкретных условий, в зависимости от размеров финансирования и определенного уровня качества транспортного обеспечения:
-определить соотношения форм транспортного обслуживания МГН;
-рассчитать минимально необходимое количество оборудованного для перевозки инвалидов транспортных средств;
-установить критерии оценки системы транспортного обеспечения маломобильных групп населения;
-разработать мероприятия по совершенствованию системы управления городским пассажирским транспортом с учетом обеспечения перевозок МГН.
Необходимо учитывать все аспекты обслуживания потребителей, начиная с поиска информации о способах перевозки и заканчивая прибытием пассажира на место назначения.
Качественное выполнение пассажирских перевозок МГН требует выявления и решения проблем обеспечения доступности к городским перевозкам и совершенствования управления всех составляющих системы транспортного обслуживания:
1. городской транспортной инфраструктуры (автовокзалов, пересадочных узлов, остановочных пунктов, оборудования отдельных единиц подвижного состава и др.);
2. всего разнообразия предприятий, работающих на рынке транспортных услуг, и предоставляющих основные и дополнительные услуги по перемещению различных групп населения;
3. среды доступности к услугам транспорта (тротуары, пешеходные наземные, надземные и подземные переходы и др.);
4. системы управления городским пассажирским транспортом, которая должна гарантировать доступное и качественное транспортное обеспечение всех без исключения групп населения.
Для реализации равных возможностей всех категорий пассажиров, создания условий и оценки доступности общественного транспорта необходимо осуществить следующие мероприятия логистического обеспечения транспортной подвижности:
1. Создание системы информационного сервиса транспортного обслуживания маломобильных пассажиров с доступом к ее ресурсам через телефон, Интернет: создание общего информационного поля и системы обслуживание МГН, как адаптированными транспортными средствами общего пользования, так и «социальным такси»; создание общего информационного центра по транспортному обслуживанию граждан с ограниченной подвижностью, изучающего транспортную подвижность и потребность в перевозках, оснащение системой информационных табло; оборудование информационными терминалами, которые позволят всем маломобильным пассажирам в режиме online выбрать оптимальный по времени и продолжительности путь перемещения с привязкой к расписанию движения; создание Интернет ресурсов, позволяющих виртуальной организации всех необходимых перемещений маломобильных пассажиров и online оценки доступности объектов и предполагаемых маршрутов следования.
2. Адаптация городской среды для обеспечения доступной среды для малоподвижных групп населения к объектам транспортной, социальной, инженерной инфраструктур и пользования средствами транспорта: внутри помещений (соблюдение ширины дверных проемов, оборудование подъемников и лифтов, проездов и пр.); подходов, примыкающим к входам, выходам зданий и других объектов; тротуаров и мест парковки с понижением бордюрного камня в местах примыкания к пешеходным переходам, остановкам общественного транспорта; наземных переходов плавными спусками, специальной разметкой для колясочников, поручнями и светофорами со звуковой сигнализацией; с использованием желтого шероховатого покрытия, предназначенного для слепых, предупреждающего, что впереди проезжая часть; подземных пешеходных переходов лифтами для инвалидов и т.д.
3. Совершенствование подвижного состава общественного транспорта: обновление парка транспортных средств современным подвижным составом, приспособленным для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями; оснащение знаками, выполненными азбукой Брайля в легкочитаемой и понятной форме; снабжение информационными указателями, отмечающими расположение места в транспортном средстве для размещения инвалидной коляски; установка информационного табло для слабослышащих; отладка звукового оповещения в транспортных средствах; оборудование транспортных средств специальными креплениями для фиксации инвалидных колясок; снабжение общественно го транспорта специальными подъемниками для инвалидных колясок; оснащение поручнями на входе; использование зуммера, который подскажет инвалидам по зрению, где входные двери; установка системы голосового распознавания номера маршрута с остановки общественного транспорта; освещение ступеней входа в салон и т.д.
4. Оснащение объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта, подвижного состава и др.) всеми элементами доступности для МГН: пандусами; специальными лифтами для инвалидов; билетными кассами с заниженным окном; адаптированными санитарными комнатами; комнатами отдыха для инвалидов; специальными навигационными и информационными табличками для инвалидов, соответствующими информационными указателями, табличками Брайля; специальной разметкой на дорожном покрытии, указывающей наиболее удобный для инвалидов-колясочников путь перемещения, места расположения двери, оборудованной откидывающейся платформой или подъемником для посадки-высадки колясочника при остановке транспортного средства; электронным табло и т.д.
5. Совершенствование системы управления пассажирским транспортом: создание единого диспетчерского центра для транспортного обеспечения МГН; организация обслуживания по системе социального такси в режиме online; создание системы обучения водителей, обслуживающих МГН; реализация мероприятий, обеспечивающих регулярность движения транспортных средств; корректировка стандартов работы пассажирского транспорта в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим права инвалидов на обеспечение их мобильности с включением в социальную характеристику городской транспортной системы: уровня доступности общественного транспорта для инвалидов; удобства пассажирского транспорта для инвалидов (в том числе оборудование остановочных пунктов, транспортных средств и доступ к информации о времени и интервалах движения оборудованных транспортных средств); доли средств общественного транспорта, оборудованного для перевозки маломобильных пассажиров; затрат времени на передвижение инвалидов в транспортной сети; уровня информационного обеспечения пассажиров-инвалидов различных групп.
Основной эффект от эффективного управления логистической системой транспортного обеспечения МГН — это повышение качества жизни населения.
Автор:
В. Гайдаев, аспирант кафедры организации перевозок и дорожного движения, Ростовский государственный строительный университет
Статья из журнала «Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция», №1, 2012
Библиографический список:
1. Проект свода правил СП 35.01 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Официальный сайт Министерства Регионального развития Российской Федерации, 2011 — Режим доступа: http://www.minregion.ru, свободный.
2. Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 г. №175. О государственной программе «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы. — http://fcp.economy.gov.ruофициальный сайт Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России. — 129 с.
3. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2010: Стат. сб. / Росстат — М., 2010. — 507 с.
4. Новиков М. Государственная социальная политика по отношению к вопросам инвалидности в Российской Федерации: текущие проблемы и рекомендации. — РООИ «Перспектива», Москва, 2010. сайт региональной общественной организации инвалидов. — Режим доступа: http://perspektiva-inva.ru/, свободный.
5. Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья. — Режим доступа: http://www. support@disiife. ru, свободный.
6. Семчугова Е.Ю. Алгоритм управления качеством и надежностью услуг городского пассажирского транспорта / Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: Сборник докладов шестой международной конференции. СПб: СПб гос. архит.-строит, ун-т, 2004.
7. Загорский И.О., Володькин П. П., Методика оценки уровня обеспечения безопасности перевозки пассажиров как показателя качества транспортного обслуживания / Вестник ТОГУ. — Хабаровск, 2009. — №1(12).
8. Комарова И. А. Экономические методы управления качеством пассажирских автомобильных перевозок / И. А. Комарова. — М., 2007.
9. Фролов К. В. Формирование показателей и нормативов качества городских автобусных перевозок / К. В. Фролов. — М., 2005.
10. Корчагин В.А., Ушаков Д.И., Комарова И.А. Управление экологическим качеством автотранспортной продукции / Актуальные проблемы управления качеством производства и эксплуатации автотранспортных средств. — Владимир, 2004.
11. Тимонин А. А. Совершенствование логистического сервиса пассажирских автотранспортных перевозок / А.А. Тимонин. — Ростов- на-Дону, 2010.
12. Шабанов А.В. Региональные логистические системы общественного транспорта: методология формирования и механизмы управления. — Ростов-на-Дону, 2001.