Эффективность создания мясных бирж для совершенствования процесса товародвижения на рынке мяса

Биржи являются одним из важных инфраструктурных элементов внешнеторгового предпринимательства. В то же время любому элементу инфраструктуры необходим первоначальный импульс для последующего самостоятельного развития, тем более когда речь идет о проверенных мировой практикой и в то же время перспективных формах.

В настоящее время в становлении упорядочения товарного рынка, в первую очередь, сельскохозяйственной продукции, включении его в международный рынок, заинтересованы и субъекты предпринимательства в аграрной сфере и государство.

Мясные биржи могут стать одним из методов эффективной реализации продукции животноводства потребителю.

За годы проведения экономических реформ была создана попытка через биржевой механизм организовать товарные потоки. Выбор биржевого механизма был не случаен, он предусматривает проведение открытых, гласных торгов, информационную прозрачность и установление равновесной рыночной цены на объекты торгов. Этот путь наиболее эффективно устранял административно- командный подход в формировании цен и заменял его рыночным методом.

Государство через лицензирование и введение комиссаров установило контроль за деятельностью бирж, но законодательно и нормативно не определило и не направило основные товарные потоки через биржи, как, например, финансовые потоки, направляемые через банки. Учитывая открытость и прозрачность биржевых торгов, продавцы и покупатели товаров с 1994 года активно начали уходить с биржевых площадок. Нарушились товаропотоки. Образовались система множественности цен на один и тот же товар, неплатежи предприятий, возможности ухода от налогов, теневой сектор в экономике. Все это способствовало экономическому кризису в государстве.

Многие страны с рыночной экономикой в период экономических кризисов вводили законодательные акты по направлению товарных потоков через биржи. Это исключало злоупотребления, как со стороны государственных органов так и со стороны рыночных субъектов. Биржа выступала своеобразным посредником между государством и рынком, сдерживающим негативные явления, присущие обеим сторонам. В нашей стране с недостаточно развитыми рыночными отношениями и высоким уровнем коррумпированности особенно необходим такой механизм.

В целях восстановления механизма ценообразования, подъема экономики создание бирж — единственный и правильный путь решения данной задачи.

Учитывая, что базой формирования цен на конечную продукцию является сырье, необходимо стабилизировать цены на него.

Вместе с тем всем субъектам организации биржевых торгов требуется время для перехода на новые условия и дальнейшая отработка нормативной базы, стандартов, подготовка кадров и создание оптовой инфраструктуры.

В развитой экономике сложились такие эффективные механизмы реализации животноводческой продукции как организованные товарные рынки, которые являются центрами предпринимательского оборота животноводческих предприятий всех уровней. Данные рынки выявляют цену товаров, обеспечивают предпринимателей необходимой информацией, решают проблемы стандартизации, контроля за качеством продукции и, тем самым, снижают уровень совокупных издержек фермеров.

Одним из условий активизации работы предприятий животноводческого комплекса, включая организации среднего и малого бизнеса, может выступить товарная биржа, представляющая собой наиболее развитую форму оптовой торговли продукцией животноводческой отрасли. Она является институтом, осуществляющим максимально быстрое сведение совокупного спроса и предложения через конкурентный механизм их саморегулирования.

Очевидно, в ближайшей перспективе объем операций на специализированной мясной бирже не будет большим, но она может стать центром, вокруг которого будут объединяться производители, потребители и торговые посредники. Такая биржа сможет выработать приемлемые для всех участников торговли типовые контракты, обеспечивающие стандартизацию качества и условий поставок продукции. Она может стать центром формирования информационной базы о положении на оптовых рынках и способствовать повышению предпринимательской активности в сфере животноводства. Но главная роль товарной биржи состоит в том, что она обеспечивает взаимодействие производителей мяса, торговых агентов и потребителей мясной продукции для заключения сделок купли-продажи по ценам фьючерсных контрактов.

В данный момент на российском рынке мяса наличие вертикально интегрированных структур, в которых производство и промышленная переработка объединены в руках одного собственника (коллектива собственников), является скорее исключением, чем правилом. Поэтому, на наш взгляд будет правомерным и необходимым для более качественного анализа рынка мяса использовать в качестве центрального звена мясную биржу и модифицировать канал товародвижения следующим образом, рис. 1.

Мясная биржа — корпоративная, некоммерческая ассоциация, ограниченная определенным числом частных лиц и корпораций, обеспечивающая материальные условия для купли продажи товара на рынке путем публичных торгов согласно правилам и процедурам, защищающим и обеспечивающим справедливость и равенство для клиентов и членов биржи. Современная мясная биржа может использовать возможность биржевых торгов.

Биржа не является инструментом по извлечению прибыли. Напротив, она существует для легализации товарно-финансовых потоков. И от того, насколько интенсивной будет ее работа, зависит наполняемость бюджетов всех уровней.

Если те же закупки перенести на биржевые площадки, это приведет к автоматическому формированию уровня биржевых котировок, по сути, рыночных цен. Их применение для пересчета налогооблагаемой базы в соответствии с Налоговым кодексом позволит остановить рост теневого рынка, увеличит поступления в бюджеты всех уровней.

Электронная биржа — биржа, ведущая торги с использованием информационной сети. Операции купли-продажи осуществляются пользователями с помощью абонентских систем, включенных в информационную сеть. Электронная торговая система — это виртуальная система для проведения торговых операций в режиме диалога покупателя и продавца.

Повышение эффективности торгов на мясном рынке может быть связано с переходом на новую технологическую основу их проведения — электронным торгам. Современные Интернет- технологии приводят к резкому, многократному удешевлению операций поиска альтернатив на рынке и расширяют конъюнктуру глобального рынка. Поскольку в основе электронной торговли лежат информационные сети и потоки, интегрированные в сеть Интернет, то это улучшает транспорентность рынка мяса: покупатели и продавцы практически мгновенно получают информацию о ценах, качестве, условиях поставки, предлагаемых различными конкурентами. Формируется информация для проведения наиболее ресурсосберегающей аукционной формы торгов. Кроме того, электронные торги сами по себе способны к предотвращению таких негативных явлений, как криминализация рыночных процессов, уклонение от налогов, утечка капиталов за рубеж.

Создание электронной системы торгов по закупке (продаже) продукции животноводства для государственных нужд в регионах позволит реализовать:

-обеспечение единых технологических связей с использованием современных информационных технологий виртуального пространства, недопущение разобщенности органов исполнительной власти регионов в вопросах государственных закупок и государственного регулирования, что может привести к потере экономического контроля и значительным дополнительным издержкам при закупке мяса;
-возможность проведения анализа движения продукции животноводства для государственных нужд и других специальных вопросов с наименьшими затратами;
-обеспечение мониторинга, контроля и учета свободных и недостающих финансовых и материальных ресурсов;
-анализ финансовых и товарных потоков на региональных и местных уровнях;
-оптимизацию налоговой, тарифной и таможенной политики в сфере торговых и финансовых операций;
-обеспечение на торгах достаточного уровня конкуренции и контроля за использованием бюджетных средств, выделяемых на закупку мяса для государственных нужд (15-20% и более);
-создание единого информационного экономического, финансового и нормативного пространства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд;
-интеграцию в международные информационные системы закупок мяса для государственных нужд (ВТО);
-обеспечение экономической и информационной безопасности регионов России.

Биржевые электронные торги, проводимые мясной биржей должны регламентироваться Законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», «Правилами организации проведения биржевых торгов на мясной бирже» и лицензированы.

В Ставропольском крае на базе «Северо-Кавказская универсальная биржа” сформирована система электронной коммерции. В системе аккредитован Комитет экономического развития и торговли администрации г. Ставрополя, который сформировал собственную брокерскую контору для представления интересов предприятий, организаций и учреждений г. Ставрополя в региональной системе электронной коммерции.

С начала 2002 г. на Северо-Кавказской универсальной бирже все торги переведены в электронный режим. Они проводятся по понедельникам, вторникам и средам — с 10.00 до 12.00. Примечательно, что деятельность Северо-Кавказской универсальной биржи востребована не только краевыми властями. Руководство Южного федерального округа заинтересовано во внедрении системы «Юггосторги» — глобального аналога аукционных торгов, проводимых Северо-Кавказской универсальной биржей, уже сегодня.

Для аграрно-промышленных регионов характерен одновременный вывоз и ввоз мяса. В связи с этим для регионов такого типа актуально решение следующих проблем:

-оптимальное продвижение продовольствия от местных производителей, производителей других регионов РФ и импортеров до розничной торговли;
-облегчение вывоза продукции местными производителями в другие регионы;
-организация единых электронных биржевых торгов на базе действующего законодательства и современных возможностей средств телекоммуникаций.

Для улучшения системы распределения продукции животноводства из основных регионов- производителей мяса необходимо:

-развитие цивилизованной конкурентной среды при проведении торговых операций и как следствие, сокращение расходов бюджета на эти цели;
-увеличение доходов бюджета за счет применения рыночных технологий и государственного регулирования рынка мяса;
-стабилизация ценовых показателей оборота продукции на региональных рынках за счет формирования котировки биржевых цен;
– планирование социально-экономического развития регионов и страхование ценовых рисков на основе показателей уровня рыночной цены и организации обращения срочных контрактов (фьючерсных контрактов и опционов на них), используя биржевые механизмы проведения торгов.

Удобнее расположить мясные биржи в регионах производства мяса и крупнейших перевалочных пунктах, в которые поступает импортная продукция, транспортируемая далее в другие регионы оптовыми фирмами.

В таблице 1 представлены регионы, в которых предлагается создание мясных бирж. Москва и Санкт-Петербург являются крупнейшими импортерами мяса, поэтому расположение мясных бирж здесь необходимо.

Реализация объемов биржевых товаров через биржевые торги должна быть дифференцирована. Сельскохозяйственная продукция, производимая в России и массово потребляемая в ней (например: зерно, мясо и др.) должны реализовываться через биржи в объемах от 30% и более, с последующим увеличением до 100 %.

Таким образом, исключительно важным является восстановление механизма ценообразования, ликвидация многоуровневой системы цен на один и тот же товар, создание информационного поля, освоение и закрепление рынков сбыта продукции, организация товарных и финансовых потоков, улучшение собираемости налогов.

Создание специализированных мясных бирж не требует со стороны государства материальных и финансовых затрат и позволит быстро восстановить ценообразование, в 2 — 3 раза увеличить поступление налогов в бюджеты.

При внедрении в процесс товародвижения продукции новых, более прогрессивных форм обслуживания можно добиться сокращения временных, транспортно-складских и пр. затрат на доставку продукции от производителя к конечному потребите.ио.

На рис.2 представлена организационная схема участников товародвижения с применением логистического подхода.

Анализ организационной схемы взаимодействия участников товародвижения с применением логистического подхода показывает, что часть продукции российских производителей предлагается выставлять на мясной бирже с применением электронных торгов, и с дальнейшим прохождением материального потока через все каналы в цепи поставок : распределительный центр, региональный хладокомбинат,
оптовые фирмы, мелкооптовые фирмы, розничную сеть.

Однако, можно использовать сокращенные каналы доставки продукции. Потребителями мяса являются мясоперерабатывающие комбинаты, объекты общественного питания, государственные структуры и население. При производстве мяса производственными кооперативами часть продукции может напрямую поступать на мясоперерабатывающие комбинаты и в организации общественного питания, а также в розничные сети, в мясном ассортименте которых увеличивается доля охлажденного мяса.

Ряд мясоперерабатывающих комбинатов имеют собственные животноводческие комплексы и также имеют возможность напрямую от производителя получать мясо, минуя посредников.

Российские производители мяса могут реализовывать свою продукцию напрямую через распределительные центры, региональные хладокомбинаты, оптовые фирмы, мелкооптовые фирмы. Этот путь распределения приводит к сокращению логистических затрат на транспортировку, хранение, сортировку и т.д., а также минимизирует затраты по времени и сокращает запасы.

Часть продукции импортного производства также предлагается выставлять на мясной бирже. Импортное мясо может поступать напрямую в распределительный центр, на региональный хладокомбинат, а также его получателями могут быть крупные оптовые фирмы, которые реализуют продукцию либо напрямую в розничную сеть, либо через мелкие оптовые фирмы.                 

Автор:
М. Кузьмичева, к.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник, Институт ИТКОР
Статья из журнала “РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция”, №1, 2012

Библиографический список:
Голиков Е. А. Маркетинг и логистика. Уч. пос. М.: Издательский Дом «Дашков и К», 1999. -412 с.
Гордон М.П. Функции и развитие логистики в сфере товарообращения.//РИСК, — 1993, — №1, С.42-47.
Джонсон Д., Вуд Д.Ф., Вордроу Д. Л., Мерфи П. Современная логистика. М.: «Юристь», 2002. — 614 с.

Оцените статью
Adblock
detector