Совершенствование экономического механизма реализации молока и молочной продукции на региональном уровне

Всесторонняя оценка факторов, которые оказывают влияние на эффективность производства молочной продукции, позволяет выбирать наиболее эффективную стратегию обеспечения конкурентоспособности.

В современных условиях оптимизация направлений совершенствования использования ресурсов, технологических процессов не решает полностью проблему эффективности производства. Важно также и решение вопросов связанных с реализации производимой продукции. В настоящее время наблюдается сокращение реализации молока через молочные заводы в силу низких цен закупки.

Крупным товаропроизводителям гораздо сложнее маневрировать в вопросах сбыта продукции в силу больших ее объемов, тем более что молоко является скоропортящейся продукцией и ее реализация предъявляет высокие требования к санитарным нормам, к тому же перед продажей требуется первичная обработка и охлаждение молока. Как считают зарубежные специалисты, конкурентоспособность продукции на 70 — 80 % зависит от ее качества. В настоящее время российский покупатель в первую очередь обращает внимание на цену, а затем на качество молока. Многие отечественные молочные заводы закупают молоко низкого качества по причине ограниченности его предложения.

Опыт стран Западной Европы свидетельствует о том, что перспективной формой организации производителей молока является кооперация в части производства, переработки, хранения и реализации, где 75 — 80 % товарной продукции сбывают через кооперативные объединения.
Процесс интегрирования участников производства в названные объединения в настоящее время в России находится на стадии становления.

Следует констатировать тот факт, что формы реализации продукции имеют важное значение для эффективности производства молока. В современных условиях наиболее четко выявляется два главных направления реализации молочной продукции, первое — на рынке по свободным рыночным ценам, второе — на переработку перерабатывающим    предприятиям.

Следовательно, эффективность производства зависит, в первую очередь, от ценовой политики производителя, а конкурентоспособные цены имеют ограничения по нижнему пределу — издержками производства, а по верхнему — уровнем платежеспособности населения.

За последние годы происходит смещение производства молочной продукции от предприятий, основанных на коллективных формах хозяйствования, в .личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства. Так в Рязанской области по данным статистических исследований в среднем за период 2000 — 2009 г. структура производства молока и молочной продукции по формам хозяйствования составляет 61,9 % — сельскохозяйственные организации, 37,2 % — хозяйства населения, 0,9 % — крестьянские (фермерские) хозяйства (таблица 1).

Исследуя соотношение темпов роста цен на продукцию животноводства и цен на активную часть основных фондов для отрасли (машины, оборудование для кормопроизводства и животноводства), можно сделать неутешительный вывод в пользу последних, так если цена производителей молока в Рязанской области за период 2000 — 2010 г. выросла на 60 — 68 %, то подорожание машин и оборудования для данной отрасли произошло в несколько раз (таблица 2).

Таким образом, имеет место ценовой диспаритет и неэквивалентный обмен, ущемляющий интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В связи со структурными сдвигами в технологической цепочке производства и реализации молока и молочной продукции изменяется и структура розничных цен.

В таблице 3 представлены сравнительные характеристики структуры розничных цен на молоко в 1994 г. и в 2009 г. в среднем по РФ.

Представленные данные свидетельствуют о снижении роли и значения непосредственных товаропроизводителей молока и молочной продукции, о наличии противоречий между перерабатывающими предприятиями и сельскохозяйственными товаропроизводителями. Создается ситуация когда через значительный удельный вес в структуре цены на молоко доли предприятий переработки появляется возможность присваивать себе значительную долю прибыли, отодвигая на задний план интересы непосредственных производителей этой продукции. Несомненно, что в цене на молоко в силу объективных факторов постоянно растут затраты перерабатывающих предприятий, но на фоне темпов роста которых нельзя не заметить негативную тенденцию в работе перерабатывающих отраслей, а именно, непропорционально затратам увеличиваются доходы, тем самым в конечном итоге завышается цена реализации на молоко.

В таблице 4 представлена структура розничных цен на молоко в динамике за период 2005 — 2009 гг. в Рязанской области.

Оперируя этими данными, несложно подсчитать, что непосредственные производители реализуют молоко с наценкой к себестоимости всего лишь на уровне 15 — 18 %, в то время как средняя потребительская цена, в которую включены интересы переработчика молока и торговой сети, составляет 58,2 — 67,7 %. Имеет место диспаритет интересов непосредственных производителей молочной продукции, которые по своей сути должны иметь наибольшие доходы в сравнении с предприятиями, связанными с переработкой молока. Эту позицию подтверждает система формирования потребительской цены на молоко за период 2005 — 2009 гг., которая выглядит следующим образом (таблица 5).

Согласно данным таблицы следует, что наибольший удельный вес в средней потребительной цене занимают перерабатывающие предприятия (45,5 %), тем самым резко повышая реализационную цену молока. Значительный вклад в формирование цены в сторону роста вносят предприятия сферы торговли в среднем на уровне 17,3 %, интересы же непосредственных производителей — сельскохозяйственных предприятий, ограничиваются цифрами на уровне 5,6 %.

Вероятно, что в силу такой экономической ситуации многие производители молока заинтересованы в производстве и глубокой переработки молочной продукции без посредников, на своих молокозаводах, создавая конечный продукт, предназначенный для реализации в торговых точках. В Рязанской области имеется скромный опыт, свидетельствующий о том, что некоторые производители создают в ближайших населенных пунктах собственные торговые точки.

Таким образом, в сложившихся экономических условиях наиболее жизнеспособными являются те предприятия, которые имеют законченный цикл производства продукции и самостоятельный выход на рынок.

В настоящее время на микроэкономическом уровне получили развитие агропромышленные предприятия, являющиеся в своей основе хозяйствами, но сочетающие в себе производство, переработку, хранение и реализацию продукции. Такая форма производства и реализации продукции с точки зрения устранения диспаритета цен в сложившихся условиях имеет значительные преимущества по сравнению с интегрированными объединениями на региональном и макроэкономическом уровне. Проявляется это в том, что за счет снижения непроизводственных потерь и расходов на различных стадиях единого технологического цикла создается заинтересованность в достижении высоких конечных результатов при существенном сокращении издержек на производство молока.

Кроме того товаропроизводитель непосредственно получает всю денежную выручку от реализации продукции не распыляя ее между посредниками.

Тем не менее, многие товаропроизводители, в силу давно сложившихся традиционных связей, в силу отсутствия достаточно объективного информационного обеспечения о новых каналах и ценах реализации предпочтения отдают традиционному каналу, а именно — перерабатывающему предприятию. Этот канал не .лишен недостатков, к которым, в частности, можно отнести несвоевременность (задержку) расчетов, низкую закупочную цену.

Сдерживающими фактором развития системы информационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей является неразвитая инфраструктура рынка. Так поиск наиболее выгодных каналов реализации сопряжен с дополнительными затратами для сельскохозяйственных предприятий, для решения этой задачи необходима финансовая поддержка на государственном уровне. Целесообразно осуществлять такую помощь через создание сети информационно- консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей.

Сложилась традиция, состоящая в том, что наиболее низкий уровень цен отмечался при продажах продукции государственным закупочным организациям, или поставкам в региональные фонды, а наиболее высокий — при использовании альтернативных каналов, к примеру, продажа посредникам, на городском рынке.

Исследования показывают, чем совершение и развитее рыночная инфраструктура, тем самым шире и возможность выбора товаропроизводителями каналов реализации продукции, тем эффективнее складывающаяся структура цен на сельскохозяйственную продукцию, что особенно важно для производителей молока, так как в этом случае структура такой цены складывается в их пользу. Развивая собственную переработку молока, следует учесть, немалые размеры инвестиций в строительство таких заводов, размеры которых порой экономически не выгодны сельскохозяйственному предприятию.

К тому же руководители сельскохозяйственных организаций по своим прагматическим расчетам могут принципиально не планировать у себя переработку молока, так как согласно исследованиям, организация производства и переработки, требует много материальных, финансовых ресурсов, которые отвлекают от основного направления деятельности — производства продукции.

В этом случае нам представляется наиболее приемлемым и экономически оправданным шаг к строительству заводов по переработке молока на долевой основе, в создании которых могут участвовать заинтересованные предприятия — производители молока, а так же частные инвесторы. Такие предприятия могут быть успешно созданы на принципах акционерной организационно — правовой формы хозяйствования. К тому же они могут оказывать не безвозмездные услуги по переработке молока и сторонним организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, домохозяйствам. В такой системе четко прослеживается взаимосвязь: «производство — переработка — хранение — реализация». Процесс реализации молочной продукции предусматривает тесную связь переработчикам молока с системой информационно- консультационного обслуживания товаропроизводителей через районные (межрайонные) информационные управления (РИУ) и (или) региональную (областную) информационную службу (РИС). Схема инновационной модели взаимодействия в цепи «производство — переработка — хранение — реализация» молочной продукции через систему сервисных информационных услуг предоставлена на рисунке 1.

инновационная модель взаимодейтвия в цепи молочной продукции

Как видно на представленной схеме молочный завод (цех) является узловым звеном в системе, его функция заключается не только в переработке сырого молока в конечный продукт, но и участии в системе информационных услуг по реализации готовой продукции либо через районную (межрайонную) информационную сеть, либо через межрегиональную (областную) информационную службу.

Также этот структурный элемент мог бы взять на себя такую важную функцию, как организация временного хранения, произведенной продукции с целью сохранения ее качества до момента отгрузки потребителям.

Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям включено как отдельная программа Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период 2008 — 2012 годов, которая предусматривает создание региональных и районных информационно- консультационных центров. Минсельхоз России начал формирование информационно- консультационных систем АПК с 1993 года, в настоящее время (по состоянию на 2009 год) система сельскохозяйственного консультирования насчитывает 60 региональных и 549 районных служб.

Тем не менее, проблемы становления системы информационно-консультационного обслуживания сельских товаропроизводителей на территории Рязанской области находятся в начальной стадии своего развития. Следует констатировать тот факт, что это будет сложный и длительный процесс, который займет значительный временной период. Данная проблема освещается на страницах некоторых изданий, где имеются различные взгляды, точки зрения на процесс организации и функционирования таких центров. Указываются и проблемы, решение которых, по мнению ученых, могут решить такие центры. Несомненно, что одной из главных причин возникновения таких центров является ценовой диспаритет, и особенно снижение доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта. Так, согласно расчетам, через ценовой дисбаланс у организаций области, производящих сельскохозяйственную продукцию ежегодно изымается 1,5 млрд. рублей финансовых ресурсов, при размере балансовой прибыли за этот период около 0,5 млрд. рублей.

Информация об объемах производства, видах и качестве продукции поступает к непосредственным потребителям, то есть в реализацию, к примеру, в магазины, оптовые рынки, торговые точки, торговые точки и т.п.

Такая схема реализации предполагает создание на базе перерабатывающего предприятия (цеха, завода) специального информационного отдела маркетинга, который осуществляет тесную информационную связь с областной (районной) информационной службой на предмет поставок различных видов молочной продукции потребителям. Такой отдел должен информировать о сроках поставки, ассортименте, объемах производства, цене и качеству производимой продукции.

В представленной схеме механизма производства, переработки и реализации молочной продукции с помощью сервисных информационных услуг в качестве составного элемента рассматривается информационно-консультационное обслуживание в системе «производство-реализация».

Таким образом, важную роль в укреплении экономики АПК Рязанской области играет интегрирование сельскохозяйственных предприятий в единую систему производства, переработки, хранения и реализации конечной продукции через инновационную систему оказания сервисных информационных услуг.

Автор:
А. Гусев, к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита, Рязанский государственный агротехнологический университет им. проф. П.А. Костычева
Статья из журнала «РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, №1, 2012

Библиографический список:
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы. Утв. постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 г. N9446
2. Закон Рязанской области от 09.06.2006 №63-03 «Об утверждении областной целевой программы» Развитие агропромышленного комплекса Рязанской области на 2006 — 2008 годы.
3. Сельскохозяйственная деятельность крестьянских, (фермерских) хозяйств и хозяйств индивидуальных предпринимателей Рязанской области в 2008 г. / Рязань, 2009, 35 с.

Оцените статью
Adblock
detector