Концептуальная модель управления экономикой регионов

Методологический подход к обеспечению процесса организационной трансформации экономики Российской Федерации от административно-командной системы к рыночной требует теоретико-методологического переосмысления методологии управления региональной экономикой.

Система управления развитием региона включает в себя цели, функции и процесс управления. В рамках системы управления, как правило, протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют все органы исполнительной власти — федеральные, региональные, муниципальные.

В целях адекватного функционирования административно-территориальных образований требованиям рыночной экономики система управления развитием региона должна исполнять свои полномочия таким образом, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно, качественно и эффективно.

Наиболее целесообразно рассматривать систему управления развитием, а не функционированием региона, так как функционирование внутренне порождает развитие. Функционирование является источником и основой развития системы, поскольку именно на стадии функционирования возникают предпосылки и возможности для перехода системы на новую ступень ее совершенствования и развития. Существует и обратная связь — влияние развития системы на ее функционирование. Следовательно, для обеспечения эффективного социально-экономического развития региона необходима эффективная система управления развитием. При этом изучение и совершенствование системы управления развитием как в рамках государства, так и региона должно способствовать скорейшему достижению поставленных целей и задач.

Концептуальная модель системы управления экономикой региона (рис.1) представляет собой совокупность компонентов и их взаимосвязей в системе управления регионом: действий органов управления, целевых установок, принципов, функций, структур, ресурсов, методов, технологий, инструментов управления и др. Эта модель отражает основные объекты управления (воспроизводственный потенциал региона, отрасли региональной экономики и социальной сферы, муниципальные образования и др.) и области воздействия (структурные и институциональные преобразования, инновационная и деловая активность, привлечение инвестиций), а также конечную цель — обеспечение качественных условий жизнедеятельности регионального сообщества.

В практической деятельности система управления регионом является процессной системой, в связи с этим ее ключевой задачей является гармонизация функций, отношений, состояния и взаимодействия всех структурных составляющих с точки зрения внутренней согласованности содержания системы в целом, что и обуславливает эффективность управления.

Основным структурным элементом предложенной модели является организационно- экономический механизм управления региональным развитием, который раскрывает масштабные процессы воздействия (блоки процессов) и используемый для этого инструментарий, которые должны приводиться в действие органами регионального управления, руководствуясь региональной политикой и особенностями развития соответствующей территории, а также модель эффективной структуры органов государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля с обоснованием роли и места каждого субъекта контрольной системы, которая базируется на разделении полномочий и улучшении взаимодействия субъектов контроля при наличии института высшего органа финансового контроля и повышении роли внутреннего контроля при органичном его взаимодействии с внешним контролем, в том числе в сфере бюджетных учреждений, оказывающих значительный объем общественно значимых услуг населению, а также результативном государственном финансовом менеджменте.

Процесс разграничения должен проходить и по горизонтали (между органами государственного финансового контроля публично- правового образования), и по вертикали (между органами государственного финансового контроля разных публично-правовых образований) (рис.3)

Важную роль в контексте предлагаемой модели организации субъектов финансово- бюджетного контроля приобретает внедрение информационных методов, повышение наукоемкости контроля, что позволит оптимизировать ресурсы, сократить штатную численность ревизоров и снизить расходы на контроль, что повысит эффективность и качество деятельности контрольных органов.

Разработанные концепция формирования современной системы управления экономикой региона и механизм управления региональным развитием создают теоретическую базу дальнейших научных исследований и определяют необходимость формирования методологии организационно-
институционального развития системы управления экономикой региона. Система управления развитием региона должна создавать условия эффективного использования всех существующих в обществе ресурсов: материальных, интеллектуальных, финансовых,                      информационных, демографических и т.д. Таким образом, при системном подходе экономика отдельных регионов рассматривается как система, состоящая из функционально и структурно обособленных подсистем, образующих ряд устойчивых иерархических уровней управления для достижения конечной цели. Регион как объект финансово-бюджетного контроля — это система взаимосвязанных структурных элементов региона со своей структурой, культурой и уровнем развития, которая функционирует в федеральной внешней среде, испытывая на себе ее правовое, экономическое и общее регулирующее воздействие, которая в то же время решает ряд внутренних проблем, связанных с использованием территориальных ресурсов, решением комплекса социально- экономических задач, а также вопросов самообеспечения и самодостаточности.

Регион как единое целое выступает в системе государственного управления в качестве объектной подсистемы и одновременно в качестве самоуправляемой системы (субъектной), организующей процессы социального, экономического и экологического развития на конкретной территории, что составляет противоречивое единство его организационно-экономического содержания. Регион как объект государственного управления испытывает на себе воздействие федеральных органов власти и управления, которые сосуществуют с регионом в единой законодательной среде, одновременно он является подсистемой Федерации, которая состоит из отдельных элементов, призванных обеспечить собственную жизнедеятельность региона. В то же время он выступает в качестве субъекта самоуправления на уровне собственной жизнедеятельности в пределах компетенции, определенной законодательством РФ о разграничении полномочий между субъектами РФ и центром. Как объект государственного управления регион представляет собой сложную открытую систему. Для него характерны полиструктурность, многокомпонентность, многоуровневость и многоцелевой характер развития.

Принципиальным моментом для современного понимания сущности финансово-бюджетного контроля в управлении регионом является отождествление региона и с объектом управления и с объектом контроля, что подчеркивает объективную и органическую связь контроля с другими функциями управления.

Финансово-бюджетный контроль направлен на обеспечение возможности достижения целей развития при сложившемся состоянии экономического развития и ресурсных подсистем региона. Соотношение между управлением и контролем — это соотношение между целым и частью. Предметом управления является поведение объекта управления, направленное на получение запланированного результата. Предметом контроля является состояние объекта управления в соотнесении с заданной целью.

Потенциал региональной социально- экономической системы заключается в новом концептуальном видении системы управления с акцентом на выполнение функций планирования и стимулирования, обосновывает переход к «управлению по результатам», требуют совершенствования методологии управления региональными ресурсами.

Следовательно, одной из основных целей региональной политики как составной части регионального управления должно стать обеспечение условий устойчивого и эффективного развития региона. При этом достижение потенциально возможного уровня эффективности развития как региона, так и его административно-территориальных образований возможно лишь при максимально полном использовании всех региональных ресурсов.

Автор:
М. Васильева, к.э.н., доцент кафедры теории финансов, кредита » и налогообложения, Волгоградский государственный университет
Статья из журнала «РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция», №1, 2012

Библиографический список:
1. Ахтариева Л. Г. Методология и практика организационно-институционального развития системы управления экономикой региона: монография / Л. Г. Ахтариева. М.: Издательство «Палеотип», 2010.
2. Васильева, М.В. Государственный финансовый контроль в управлении регионом/ М.В. Васильева, О.А. Ломовцева О.А., С.А. Агапцов//Учебное пособие. Рекомендовано УМО по образованию в области финансов, бухгалтерского учета и мировой экономики. — Волгоград: Изд. ООО «Принт», 2005. №352 с.
3. Гранберг А. Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации. // Вопросы экономики. 2001. №9.-С. 15-28.
4. Коробова О. В. Региональная экономика: реструктуризация системы управления развитием региона. / О. В. Коробова, Б. И. Герасимов, В. В. Быковский; под науч. ред. Б. И. Герасимова. — Тамбов: изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2002. 104 с.
5. Лексин В. Н. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения./В. Н. Лексин, Е. Н. Андреева, А. И. Ситников, А. Н. Швецов. // Российский экономический журнал, 1993. N99. — 1997. №4.
6. Механизмы управления развитием региона. / В. Я. Афанасьев, И. К. Быстряков, В. И. Видяпин и др. Под ред. В.Ф. Уколова. — М.: Луч. 2001.336с.

Оцените статью
Adblock
detector