Современная парадигма управления инновационным развитием сферы рыночных услуг

Текущее состояние экономики России требует кардинальных мер по ее структурной перестройке и широкому внедрению технологических, продуктовых, организационных и маркетинговых инноваций.

Устойчивое развитие таких сложных открытых социально-экономических систем, как регион, в современных условиях невозможно без масштабного системного использования результатов научно-технической деятельности, опоры на инновационное развитие всех сфер регионального хозяйства, в том числе и сферы рыночных услуг. Традиционные отрасли производства во многом исчерпали как экстенсивные, так и интенсивные возможности своего развития. Поэтому, считаем, что немаловажную роль в процессе перехода российской экономики в новую стадию развития должна сыграть именно сфера рыночных услуг, а ее высокотехнологичные и интеллектуальные отрасли должны стать прямым результатом и воплощением современной экономики. В сфере услуг к наукоемким относятся современные виды транспорта и связи, в том числе спутниковой связи, образование, здравоохранение, деловые услуги, включающие в себя разработку программного обеспечения, консультативные, маркетинговые, финансовые услуги, прочие услуги, используемые при организации и ведении бизнеса. [1]

Переход к инновационному типу развития обусловлен не только необходимостью решения накопившихся проблем в сервисном секторе экономики России, но и стоящими перед данной отраслью задачами. Инновационная деятельность в современных условиях является основным фактором развития сферы рыночных услуг, максимальное использование которого в нашей стране является одним из путей преодоления кризиса и обеспечения инновационного развития экономики. В условиях нарастающего динамизма социально- экономических изменений и усиливающегося давления мировой экономики наша страна должна в кратчайший срок осуществить ускоренный переход на инновационный путь развития сферы рыночных услуг, восстановить данную стратегически значимую отрасль экономики на качественно новой технико-технологической основе, отвечающей современным тенденциям. В противном случае наш сервисный сектор окончательно отстанет и потеряет конкурентоспособность.

Современное состояние инновационной сферы в России свидетельствует о серьезных проблемах ее функционирования, среди которых — отсутствие четкой государственной политики и законодательной базы, слабая мотивация и заинтересованность в освоении инноваций, неэффективная коммерциализация существующего научно-исследовательского потенциала, отрицательная динамика внедрения новых прогрессивных технологий в управлении, производстве и обслуживании.

Инновационное развитие сферы рыночных услуг региона невозможно без управленческого воздействия региональных органов управления и общественных организаций, направленных на многочисленные рыночные процессы и операции, происходящие в данной сфере. Нельзя недооценивать решающей роли государства и региональных властей в формировании инновационного типа экономического развития сферы рыночных услуг. Значимость механизмов государственного регулирования инновационной деятельности предприятий, функционирующих на рынке услуг очевидна, и связана в первую очередь с возросшей наукоемкостью и технологичностью многих видов услуг. Одна из центральных проблем — стимулирование инновационной деятельности, рациональное финансирование научно — технических и инновационных программ. Следовательно, необходим финансово — экономический механизм, как комплекс условий, способствующих возрождению и стимулированию инновационной активности в нашей стране, в том числе и в сфере услуг. Роль государства в регулировании национальной и региональных инновационных систем определяется решением следующих проблем: создание конкурентной среды для устойчивого развития субъектов экономики; организация и реализация процесса производства знаний; корректировка с использованием передового зарубежного опыта институциональных инструментов, обеспечивающих инновационное взаимодействие между наукой, бизнесом и государством; поддержание баланса между конкуренцией и кооперацией предприятий, а также государственных структур при создании и продвижении инноваций; содействие трансферу технологий и информации от научной среды к бизнесу; развитие процессов имитации и адаптации иностранных технологий; оптимизация механизма финансирования инновационного процесса; содействие формированию международных и региональных технологических стратегических альянсов и т.д.

Несмотря на то, что роль государства в регулировании эффективной инновационной системы значительна и охватывает по существу все стадии инновационного процесса, тем не менее, следует помнить, что попытки избыточной регламентации инновационной деятельности со стороны государства обычно приводят к неэффективности программ, организуемых совместно с бизнесом, в целом снижается заинтересованность секторов экономики в осуществлении инновационной деятельности. Во многих странах правительства одновременно используют различные каналы поддержки инновационной активности. Такой подход уменьшает риски «провалов государства» из-за неэффективной деятельности конкретных институтов и в дальнейшем позволяет расширять поддержку более эффективных из них.

Управление инновационным развитием сферы рыночных услуг становится все более актуальным по мере того, как растет темп социально- экономических изменений и требует осмысленного подхода к решению проблем, существующих в сфере рыночных услуг региона.

Вопросы инновационного развития сферы рыночных услуг часто рассматриваются в отрыве от вопросов управления отраслью на различных уровнях, а переход на инновационный тип развития сервисного сектора экономки требует, прежде всего, соответствующей трансформации системы управления. Многие исследования и разработки в области инновационной деятельности в отраслях экономики рассматривают преимущественно первый этап управления инновационными процессами — этап создания и освоения инноваций. В то же время больше всего проблем возникает на этапе массового распространения инноваций.

Сложившаяся система управления на различных уровнях не способна транслировать инновации в сформировавшейся многоукладной сфере рыночных услуг. Нежелание сервисных предприятий внедрять новые технологии производства услуг и управления свидетельствует как о несовершенстве формальных институтов хозяйствования, так и о том, что не учитываются многие неформальные факторы и особенности российской сферы услуг. Между тем такие свойства рыночных услуг, как диверсификация, персонификация и индивидуализация, обусловливают появление новых, нестандартных услуг, и такое свойство рынка услуг можно рассматривать как важнейший стимул к инновационной деятельности, а поиск услуги-новинки должен стать перманентным процессом.

Необходим системный подход к формированию эффективной управляющей системы, способной за короткий период времени перевести сервисный сектор экономики России к инновационному типу развития. Методология формирования механизмов такой системы должна быть основана на теоретических положениях различных экономических учений, в том числе институциональной теории, эволюционной экономики и синергетики, а также выполнять требования системности, среди которых:

1. Наличие совокупности взаимосвязанных элементов. При этом элементов должно быть не менее двух (минимум две взаимодействующие подсистемы «объект — субъект»).
2. Наличие структуры. Любые отношения в управление будут сопровождаться системой взаимосвязей, при этом для современных условий развития характерны многоуровневые системы взаимосвязей.
3. Наличие интегративных качеств, то есть качеств, которыми не обладает ни один элемент, т. е. «участник» системы. Именно с появлением таких качеств, связывается целесообразность создания системы управления.
4. Наличие функциональных характеристик системы в целом и отдельных ее компонентов.
5. Целеустремленность системы. Данное требование нами рассматривается как особое требование согласования целей системы и ее элементов, т. е. должно выполняться условие согласованности целей.
6. Коммуникативность системы. Наличие многоуровневой системы коммуникаций как с внешней, так и с внутренней средой.
7. Историчность системы. Наличие преемственности системы и ее компонентов.
8. Управление. Управление реализуется в рамках данной системы как управление развитием, так и управление функционированием.

Концепция управления инновационным развитием сферы рыночных услуг должна исходить из того, что на современном этапе мирового экономического развития ее нельзя рассматривать только как одну из отраслей экономики или сфер бизнеса. Примечательной тенденцией последних лет стало широкое распространение различного рода услуг по всем отраслям национальной экономики, проникновение услуг практически во все сферы и виды деятельности. Многие промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые предприятия осваивают и предоставляют различные услуги. И сегодня услуги, в тех или иных формах, комбинациях и степени проявления существуют везде: в производстве, строительстве, на транспорте, социальной сфере, домашнем хозяйстве, быту. В то же время функционирование услуг оказывает позитивное влияние на деятельность различных секторов общественного производства. К этому следует добавить, что многие услуги носят межотраслевой характер и зачастую (например, услуги образования, науки, медицины, культуры, жилищно-коммунальные, информационные) имеют общенациональное значение. Поэтому модернизация экономики не может не предполагать дальнейшего инновационного развития современных услуг.
Сфера рыночных услуг играет важнейшую роль в реализации инновационной политики региона, в становлении современной инновационной экономики по следующим направлениям:

-развитие человеческого капитала и потенциала как важнейшего фактора становления и развития современной конкурентоспособной на мировом рынке инновационной экономики страны;
-формирование национальной инновационной системы, где ведущую роль играют такие отрасли, как наука и образование; развитие ее инновационной инфраструктуры; центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, научно- технических парков, венчурных фондов, центров сертификации новой продукции и технологий, центров маркетинга инноваций и др.;
-инновационное развитие самой сферы услуг как доминирующего сектора экономики региона на основе внедрения новейших, прежде всего критических технологий (информационно- коммуникационных, аэрокосмических, биомедицинских), а также продуктовых, организационных и управленческих инноваций во всех ее отраслях и видах деятельности [1].

Расширение сферы услуг и наблюдаемое сегодня превалирование ее над другими секторами в зарубежных странах характеризует прогрессивные сдвиги и отнюдь не означает деиндустриализации, поскольку современное развитие системы сервиса базируется на качественно новом фундаменте — на основе тесного сочетания науки и техники, передовых организационных, информационно-коммуникационных и индустриальных технологий.

Безусловным выглядит и то, что модернизация потребует значительных изменений в системе государственного, в том числе регионального управления. Практически все ученые и специалисты единодушны, что в связи с изменяющимися социально-экономическими потребностями и условиями развития общества именно вопросы реорганизации существующих и необходимость создания новых структур и органов государственного управления приобретает особо важное значение.

Очевидно, что практическое осуществление модернизации потребует огромных усилий власти на всех уровнях, причем в областях для многих государственных органов непривычных и даже нежелательных (с точки зрения интенсивности творчества и ответственности деятельности), что может вызвать некоторое сопротивление со стороны определенной доли чиновников. Поэтому здесь не обойтись без замены такой части бюрократии и переподготовки государственных служащих, настроенных на преобразования. В новых условиях на передний план выдвигается профессионализм и креативность управления, причем как в государственных и региональных органах власти, так и в самих хозяйствующих субъектах, функционирующих в сервисном секторе экономики. Фундаментальной основой формирования современного общества является человеческое творчество, креативные мышление и деятельность в современных условиях. Обладание креативными способностями «проведет линию разрыва между теми, кто прорвется вперед и теми, кто отстанет». [2]

Следовательно, модернизация экономики в условиях инновационного развития региона должна включать в себя следующую системную совокупность взаимосвязанных процессов существенного обновления по актуальным направлениям: институциональному; развитию человеческого капитала; технологическому; инновационному; инвестиционному; воспроизводственному; структурному (и инфраструктурному); государственного (в т.ч. регионального) управления; консолидированного участия различных категорий сообщества и доминирующую роль в этом должна сыграть сфера рыночных услуг.

Возрастание роли науки и инноваций в развитии сферы рыночных услуг обусловлено объективными эволюционными процессами, происходящими в мировой экономике, связанными с изменением движущих сил экономического развития. В современных условиях для эффективного развития сервисного сектора экономики недостаточно наличия только определенных условий функционирования и механизмов конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов, которые иногда не способствуют развитию, а оказывают разрушительное воздействие. Необходима еще и движущая сила, заставляющая данную систему динамично развиваться, не утрачивая положительных качеств и приобретая новые, сохраняя и увеличивая сервисный потенциал региона.

Как было отмечено, в современных условиях особое значение приобретает усиление позиций креативного управления инновационным развитием сферы рыночных услуг региона, как наиболее гибкого и эффективного в изменчивой среде.
Содержание понятия креативного управления инновационным развитием сферы рыночных услуг раскрывают следующие аспекты:

Построение такой организационной структуры, которая формирует благоприятные условия для управления развитием творческого потенциала;
Разработку стимулирующего механизма по поощрению готовности брать на себя ответственность и самостоятельность в организации высокопроизводительного труда в сфере рыночных услуг;
Создание условий для свободного движения инновационной информации и достижения симбиоза исследовательских разработок, научных учреждений и деловой деятельности;
Оптимизация принципа соотношения централизации и децентрализации в структуре управления.

Креативный подход, опирающийся на положение институционализма и неоклассицизма, позволяет взглянуть на проблему совершенствования управления сферой услуг региона как социальную проблему и расширить границы ее исследования. При определении базовой составляющей данного методологического подхода мы исходим из следующей «триады»:

во-первых, усиление позиций креативного управления сферой услуг как наиболее гибкого и эффективного на уровне региона, подразумевает под собой постоянное изменение объекта управления и активное преобразование субъекта управления, обеспечивая при этом эффективное использование ресурсов, стимулируя развитие инновационных процессов, создавая условия для адаптации к изменениям, повышения способности принятия решения в условиях динамичности и изменчивости ситуации, а также обеспечения готовности быстро действовать при возникновении нестандартных обстоятельств;
во-вторых, внешняя среда, в которой функционируют региональные поставщики услуг, постоянно претерпевает изменения, причем круг источников, вызывающих эти изменении неуклонно расширяется. Кроме того, необходимо принимать во внимание, произошедшие изменения системы ценностей и интересов современных работников, которые требуют для себя большего участия в делах предприятия, большей самостоятельности, гибкости и автономности. Отсюда задача функционирования современных предприятий сферы услуг заключается не в реагировании на внешние обстоятельства и попытки исправить положение, а в стимулировании и управлении изменениями;
в-третьих, повышение социальной ответственности поставщиков услуг перед потребителями и обществом в целом, что способствует повышению эффективности функционирования и развития сферы рыночных услуг региона [3].

Оценить уровень использования творческого потенциала возможно по объективно- субъективной оценке деловых качеств административно-управленческого персонала, характерных для руководителей, ставящих в качестве приоритетных задач развитие творческих процессов:

-способность системного мышления;
-развитость интуиции воображения;
-стремление к постоянному обновлению знаний;
-гибкость и мобильность в принятии решений;
-поощрение инноваций;
-готовность к делегированию полномочий и децентрализации власти;

Способность капитализации человеческого ресурса посредством наиболее полного использования уникальных навыков каждого работника.

Исходя из вышесказанного, следует, что для региональной сферы рыночных услуг переход на инновационный тип развития неизбежен, в связи, с чем научная проблема создания современной, адаптивной и устойчивой системы управления инновационным развитием остается приоритетной как с точки зрения государства, так и с позиции регионального сообщества.      

Автор:
Ю. Шнякина, к.э.н., доцент кафедры экономики, организации и коммерческой деятельности, соискатель степени д.э.н., Поволжский государственный университет сервиса
Статья из журнала “РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция”, №1, 2012

Библиографический список:
1. Инновационное развитие сферы услуг: Учебное пособие/Под ред. д-ра экон.наук, проф. Е. В. Егорова. -М. Экономический факультет МГУ им.М.В.Ломоносова, 2010.-280с.
2. Алан Дж.Роу. Креативное мышление. Пер. с англ.— М.: НТ Пресс,2007.-176с.
3. Шнякина Ю.Р. Региональная сфера услуг: теоретические аспекты и элементы методологии: монография / Ю.Р. Шнякина. — Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм, ун-та, 2009. — С. 60

Оцените статью
Adblock
detector