Место биотопливной индустрии в экономической системе отдельных стран и регионов мира

На сегодняшний день основные виды транспортного топлива производятся на основе нефти или природного газа. При этом допускается, что значительные перспективы существуют и у других видов топлива, в частности, произведенных из каменного угля. Однако целый ряд ученых и экспертов придерживаются пессимистических прогнозов относительно перспектив развития источников энергии, получаемых из ископаемых запасов в мире.

Еще до 1800 г. Европа была крайне озабочена предположением о скором истощении запасов угля, который являлся одной из основ благополучия региона. Производство угля в Европе действительно прошло свой пик в 1913 г. и значительно снизилось до сегодняшнего момента. Но это не было результатом истощения запасов, а лишь явилось реакцией на высокую себестоимость производства.

Первый подобный прогноз по нефти появился в 1875 г. Его сделал Джон Стронг Ньюберри (John Strong Newberry), главный геолог штата Огайо, который заявил, что мировые запасы нефти подходят к концу [2]. В 1880-е гг. топ-менеджер крупнейшей на тот момент нефтяной компании мира Standard Oil продал принадлежавшие ему акции компании, поскольку пришел к выводу, что нефть заканчивается.

В 1973 г. аналитик Госдепартамента США (State Department) Джеймс Акинс (James Akins), бывший тогда, по сути, главным нефтяным законодателем, опубликовал книгу, в которой делал весьма пессимистичный прогноз о количестве нефтяных запасов в мире. В своей книге он призывал к увеличению внутреннего производства нефти в США и прогрессу в отношениях страны с ближневосточным регионом. Подобная точка зрения была свойственна времени, когда арабские государства-экспортеры нефти ввели эмбарго на поставку «черного золота» в США и иные страны Запада, поддержавшие Израиль. Как писала газета New York Times в 2003 г., «Каждый президент (США), начиная  с Ричарда   Никсона   (Richard Nixon) и нефтяного эмбарго 1973 г., пообещал снизить жадный американский нефтяной аппетит, усиленно инвестируя в новые источники энергии» [3].

В 1974 г. журнал National Geographic опубликовал статью известного геолога Кинга Хабберта (М. King Hubbert), который сообщил, что мировой пик добычи нефти придется на 1995 г., после чего человечество будет вынуждено искать какие-то новые источники энергии. Исследования Хабберта породили множество последователей его теории. Подобные прогнозы начали появляться регулярно. В 2003 г. Международное Энергетическое Агентство (International Energy Agency) сделало прогноз, согласно которому до 2030 г. производство нефти будет сокращаться во всем мире, кроме Персидского залива, где оно будет расти. Пик мировой добычи будет достигнут в 2010 г [3].

По данным исследования, проведенного компанией British Petroleum (BP) в 2004 г., нефтяные запасы Канады, Вьетнама, Великобритании, Норвегии и США могут иссякнуть уже через несколько лет, России — через десять, Казахстана — через четверть века и т.д. По данным Американского Института Нефти (American Petroleum Institute) (прогноз был опубликован в 2005 г.), 95% доступных источников нефти в мире будут исчерпаны в течение ближайшие 56 лет, оставшиеся 5% иссякнут через 88 лет. Таким образом, с учетом предполагаемого воздействия данного фактора на цены, человечеству дано максимум 30-50 лет, чтобы найти замену нефти [5].

В целом, теория «пика нефтедобычи» была изложена и в других известных работах, среди которых можно отметить: «Пик Хабберта» Кеннета Деффейеса (Kenneth Deffeyes, «Hubbert’s Peak», 2001 г.), «Игра закончена» Ричарда Хайнберга (Richard Heinberg, «The Party’s Over», 2002 г.), «Вне газа» Дэвида Гудстейна (David Goodstein, «Out of Gas», 2004 г.) и «Конец нефти» Пола Робертса (Paul Roberts, «The End of Oil», 2004 r.)

Однако достаточно точно смоделировать динамику изменения нефтяного баланса в мире не представляется возможным. Доказательством этому служит то, что практически ни один из сделанных пессимистических прогнозов не сбылся. Пожалуй, ключевой причиной этого является отсутствие достоверных данных о неразведанных запасах нефти на планете. С этой точки зрения, построение моделей на основе подтвержденных запасов нефти и слабо обоснованного прогнозирования их изменения скорее носит псевдонаучный характер, так как доля гипотезы в подобных исследованиях чрезвычайно высока.

Тем не менее, опасность нефтяного кризиса, по мнению авторитетных ученых и отраслевых игроков, все же существует. Дело в том, что наличие нефтяных запасов как таковых абсолютно не является гарантом роста ее производства на фоне растущего потребления. Во-первых, даже в условиях их изобилия, человечество уже сталкивалось с критической проблемой обеспечения энергоресурсами. Во-вторых, отраслевым фактом является то, что большинство нефтяных месторождений, которые открываются или будут открыты, будут способны давать так называемую «трудную» нефть [1]. В теории «пика нефтедобычи» этот термин описывает запасы нефти глубокого залегания, которая также может аккумулироваться разрозненно в малых объемах и т.д. Также сюда может относиться нефть, вырабатываемая отдельными добывающими державами, доступ к которой другим государствам осложнен по ряду причин, включая геополитические.

Таким образом, основная опасность дефицита энергоресурсов исходит из геополитической и экономической ситуации в мире. И, в случае с биотопливом, именно эти факторы являлись и будут оставаться ключевыми, предопределяющими развитие обоих отраслей. Таким образом, апеллируя к известным пессимистическим прогнозам, можно утверждать, что вероятность «кризиса запасов» значительно превышается возможностью «кризиса добычи» и «кризиса внешнеторговых поставок». Однако, как известно (см. выше), лишь экономика предопределила использование автотранспортом нефтяного топлива, найдя в нем альтернативу растительному маслу, под которое был приспособлен первый изобретенный Рудольфом Дизелем двигатель.

Проанализированные статистические данные свидетельствуют о наличии дисбаланса между мировым потреблением и производством нефти. Это крайне важный фактор, который может указывать на стратегические перспективы развития мировой энергетической отрасли.

В мире существуют регионы с выраженной недостаточной обеспеченностью важнейшими видами энергоресурсов, используемых для производства жидкого и газообразного топлива — нефти и газа. К таким регионам относятся, в первую очередь: Европа и Евразия (исключая Россию), Северная Америка и Азиатско-Тихоокеанский Регион.

Именно эти регионы являются крупнейшими центрами мирового производства биотоплива. При этом можно предположить, что развитие отрасли альтернативной энергетики в данных районах связано в первую очередь не с грядущим истощением мировых запасов, ведь «пик добычи» пока спрогнозировать невозможно, а с реальной проблемой обеспечения энергетической безопасности, с которой сталкиваются соответствующие государства. Энергетическая безопасность, в свою очередь неразрывно связана с экономической безопасностью и состоянием геополитической картины мира. По сути, данные страны находятся в исключительной зависимости от поставок энергоресурсов из других регионов со всеми вытекающими из этого последствиями.

Биотопливная отрасль Соединенных Штатов Америки

Отрасль биотоплива США, работающая по двум ключевым направлениям производства — биоэтанол и биодизель, преимущественно потребляет кукурузу и сою. Предпосылками для использования именно этого сырья являются: 1) агроклиматический/географический фактор, предопределяющий значительные масштабы производства этих культур на территории страны, 2) экономический фактор, 3) технологический фактор. Два первых фактора предопределяют доступность данной сельскохозяйственной продукции с точки зрения наличных физических объемов и цены. Сочетание двух последних факторов на выходе дает возможность использования этих видов сырья для соответствующего производства, при этом контролируя эффективность такового.

По данным ФАО ООН (FAO UNO) в течение десятилетия до 2005 г. общая площадь сельскохозяйственных земель в США составляет порядка 414-417 млн. га, в том числе пашни — около 174-177 млн. га (из нее — площадей под временными культурами — 133-136 млн. га), под многолетними культурами — 2,5-2,7 млн. га, под пастбищами и лугами — 235-238 млн. га.

В настоящий момент США обладают значительным ресурсом сельскохозяйственных земель, который бы мог являться базовым резервом для дальнейшего положительного развития отрасли биотоплива. Но одновременно существует и «рыночный» фактор, оказывающий непосредственное влияние на перераспределение земель в общей структуре посевных площадей. Так, в одни годы высокий спрос на кукурузу (и соответственно растущие цены) является драйвером для роста площадей, занятых посевами данной культуры, на фоне снижения посевных площадей сои. В другие периоды наблюдается обратная ситуация, рисунок 2.

Убранные площади кукурузы в США составляют порядка 92% от посевных площадей. По прогнозу ERS USDA до 2018/2019 г. посевные площади кукурузы вырастут до 36,4 млн. га (на 5,4% выше прогнозируемого показателя по 2008/2009 г.). При этом из общей динамики резко выбивается уровень посевных площадей в 2007/2008 г. — 37,9 млн. га), что, как видно по вышеприведенной диаграмме, связано со значительным ростом цен на кукурузу в предшествующем сезоне.

Рост посевных площадей с одновременным увеличением урожайности в прогнозируемом периоде, как ожидается, приведет к значительному росту производства (свыше 21%, по сравнению с 2008/2009 г.). При этом ключевым потребляющим кукурузу сектором, после кормов, будет являться отрасль биоэтанола (порядка 1/4части ресурсов кукурузы), в которой ожидается значительный рост. Тем не менее, произведенные объемы кукурузы будут превосходить прогнозируемые объемы спроса, что приведет к росту запасов по сезонам и, соответственно, некоторому снижению цен в долгосрочной перспективе.

В довольно незначительном объеме при производстве биоэтанола в США используется сорго.

Разногласия американских политиков в значительной степени связаны с вопросом влияния роста посевных площадей кукурузы под действием спроса со стороны отрасли биоэтанола на состояние природных зон (в частности, лесов). Беспокойство ученых вызывает тот факт, что освоение новых территорий вызовет выделение из почвы содержавшегося там диоксида углерода (парниковый газ). Таким образом, без требуемого серьезного анализа отрасль может придти к противоречивой ситуации, связанной с тем, что одной из основ развития производства биотоплива является снижение выбросов в атмосферу парниковых газов.

По оценке американской Ассоциации возобновляемого топлива (Renewable Fuels Association) объем посевных площадей, необходимых для производства 15 млрд. галл. (56,8 млрд. л) этанола из зерна в США до 2015 г., как того требует Акт по энергетической независимости и безопасности (Energy Independence and Security Act, EISA), вероятнее всего составит менее 1% от всех посевных площадей в мире.

Несмотря на увеличение использования фуражного зерна (кукуруза, сорго, ячмень, овес, рожь, просо) на производство этанола, посевные площади этих культур в мире за последние три десятилетия сократились. Так, в 1981 г., по данным USDA, мировые посевные площади фуражных зерновых достигли 349 млн. га, снизившись к 2008 г. примерно до 313 млн. га (падение более чем на 10%), тогда как производство топливного этанола феноменально возросло (в США — почти в 42 раза).

По данным Ассоциации возобновляемого топлива (Renewable Fuels Association, RFA) в 2008 г. суммарная мощность заводов по производству биоэтанола в США увеличилась на 2,7 млрд. галл., что подразумевает 34%-й прирост по сравнению с 2007 г., такие показатели были достигнуты за счет введения в производство 31-го нового завода. В 2009 году с открытием еще 19 новых заводов производственная мощность возросла на 12%.

Из этих данных можно сделать вывод о планомерном росте средней мощности заводов отрасли, а также представляется возможным проанализировать средние мощности вновь введенных заводов, рисунок 4.

Отрасль биоэтанола США также продолжает расширяться и с точки зрения географии. В настоящее время заводы действуют уже как минимум в 26 штатах. Кроме того, помимо уже действующих заводов, значительное число предприятий находится на стадии строительства и готовится к вводу в производство. Среди таких предприятий есть примеры заводов, нацеленных на использование производственных технологий нового поколения, что позволит значительно расширить доступный  сырьевой  потенциал биотопливной

отрасли страны, вкупе с увеличением эффективности последней.

Результатом данного роста мощностей и инновационного процесса в США стал рекордный уровень производства биоэтанола в 2008 г., составивший 9 млрд. галл. (34,07 млрд. л). Производство биоэтанола в стране в 2009 г. превысило 10 млрд. галл., что соответствует примерно 9% внутреннему предложению бензина.

По оценкам Энергетической информационной ассоциации (The Energy Information Association, EIA) рынок бензинов США вырастет примерно со 142 млрд. галл. (537,5 млрд. л) в настоящее время до 149 млрд. галл. (564,0 млрд. л) к 2015 г. Таким образом, 10%-ая норма замещения (введения в топливную смесь) потребует порядка 56,40 млрд. л этанола для обеспечения рынка к 2015 году. Как видно из диаграммы, заявленная цель практически достигнута уже к настоящему моменту — 52,6 млрд. л. этанола в год.

По оценке Национальной коалиции машин, работающих на этаноле (The National Ethanol Vehicle Coalition, NEVC) в настоящее время эксплуатируется порядка 6 млн. машин с гибридными двигателями (flexible fuel vehicles, FFVs) и рост их производства составит порядка 2 млн. единиц в год вплоть до 2012 г. Беря в расчет эти оценки и предполагая, что примерный средний уровень потребления топлива одним автомобилем составит 600 галл./год (2 271,18 л), потенциальный рынок этанола должен будет увеличиться на 11 млрд. галл. (41,6 млрд. л). Таким образом, для удовлетворения потребностей FFV-машин в топливе и при замещении 10% используемого бензина биоэтанолом США к 2015 г. потребуется порядка 25,9 млрд. галл. (98,0 млрд. л) этанола. Существующий Стандарт (Renewable Fuels Standard, RFS) требует производства по крайней мере 18 млрд. галл. (68,1 млрд. л) этанола к 2015 г. [8].

Таким образом, этанол остается единственным внутренним возобновляемым топливом, способствующим снижению зависимости США от импорта нефти. В 2011 использование этанола обеспечило сокращение потребности данного регионального рынка в импорте 485 миллионов баррелей нефти, что соответствует 13 % от общего объема ввоза: в итоге экономия составила 49,7 миллиардов долларов.

В целом структура мирового производства этанола в 2011 году выглядела следующим образом, рисунок 6.

В 2011 году в США, было произведено более 60% от мирового объема выпуска этанола, что значительно превышает объемы производства в других странах. Этому способствовало, в том числе и внедрение прогрессивной государственной программы поддержки развития рынка этанола в США как перспективного вида биотоплива.

Основным сырьем для производства этанола в ЕС служит кукуруза и пшеница. В настоящий момент затраты на производство биоэтанола в странах ЕС одни из самых высоких в мире. Основными факторами, удорожающими конечный продукт в Европе, служат: сравнительно дорогое сырье и высокая стоимость электроэнергии. В итоге, объемы производства этанола в странах ЕС на порядок ниже показателей США и составляют чуть более 5% от мирового объема выпуска.

Для поставленных в ЕС целей по расширению рынка биотоплива сообществу придется и дальше направлять свои усилия на развитие рынка биодизеля, что приведет к значительному расширению посевные площадей под рапсом.

Рапс является основным сырьем для производства биодизеля в странах ЕС — крупнейшем регионе — производителе биодизельного топлива в мире. Вероятно, попытки получения более высоких урожаев рапса в ближайшем будущем будут осуществляться в основном, как за счет расширения посевных площадей, так и за счет повышения урожайности. Тем не менее, потенциал посевных площадей оценочно намного ниже того уровня, который требуется для достижения поставленных в сообществе целей по рынку биодизеля. В данных условиях ЕС, вероятнее всего, придется прибегнуть к импорт), либо растительного масла, либо биотоплива как такового. Это предусматривает директива ЕС, не учитывающая объемы производства биодизеля в регионе, а регламентирующая исключительно долю топливного рынка. В этом случае, для России открывается хороший экспортный рынок, который во всех отношениях оказал бы значительное положительное влияние на развитие отечественной индустрии биотоплива.

Для российского бизнеса основными побуждающими факторами для развития биотопливной индустрии в стране могут стать:

1. Возможность экспорта в ЕС.
2. Специализированное государственное регулирование и поддержка.

Последнее распадается на несколько вариантов: специфическое налогообложение (по аналогии с ЕС); принятие экологических стандартов для всех видов топлива, снижающих объем выброса вредных веществ, что делает необходимым хотя бы минимальное использование биотоплива в смеси; поддержка производителей рапса; поддержка проектов по созданию перерабатывающих мощностей.               

Автор:
К. Кугучин, аспирант в секторе исследования агробизнеса, Институт мировой экономики и международных отношений Российской академии наук
Статья из журнала РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, №1, 2012

Библиографический список:
1. Клэр Майкл Т. Новый энергетический пессимизм / Портал «Война и мир», 2007 г.
2. Adelman М.А. The Real Oil Problem —Massachusetts Institute of Technology.Regulation, Spring 2004.
3. Backward on Energy — The New York Times, September 2, 2003.
4. Etanol Industry Outlook, RFA., 2012
5. Statistical Review, BP, 2004
6. www.bp.com
7. www.ers.usda.gov
8. www.ethanolrfa.org

Оцените статью
Adblock
detector