Роль государства в формировании системы венчурного инвестирования в условиях развития инновационной экономики

В современном мире инновации играют определяющую роль, способствуют появлению новых видов деятельности, создают новые отрасли. Традиционные экономические отношения, как генетическая среда инноваций, приводящая к становлению и развитию инновационной экономики, требуют серьезных вложений в обновление основного капитала, развитие человека для обеспечения его адекватности.

Уже в середине XX века в разных в период перехода к постиндустриальному развитию во многих странах мира стали разрабатывать свои механизмы инновационных процессов, осознав, что уровень развития и динамизм инновационной сферы — науки, новых технологий, наукоемких отраслей и инновационных компаний — создает основу устойчивого экономического развития, и в связи с этим началось формирование национальных инновационных систем (НИС), начался переход к инновационной экономике. В конце 80-х годов прошлого столетия К.Фриман впервые дал определение категории национальной инновационной системы как сложной системы экономических субъектов и общественных институтов (ценности, нормы, право), участвующих в создании новых знаний, их хранении, распространении, превращении в новые технологии, продукты и услуги, потребляемые обществом. НИС можно определить как механизма саморазвития национальной экономики, как главный фактор долгосрочного развития мировой экономики, ведущая к конъюнктурным флуктуациям, как на отдельных отраслевых рынках, так и в отдельных странах. НИС обеспечивает постоянное и непрерывное зарождение и реализацию кластеров радикальных нововведений, которые «созидательно разрушая” старые производственные структуры, создают основу устойчивого инновационного роста.

Успешное функционирование национальной инновационной системы требует наличие сильной науки и образования, рынка венчурного капитала, сектора коммерциализации, который кроме непосредственного вывода на рынок инновационного продукта обязательно должен включать маркетинг инновационных продуктов, как после, так и до их выхода на потребительские рынки.

Структура НИС состоит из комплексно развивающихся подсистем: научно-образовательная, инновационно-финансовая, инновационно-воспроизводственная социально-инфраструктурная, сектор коммерциализации и маркетинга (Рис.1).

Эффективность инновационного развития экономики зависит не от того, насколько эффективна деятельность самостоятельных элементов национальной инновационной системы (инновационных компаний, научных организаций, вузов и др.), но прежде всего от их взаимодействуя друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также от общественных институтов (такими, как ценности, нормы, право).

Основной проблемой функционирования инновационной системы является отсутствие отлаженного механизма финансирования и поддержки реализации инновационных процессов. Подобная проблема с успехом решается в зарубежных странах в основном посредствам развития системы венчурного финансирования.

Важнейшим элементом финансирования инновационных разработок в структуре НИС являются венчурный капитал. Система венчурного финансирования является универсальным механизмом финансирования создания инновационного продукта на основе интеграции интеллектуального труда и капитала, эффективной формой обеспечения реализации глобальной стратегии социально- экономического прогресса основанная на научных достижениях и вывода их на рынок массового потребления. Важнейшей характеристикой венчурного капитала, как и другого «капитала не любящего пустоты» (К.Маркс), является то, что он возник в результате динамической интеграции двух видов капитала — финансового и человеческого. Это выражается в том, что инвесторы вкладывают в предприятие не только денежные средства, но и экономические, организационно- управленческие способности. В результате образуется специфический «симбиоз» финансового и человеческого капитал. Венчурный капитал — продукт длительной эволюции финансового капитал, специфический финансовый инструмент, участвующий в формировании и развитии новых видов деятельности, характеризующихся высокой добавленной стоимостью и динамично растущими (новыми) рынками, обеспечивающий эффективное финансирование инновационных процессов и учитывающий характерные потребности процесса эволюции.

Общими объективными причинами возникновения, функционирования и развития рынка венчурного капитала являются закономерности развития национальных инновационных систем и инновационных процессов.

Модель, отражающая необходимость государственного воздействия в рамках национальной инновационной системы, показывает, что если роль частного сектора состоит в создании инновационных продуктов, технологий, процессов на основе собственных исследований и разработок и дальнейшее рыночное освоение инноваций, роль государства состоит в содействии производству фундаментального знания (научных центрах, академиях, университетах), а также в создании и запуске системы финансирования инновационных процессов.

Современная смешанная экономика и механизм ее функционирования отражает важность роли государства, объективность его экономических функций, рационально регулирующее все социально-экономические процессы в обществе, которые необходимо учитывать при создании действенной национальной инновационной системы, которая включает в себя систему венчурного инвестирования и рынок венчурного капитала.

Общая концепция формирования и развития национальной инновационной системы должна предусматривать принятие комплекса мер государственной поддержки инновационной сферы, прежде всего, создание системы венчурного инвестирования, которая будет стимулировать частный сектор создавать, распространять и внедрять инновации в массовое производство.

Функционирование системы венчурного финансирования — самоподдерживающийся процесс, где средства, полученные от выходов из инновационных компании, вкладываются в новые венчурные фонды, а новые старт-апы стремятся повторить успех состоявшихся компаний предыдущего цикла. Но в условиях, где отсутствуют возможности привлечения большого объема инвестиций в старт-апы, задача первоначального запуска венчурной системы является непростой, т.к. ввиду высоких рисков финансирование стремятся получить одновременно большое число старт-апов, что требует сразу значительных денежных средств. Следовательно, формирование и запуск системы венчурного инвестирования — сложный процесс, который должен осуществляется на базе организационно- экономических функций государства, в основе которых лежат общие его функции, к которым можно отнести научно-аналитическую, нормативно-правовую, регулирующую, координирующую, управленческую, контрольную, распределительную, организационную, стимулирующую, информационную, защитную, интеграционную функции. Государство может оказывать самое активное влияние на создание действенного механизма реализации инновационного потенциала, в котором должна быть реализована вся совокупность общих организационно- экономических функций государства в их конкретной модификации.

Основные экономические функции государства сами по себе консервативны, но они динамичны по направлению, которые будут меняться, исходя из природы государства, его устройства, этапа развития, особенностей регулирования в экономике.

Главной целью государственного воздействия на развитие НИС состоит в формировании прибыльного, самоподдерживающейся системы венчурного капитала, ориентированная на малые инновационные предприятия, а также в обеспечении быстрого прохождения научно- технической идеи через научно-образовательную подсистему «наука» и «техника» в сектор коммерциализации «производство».

Для достижения данной цели, государство должно демонстрировать желание, политическую волю и способность разделить риски с частным сектором.

Успешный мировой опыт определяет важность роли государства и государственных программ поддержки развития института венчурного предпринимательства (SBIR, STTR в США, Yozma — в Израиле, SITRA — в Финляндии, Китай).

Ссылаясь на вышесказанное, следует рассмотреть опыт США и других стан при создании собственных НИС с развитым рынком венчурного капитал, где государственная инновационная политика способствует широкому привлечению капитала в научно-технический потенциал малого инновационного бизнеса для решения важнейших национальных научно-технических проблем.

В ряду мощных стимулирующих мер в США, способствующих расширению научно- исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), явилось решение об исключении из налогообложения сумм, затрачиваемых на приобретение оборудования для осуществления этих работ. Кроме того, ряд налоговых льгот, предоставляемых инвестиционным компаниям и венчурным фондам, повысил их заинтересованность в финансировании инновационных проектов.

В числе наиболее масштабных мероприятий по поддержке НИОКР в сфере малого бизнеса необходимо указать на разработку и успешную реализацию федеральных программ «Инновационные исследования в малом бизнесе» (The Small Business Innovation Research — SBIR) и «Трансферт технологий малого бизнеса» (The Small Business Technology Transfer — STTR). Ежегодно в рамках этих программ финансируется более 2 тысяч инновационных проектов. Общее управление этими программами осуществляется Администрацией малого бизнеса (АМБ). Программа SBIR ориентирована на привлечение инновационного потенциала малого бизнеса для решения научно-технических проблем по тематике крупнейших федеральных министерств и национальных агентств. В их числе: Министерство сельского хозяйства; Министерство торговли; Министерство обороны; Министерство образования; Министерство энергетики; Министерство здравоохранения и обслуживания населения; Министерство транспорта; Агентство защиты окружающей среды; Национальное управление по аэронавтике и космонавтике; Национальная Академия наук и Комиссия по атомной энергии. Каждая из этих организаций может субсидировать свыше $100 млн. для выполнения НИОКР силами малых предприятий. Эти организации, являясь участниками SBIR, сами определяют размеры и виды финансовой поддержки будущих разработчиков и готовят тематические планы НИОКР, оценивают перспективность предпринимательских предложений и проводят конкурсы по распределению субсидий, грантов или контрактов. SBIR является конкурсной программой финансирования инновационной деятельности МП, связанной с исследованиями и разработкой научно-технических проблем государственной важности и обладающей значительным коммерческим потенциалом. Другая федеральная инновационная программа «Трансферт технологий малого бизнеса» (Small Business Technology Transfer -STTR) направлена на ускорение технологического прогресса в национальной экономике США путём стимулирования малых предприятий к взаимодействию с некоммерческими исследовательскими институтами. Эта программа даёт возможность МП получить финансовую и техническую помощь в создании совместных предприятий и/или временных объединений, ориентированных на разработку новых технологий от первоначальной идеи и до полной их реализации. Основными заказчиками исследований и составителями тематики НИОКР по этой программе с общим годовым бюджетом более $1 млрд. является крупнейшие федеральные агентства США, заинтересованные в выполнении НИОКР, имеющих важное значение для дальнейшего развития страны. Эти средства предназначаются участникам инновационных разработок — малым предприятиям и некоммерческим исследовательским институтам, которые не имеют достаточных средств для выполнения дорогостоящих и длительных НИОКР. Основной упор делается на практическое применение теоретических разработок в виде новых продуктов и высоких технологий, востребованных рынком. При этом малые предприятия могут получать высокие прибыли от коммерциализации их разработок, что в свою очередь стимулирует экономическое развитие США.

Другой из наиболее успешных примеров формирования системы венчурного инвестирования и переориентации национальной экономики на инновационно-ориентированную модель развития является государственная программа Израиля «Yozma», которая предполагала создание государственного венчурного «фонда фондов» и последующее развитие 10 частных фондов с участием государства. Yozma была создана под руководством министерства промышленности и торговли Израиля3. К фондам предъявляюсь требования наличия хотя бы одного израильского партнера и одного американского или европейского партнера с опытом и репутацией в облети венчурного инвестирования. Зарубежные коллеги обязывались обучать израильских специалистов, в то же время управление фондом должна была осуществлять израильская частная компания. Создаваемый венчурный фонд, прошедший конкурс, получал до 40% от общего размера фонда из фонда Yozma. В случае успеха фонда была предусмотрена возможность выкупа доли государства по первоначальной стоимости инвестиции плюс небольшой доход при низкой процентной ставке. В рамках программы Yozma было создано 10 венчурных фондов. Кроме этого существовал полностью государственный фонд — Yozma 1 Фонд, который сам непосредственно инвестировал в компании на ранних стадиях развития (стартапы), который действовал с 1993 года и в 1997 году был приватизирован. Программа Yozma послужила началом сильного толчка развития инновационных процессов в стране и процесса коллективного формирования культуры венчурного предпринимательства. Конечными результатами реализации программы Yozma стал резкий рост инновационной активности в Израиле и расширение экспорта высокотехнологичной продукции.

В Финляндии также была выстроена одна из самых эффективных в мире венчурной системы, основой которой стал Национальный фонд исследований и развития Финляндии (SITRA). Фонд был создан в 1967 году государством и в настоящий момент регулируется Парламентом Финляндии. Одной из его целей является поддержка инновационных компаний в Финляндии и других странах, в том числе посредством прямых инвестиций и инвестиций через венчурные фонды. Главной составляющей финского успеха стало оптимальное взаимодействие государства, науки и частного бизнеса на основе выработки общих правил и согласования интересов.

Структура отрасли венчурных инвестиций в Китае уникальна и не имеет аналогов среди других развитых и развивающихся стран. В 1996 году китайское правительство создало свыше 20 государственных венчурных фондов, таким образом воздействуя на развитие венчурной системы через децентрализацию управления. Была предоставлена непосредственно финансовая поддержка венчурным проектам и создана институциональная среда для развития венчурного предпринимательства. Программы, задействующие государственные фонды, начали все больше привлекать менеджеров, ранее занимающихся частными инвестициями. Сегодня главным источником финансовых ресурсов для венчурного предпринимателя в Катае выступают венчурные фонды, которые делятся на четыре типа:

1. Государственные венчурные фонды;
2. Университетские венчурные фонды;
3. Корпоративные венчурные фонды;
4. Иностранные венчурные фонды.

Когда рыночные механизмы только начинают формироваться, государственные фонды лучше всего использовать в качестве одного из необходимых элементов формирования национальной инновационной системы.

Реальное улучшение ситуации в инновационной сфере и перспективы развития системы венчурного предпринимательства как наиболее динамичной и эффективной формы его организации возможно только в рамках реализации целенаправленной государственной инновационной политики.

Основные задачи, которые должны быть решены со стороны государства, при формировании самоорганизованной системы венчурного инвестирования в структуре НИС следующие (Рис.2).

Формирование спроса на венчурный капитал осуществляется путем защиты интеллектуальной собственности, расширения мобильности ресурсов по принципу «четырех свобод» (свободное передвижение капитала, товаров, услуг, научных кадров), специализации трудовых ресурсов, создания систем информационного обеспечения, экспертизы, сертификации и продвижения разработок, подготовки и переподготовки кадров, развитие конкуренции, пропаганда культуры венчурного предпринимательства, инновационной активности малого предпринимательства.
Одна из отличительных черт бизнеса в области высоких технологий — высокая доля затрат на НИОКР в совокупном объеме инвестиций. Успех бизнеса во многом зависит от объема доступа к этим средствам. Поэтому ведущими игроками во многих сегментах высокотехнологичного бизнеса должны становится крупные корпорации, занимающие значительные доли рынка: крупное и стабильное производство получает возможность существенно снизить издержки производства, повысить качество продукции (во многом благодаря широкому спектру НИОКР) и установить отраслевой стандарт. Тем не менее парадокс инновационной экономики заключается в том, что крупные технологические корпорации не являются гарантом устойчивого роста в области высоких технологий. Многие новаторские идеи доводятся до рыночной стадии в небольших компаниях, называемые малым инновационным бизнесом.

Инновационная деятельность малых фирм создает базу для структурной перестройки всего хозяйства на наукоемкой основе. Малый бизнес служит основным источником нововведений, генератором новых решений, и само его присутствие создает предпосылки к инновационному развитию экономики. При оценке инновационного потенциала малого бизнеса следует исходить из положения, что малый бизнес инновационен по своей природе. Этому способствуют следующие характеристики организаций малого бизнеса: большая гибкость малой фирмы при прочих равных условиях, мобильность и адаптивность, поскольку во главе фирмы часто стоит автор нововведения. Большая гибкость и адаптивность малых предприятий дает преимущества, прежде всего в быстро меняющихся условиях (технологические изменения или экономическая среда в целом). Многие товары, определяющие сегодня лицо современного общества, появились благодаря именно малому наукоемкому бизнесу.

Эффективность капиталоотдачи инновационных разработок в малом бизнесе примерно в 2,5 раза выше, чем у крупных предприятий. Кроме того, инновационная активность специалистов, занятых в сфере малого бизнеса, выраженная в относительном количестве патентов выданных на одного работника, в 15,6 раз превышает аналогичный показатель для работников крупных предприятий4. Малые предприятия, имея ограниченные ресурсные возможности, проявляют высокую активность в инновационной сфере деятельности, которая связана с большими рисками.

Увеличение источников предложений венчурного капитала осуществляется через формирование условий для участия в высокорисковой инвестиционной деятельности различных финансовых организаций, фондов, банков и прочих кредитных учреждений, корпораций, страховых компаний. Для решения данной задачи у государства имеется ряд возможностей.

Учреждение государственных и совместных с региональными органами, банками, крупными корпорациями венчурных фондов.

Активное использование государственного и муниципального имущества и государственной интеллектуальной собственности для ресурсного обеспечения венчурного предпринимательства. Использование данной возможности может происходить в разных формах: в форме передачи помещений для венчурных фондов, предоставление ценных бумаг и различных видов интеллектуальной собственности в качестве залога банкам при их кредитовании венчурных проектов, выступления соучредителем венчурных фондов с внесением своей доли в виде различных видов имущества и имущественных прав.

Создание фондов поддержки и государственных гарантий под кредиты малым инновационным венчурным предприятиям.

Массовая пропаганда и информирование рынка об имеющихся объектах венчурных инвестиций, об успешно завершенных НИОКР и коммерциализации инновационной продукции через федеральные СМИ с целью общественного воспитания культуры венчурного предпринимательства, формирования в общественной среде интереса к отечественным инновациям, веры в собственные силы и возможности, популяризации возможностей создания новых инновационных компаний и различных видов деятельности, приводящих к появлению инновационных бизнесов: изобретательской, предпринимательской и инвестиционной. Так, например, причина недооценки степени развития предложения российских венчурных инвестиций во многом в том, что информация о венчурных сделках значительно скрыт для большинства аналитиков, поскольку информация о венчурных сделках часто является закрытой. Это объясняется тем, что информация становится широко известной, лишь когда объемы сделки превышают 1 млн.долл., а таких сделок в России значительно немного. В силу историко-культурной специфики российской индустрии инноваций, большинство отечественных носителей технологической экспертизы не в достаточной степени владеют умением выработки и последующей реализации эффективных маркетинговых стратегий, в т.ч. стратегий по продвижению своего бизнеса как объекта потенциальных инвестиций. В свою очередь, это приводит к тому, что индивидуальные инвесторы и венчурные фонды оказываются в недостаточной степени информированными о существующем спектре российских инновационных компаний, испытывают сложности с наполнениями своих потоков сделок. Для инвесторов, изначально не ориентирующихся на осуществление вложений в инновационные компании, отсутствие информации о новых высокотехнологических предприятиях является одним из факторов, детерминирующих консервацию их текущей инвестиционной стратегии.

Действия государства по расширению источников венчурного капитала должны быть системными: по направлениям, набору форм и методов, в противном случае надлежащего эффекта в виде роста венчурного капитала не будет.

Развитие инфраструктуры взаимодействия венчурного капитала и инновационного бизнеса. В решении данной задачи в наибольшей степени должна быть реализована координирующая функция государства. Именно кооперация и взаимодействие позволяет создать наиболее эффективную инфраструктуру научно-технической и инновационной деятельности. Государство выступает посредником между сферой НИОКР и предприятиями, благодаря чему ускоряется процесс взаимодействия науки и производства. Государство играет значительную роль в создании смешанной частно-государственной информационной инфраструктуры. К другим элементам инфраструктуры для стимулирования инновационных процессов можно отнести научные парки, кластерные проекты, региональные центры коммерческой реализации проектов, способные осуществлять соответствующие маркетинговые мероприятия. Государство не только способствует развитию сотрудничества фирм и НИИ, но также определяет направления перспективного взаимодействия в создании конкурентоспособных инноваций.

В государственной инновационной политике начинает превалировать кластерная философия. Государства начинают концентрировать усилия на создание кластеров и новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. При решении задачи взаимодействия и интеграции целесообразно использовать дифференцированный подход по отношению к отдельным структурам венчурной системы:

1. Государственное содействие в создании отсутствующих в данный период звеньев венчурной системы.
2. Государственное содействие направленное на укрепление слабых звеньев в венчурной системе и ее подсистем.
3. Устранение недостатков, мешающих различным элементам национальной системы венчурного инвестирования скоординировано взаимодействовать друг с другом.

Разобщенность между различными элементами венчурной системы, между НИОКР и промышленностью, источниками венчурного капитала и малым бизнесом, несогласованность внутри НИОКР и отсутствие интеграции между наукой, образованием и рынком, а также между самими венчурными фирмами действуют разрушающе на процесс научно-технологического и инновационного развития экономики, резко снижая эффективность использования инвестиционных ресурсов.

Разнообразие подходов к определению роли государства проявляется и в отношении процессов формирования и использования венчурного капитала в развитии инновационной активности хозяйственных систем. Государство использует целый арсенал инструментов, рычагов и других средств воздействия на инновационное развитие страны. Их набор изменяется, совершенствуется в зависимости от избираемой стратегии инновационной политики государства, модели венчурного финансирования, состояния общества и органов управления. В широком смысле методы государственного регулирования инновационного процесса включает те или иные действия, начиная прогнозированием и планированием и заканчивая принятием решения по преобразованию, совершенствованию функционирования инновационных процессов и экономики в целом.

Существуют два основных метода государственного воздействия на формирование и функционирование системы венчурного капитала.

Большинство методов, особенно налоговое стимулирование, как правило, используются дифференцированно. При этом должен учитываться этап венчурного финансирования. Должны стимулироваться, прежде всего, активные инвесторы, которые выступают на ранних стадиях венчурного финансирования.

Хотели бы остановиться на правовой среде венчурной деятельности. Возможна реализация двух сценариев совершенствования налоговой системы для стимулирования развития рынка рискового финансирования: первый — кардинальное реформирование налоговой стратегии и приоритетного стимулирования инновационной деятельности, второй — постепенное упрощение и приспособление существующей налоговой системы к условиям перехода на инновационный путь.

Первый сценарий предполагает формирование такой налоговой стратегии, где происходит значительное ослабление налоговой нагрузки в реальном секторе экономики и в инновационной сфере и перенос фиска на сферу услуг и потребление, доведя вклад в бюджет свыше 60-70% за счет прогрессивного налогообложение доходов, а также путем введение рентного налогообложение на эксплуатацию природно-ресурсного потенциала. При выборе налоговой системы по первому сценарию целесообразно в инвестиционно-инновационной сфере отменить налог на добавленную стоимость (НДС), расчеты которого значительно усложнены и позволяют крупным компаниям и корпорациям за счет роста внутрикорпоративного оборота существенно понижать налоговую базу, а малым предприятиям и венчурным фирмам, где достаточно высокие затраты труда и доля вновь созданной стоимости, наоборот, значительно увеличивают налоговую нагрузку. Отмена НДС рекомендуется на всех стадиях инновационного процесса: а) научно- исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, направленные на создание новой продукции, реализуемые в экономическом обороте, б) маркетинговые исследования и организация эффективных рынков сбыта инновационных продуктов и услуг, в) технологическое переоснащение, подготовка и организация производства, г) испытания, сертификация и стандартизация новых процессов, продуктов и услуг, д) создание и развитие инновационной инфраструктуры, е) первоначальный период производства новой или усовершенствованной продукции, применения новой или усовершенствованной технологии до достижения нормативного срока окупаемости инновационного проекта, ж) финансирование инновационной деятельности (инновационные программы и проекты), з) таможенные .льготы для инновационных фирм.

Отмена НДС в сфере инновационной деятельности создаст экономические условия для активного перетопка капитала в инновационную деятельность и расширения венчурной предпринимательской деятельности на основе эффективного вложения инвестиций в инновации. Отмена НДС равносильна косвенному финансированию науки и научно-инновационной сферы.

Второй сценарий налоговой стратегии предусматривает сохранение действующей сложной налоговой системы путем внедрения методологии выравнивания налоговой емкости между секторами экономики. Здесь имеется в виду равномерное вовлечение отраслей экономики, хозяйствующих физических и юридических субъектов, инновационной сферы в формирование доходов государства в соответствии с уровнем накопленного национального богатства и степенью использования их финансово-экономического и налогового потенциала. С позиции национального хозяйства максимальная отдача достигается при полном вовлечении всех элементов богатства в воспроизводство общественного продукта и при минимальном фискальном налогообложении субъектов хозяйственной деятельности. Собственник вносит налог на владение богатством, которое охраняется государством, поэтому правомерно рассматривать налоговые возможности и оценку налоговой емкости секторов рынка и отраслей экономики как составную часть инвестиционно-экономического потенциала.

Разнообразие подходов к определению роли государства проявляется в отношении процессов формирования системы венчурного инвестирования в условиях формирования и развития инновационной экономики. В условиях уже созданной эффективной инфраструктуры функционирования венчурного капитала, роль государства должна заключатся лишь в создании правовых и экономических предпосылок, при этом непосредственное участие государства капиталом не имеет принципиального значения. В этом случае государство должно устанавливать лишь «правила игры», используя свои организационно- координирующие функции без особой необходимости участия капиталов, оставив за собой лишь финансирование оборонных технологий.

Но создание механизма формирования и использования венчурного капитала, а также запуск системы венчурного инвестирования требует государственного участия капиталом, необходимого для привлечения большого
количества источников венчурного финансирования, которое выражается в предоставлении государственных гарантий на покрытие потерь от несостоявшихся высокотехнологичных проектов, а также государственных заказов, субсидий, кредитований высокотехнологичных инновационных предприятий под кредитный процент, как минимум в два раза ниже ставки рефинансирования.

Автор:
M. Ильина, аспирантка кафедры государственного, муниципального и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Статья из журнала “РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция”, №1, 2012

Библиографический список:
1. Каширин, А.Н., Семенов А. С. «Венчурное инвестирование в России». — Москва: Вершина, 2007 г
2. Каржаув А.Т., Фоломьев А.Н «Национальная система венчурного инвестирования», Москва 2005 г.
3. Новицкий Н.А. «Инновационная экономика России: Теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты». — М. 2008 г.
4. Пикулькин А. В. «Система государственного управления». — 4-ое издание. М. 2007 г.
5. Родионов И.И., Дмитриев Н.Н. Модели формирования института венчурных инвестиций // Журнал «Корпоративные финансы» №2(6) 2008 г. Интернет ресурсы
6. www.allmedia.ru/ Национальное деловое партнерство: «Основные программы поддержки инновационного бизнеса в США», 2010 г.
7. http://www.allventure.ru/ Всероссийский информационно-аналитический портал «Венчурная Россия»
8. http://www.unova.ru/ Новости инноваций и венчурного рынка

Оцените статью
Adblock
detector