Избирательность государственной поддержки предпринимательской деятельности как условие ее эффективности

Для любого современного общества развитие предпринимательства выступает одним из ключевых факторов стабильного роста экономики. В ходе эволюции экономических отношений по пути становления рыночного хозяйства предпринимательство приобретает все более сложные и разнообразные формы. Более того, в современном мире оно реализует дополнительные социальные функции, способствует повышению экономической активности населения, обеспечивая прямую заинтересованность человека в повышении эффективности труда, в поиске наиболее интересных вариантов приложения своих сил и использования своих возможностей.

Однако в современной России развитие предпринимательства сталкивается с целым рядом серьезных проблем и, как следствие, уровень предпринимательской активности оценивается экспертами как крайне невысокий. Так, репрезентативный опрос 7500 взрослых граждан России показал низкий уровень предпринимательской активности, который составил в 2011 году всего 4,6 %, что вызывает еще большие опасения в сочетании с достаточно высоким уровнем (27 %) «вынужденных предпринимателей» [1]. Причем в качестве одного из ключевых факторов, непосредственно определяющих современное состояние российского предпринимательства, является низкая эффективность применяемого инструментария государственного регулирования предпринимательской деятельности (по данным уже упомянутого выше Глобального мониторинга предпринимательства в 2011 году, эксперты в качестве наиболее негативного фактора, сдерживающего развитие предпринимательства, выделяют именно политику государства, ее непоследовательность, запутанность законодательной базы, в сочетании с непосильной налоговой нагрузкой [1]). Кроме того, согласно результатам мониторинга «Опоры России» за 2008 г. трудности с получением разрешительных документов при взаимодействии с органами власти различного уровня испытывали все предприятия независимо от размера и отраслевой принадлежности. При выдаче разрешений и согласований федеральными органами власти (Роспотребнадзором, Ростехнадзором, Ветнадзором и др.) 38 % опрошенных предпринимателей отмечали, что есть проблемы как со сроками выдачи документов, так и с избыточными требованиями при их оформлении. Аналогичная ситуация наблюдалась и с выдачей разрешений региональными (36 %) и местными властями (41 %) [2].

В рейтинге налоговых систем мира, подготовленном компанией PricewaterhouseCoopers, Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией, Россия по состоянию на 2009 г. занимает 134 место. В соответствии с этим исследованием российские предприниматели ежегодно вынуждены тратить на уплату налогов 448 часов и отдавать при этом половину коммерческой прибыли [3].

В связи с этим выявление проблем, определяющих низкий уровень предпринимательской активности в российской экономике, поиск путей и инструментов обеспечения благоприятной экономической среды для развития предпринимательской деятельности, является одной из центральных задач при формировании и реализации государственной политики. Прежде всего речь необходимо вести о совершенствовании налогового регулирования с целью снижения налоговой нагрузки на предпринимателей и обеспечения достаточной доходности бюджетной системы, что требует формирования единых правил налогообложения для всех предпринимателей; обеспечения неизменности налоговых ставок; ужесточения мер, связанных с уклонением от уплаты налогов; упрощения системы налогообложения для предпринимательских структур; предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам малого и среднего бизнеса с целью стимулирования их развития.

Кроме того, речь идет о необходимости формирования целостной системы государственного регулирования предпринимательской деятельности, формирование которой должно быть направлено на решение таких актуальнейших взаимосвязанных задач, как использование потенциала саморазвития предпринимательских структур, совершенствование организационно-экономического инструментария государственного регулирования предпринимательской деятельности и, прежде всего, обеспечение избирательности оказания государственной поддержки предпринимательской деятельности.

В настоящее время государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России строится на основании Федерального закона №209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с поправками от 06.12.2011 г.), согласно которому выделяются три основные группы предпринимательских структур в соответствии со среднесписочным количеством работников (средние, малые и микропредприятия). Однако необходимо отметить, что отдельные сферы деятельности также накладывают свой отпечаток на деятельность предпринимательских структур и соответственно требуют применения специфического инструментария государственной поддержки. Кроме того, как справедливо отмечает Ю.Г. Чернышева, необходимо учитывать текущее состояние предпринимательской структуры, качество ее функционирования. В частности, она предлагает существующую группировку малых предприятий дополнительно дифференцировать по таким критериям, как относительная эффективность малых предприятий различных сфер деятельности, предельно допустимая численность работников предприятия, категории предпринимателей (начинающий, развивающийся, успешно работающий) [4].

Однако, на наш взгляд, необходимо не просто сформировать отдельные направления государственной поддержки предпринимательских структур, но и обеспечить ее избирательность. При этом среди всего многообразия возможных инструментов государственной поддержки предпринимательской деятельности необходимо выделить именно федеральные и региональные целевые программы как наиболее адаптивные к обеспечению избирательности государственной поддержки, поскольку далеко не каждая предпринимательская структура в состоянии освоить те финансовые потоки, которые способно обеспечить государство в рамках реализации данных программ. Действительно, в Законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» выделены те виды деятельности, на которые в первую очередь направлена государственная поддержка, однако и в рамках этих сфер необходимо выделять те предприятия, которые не просто нуждаются в поддержке, но и способны эффективно использовать те благоприятные условия, которые создает им государство. Однако необходимо также установить четкие критерии для тех категорий малого бизнеса, которым государство по тем или иным причинам считает целесообразным оказывать различного рода помощь, как правило, дифференцированную в зависимости от вида экономической деятельности. Из этих соображений в первую очередь следует выделить малые промышленные и инновационные предприятия как типы предпринимательства, в большей степени нуждающиеся в поддержке [5].

И в данном случае, на наш взгляд, следует отталкиваться от двух критериев: наличие ресурсной составляющей (включающей природные, материальные, трудовые, финансовые и нематериальные ресурсы) и качество управления предприятием, отражающее возможности предпринимательской структуры эффективно использовать данные ресурсы для получения конкурентных преимуществ перед другими участниками рынка.

Совершенно очевидно, что наиболее эффективной государственная поддержка будет в отношении тех предпринимательских структур, которые, даже не обладая значительными ресурсными возможностями, способны продемонстрировать умение распоряжаться ими, искать конкурентные преимущества, в том числе и в инновационной сфере.

Особое место в числе объектов государственной поддержки должны занимать те малые предпринимательские структуры, которые только начинают свою хозяйственную деятельность. И в данном случае наиболее остро встает проблема развития кредитно- финансовой системы, которая зачастую не позволяет малому предприятию (особенно на стадиях становления) получить заемные средства. Кроме того, сложность бюрократической процедуры оформления кредитов препятствует динамичному развитию малых и средних предприятий, а иногда даже приводит к срыву перспективных проектов. В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу заложен целый ряд мер по улучшению ситуации в данной сфере. Так, например, в качестве одного из направлений, упрощающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, является развитие микрофинансирования путем создания небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе средства для развития субъектов малого предпринимательства.

Кроме того, особую нишу в числе предпринимательских структур занимают инновационные и высокотехнологичные производства, а также предпринимательские структуры в телекоммуникационной сфере, что обусловлено спецификой их деятельности. Высокие риски инновационной деятельности и нетрадиционный характер производимой продукции и используемых ресурсов приводят к тому, что при рассмотрении финансового состояния данных предприятий (что является приоритетным фактором при предоставлении кредитов) банки уделяют большое внимание оценке кредитоспособности малых предприятий, причем предполагая предоставление недвижимости в качестве залога. Эти устаревшие методики определения кредитоспособности заемщика не позволяют многим компаниям с высоким конкурентным потенциалом выйти на рынки или занять там достойную нишу. Данный факт во многом и определяет необходимость совершенствования государственной поддержки именно данных сфер деятельности. Таким образом, основным элементом развития государственной поддержки российского предпринимательства выступают меры, связанные не только с совершенствованием налогового законодательства (как необходимого условия повышения предпринимательской активности), но и создание эффективной системы финансовой поддержки предпринимательских структур, ключевым принципом реализации которой должна стать избирательность ее оказания.

Автор: А.М. Блудов
Статьи из журнала
“Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 3 (21)”

Примечания:
1. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM). Россия. 2011. С. 55 // URL:http://dspace.gsom.pu.ru
2. Отчет о выполнении работ: «Методическое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». М.: Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», 2008.
3. Агарков Г.А., Зыков В.В. Безопасность предпринимательской деятельности – проблема государства или предпринимательского сообщества? // Вестник Томского государственного университета. 2009. №4. С. 192-200.
4. Чернышева Ю.Г. Критериальная оценка малого предпринимательства как правовая база господдержки // Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». 2007. № 1. С. 34.
5. Морковина С.С. Роль государственного регулирования в содействии развитию малого предпринимательства // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. Вып. 9 (65). С. 386.

Оцените статью
Adblock
detector