Место и роль России на мировом рынке нефти, угля и газа согласно Энергетической Стратегии 2020 и 2030

Рост экономик развивающихся стран, повышение их доли в структуре спроса на энергоресурсы, неизбежность роста цен на энергоресурсы вследствие исчерпания наиболее дешёвых и доступных запасов, появление на энергетическом рынке новых игроков и новых форм сотрудничества, и противодействие этим процессам со стороны традиционных монопольных хозяев мирового энергорынка порождают напряжённость и делают рынок непредсказуемым.

Человечество стоит на пороге зарождения нового, постнефтяного энергетического уклада. Трансформационные процессы могут повлечь за собой коренные изменения в динамике и структуре внешнего спроса на российские энергоресурсы, а также к переосмыслению роли энергетического сектора в российской и мировой экономике.

Российская Федерация — одна из ведущих держав в мировой системе торговли энергоресурсами. Особенно прочны позиции России на мировом рынке углеводородов.

Россия традиционно лидирует по объемам добычи сырой нефти, обеспечивая более 12% мировой нефтеторговли [7]. Более 80% российской нефтедобычи предназначено для экспорта в страны Европы, где доля России превышает 30% [7]. Для российских нефтепродуктов главным направлением экспорта также являются рынки стран Европы [1].

Россия, безусловно, лидирует в мире по запасам природного газа, в российских недрах находятся более 23% мировых запасов этого сырья [5]. Столь же, безусловно, лидерство России и по объемам ежегодной газодобычи, которая обеспечивает четверть объёмов мировой торговли этим энергоносителем, что позволяет российским компаниям господствовать как на европейском рынке природного газа, так и на рынках СНГ. В газопотреблении стран Европы на российский природный газ приходится около 30% [5]. Обладание уникальной газотранспортной системой обеспечивает России решающую роль в обеспечении поставок в Европу и СНГ центрально-азиатского газа.

Российской Федерации принадлежит также второе место в мире по запасам каменного угля, которые составляют почти пятую часть мировых запасов. Это позволяет России, добывая 5% угля в мире, обеспечивать около 12 % мирового оборота энергетических углей [2].

Российская атомная энергетика обеспечивает 45% рынка обогащения урана, 15% рынка переработки ядерного топлива, 5% рынка атомной электрогенерации, 15% рынка атомного реакторостроения в мире, и обеспечивает 8% мировой добычи природного урана [2].

Разработанная правительством России и принятая в 2003 г. Энергетическая Стратегия на период до 2020 г. определила ключевые задачи энергетического сектора России и пути их достижения. Однако она исходила всё же из благоприятного сценария развития мирового энергетического рынка, не учитывала существенные факторы, породившие кризис 2008-2009 гг. Поэтому, на её основе в 2009 г. была разработана Энергетическая Стратегия — 2030, учитывающая новые вызовы энергетической безопасности России.

Основные факторы, определяющие основы внешней энергетической политики России и ее положение на мировых энергетических рынках на ближайшую и среднесрочную перспективу, связаны с особенностями нынешнего периода развития мировых рынков энергоресурсов. Они характеризуются, в первую очередь, процессами их реструктуризации, что сопровождается обострением конкуренции, порождённой ростом удельного веса развивающихся стран, как в добыче, так и в потреблении энергоносителей. При этом наблюдается существенный рост рисков, связанных с ыепрогнозируемостью перспектив развития мировых рынков [3].

Примером является динамика цен на нефть. Основные факторы, которые делают её непредсказуемой: негативные последствия мирового финансового кризиса и угроза его нового витка, опасность дефицита поставок энергоресурсов, неоднозначные перспективы последствий подписания ведущими державами Киотского протокола и заключения других международных договоров в сфере экологической политики с целью борьбы с глобальным потеплением климата [6]. В то же время, в мире растёт осознание необходимости координации действий и концентрации усилий для повышения долгосрочной устойчивости рынков энергии и энергоносителей, повышения уровня глобальной энергетической безопасности на основе таких механизмов её обеспечения которые не ущемят, чьи бы то ни было национальные интересы.

В истории человечества уже неоднократно осуществлялись революционные изменения, связанные с новыми подходами к использованию энергии, которые кардинально изменяли лицо мировой цивилизации — от технологического уклада, образа жизни и форм политических структур до способов ведения военных действий.

Сегодня человечество вновь находится на стыке двух технологических укладов: прежнего, нефтяного, и нового, который лишь зарождается. Транснациональные корпорации, привыкшие к мировому господству в рамках традиционного нефтяного уклада, стремятся к сохранению монополии, однако высочайшие темпы модернизации развивающихся, в первую очередь, азиатских стран, обещают серьёзные испытания существующему на мировом энергорынке балансу сил. Доля развивающихся стран в мировой торговле энергоресурсами неуклонно растет. В последние 10 лет спрос на нефть вырос на 10.8 Mbpd, причем доля Китая в этом приросте составила 4.6 Mbpd, прирост стран Ближнего Востока — 2.8 Mbpd, Индия добавила 1.1 Mbpd. В то же время в странах ЕС спрос на нефть сократился на 0.8 Mbpd, а в государствах Северной Америки на 0.2 Mbpd [10]. Результатом этих процессов является ожесточенная борьба за ресурсы в Африке и Латинской Америке, на Ближнем Востоке, где она подчас сопровождается социальными потрясениями, переворотами, революциями и гражданскими войнами, а то и прямыми внешними интервенциями.

Экономический кризис и сопутствующее ему падение спроса вместе с ростом предложения нефти в Северной Америке на время сняли проблему дефицита энергоресурсов. Однако трансформационные процессы в развивающихся странах, в первую очередь, Индии и Китае неизбежно приведут к перестройке с экспортного роста на внутренний и это резко повысит опасность конфликтов, порожденных борьбой за энергоресурсы [4].

Указанные тенденции ставят Россию перед рядом вызовов, как в геополитическом плане, так и в сфере внешней энергетической политики. Без сомнения, Россия в новых условиях не только будет оставаться ведущим оператором мирового рынка углеводородного сырья, но и примет активное участие в дальнейшем развитии рынков угля и электроэнергии, значительно усилит свои позиции в мировой атомной энергетике.

Основополагающим принципом при этом должно являться сохранение и развитие стабильных и предсказуемых отношений с потребителями на традиционных рынках российских энергоресурсов и формирование таких же устойчивых связей на новых для российских энергетиков рынках.

Как предусмотрено Энергетической стратегией России на период до 2030 г., при сохранении объемов экспорта первичных энергоносителей, главное внимание в ближайшей и среднесрочной перспективе будет уделяться развитию экспорта продуктов с глубокой степенью переработки, инвестированию в развитие их производства российскими компаниями за рубежом. В первую очередь, значительный интерес для России будут представлять высококонкурентные рынки нефтехимической и газохимической продукции [9].

Важнейшим приоритетом энергетической политики России остаётся поставленная в Стратегией-2020 задача вхождения в мировые рынки энергетики, основанной на возобновляемых источниках. Основой поэтапного наращивания вклада России в эти рынки, наряду с развитием международного сотрудничества, является уже имеющийся потенциал научно-технических разработок в области возобновляемых источников энергии.

Стратегией-2020 и -2030 также предусмотрена решительная диверсификация товарной структуры экспорта энергоносителей путём увеличения доли энергетических продуктов с высокой добавленной стоимостью в экспорте. Это, в первую очередь, нефтепродукты, продукция газохимии и нефтехимии, СПГ, газомоторное топливо, электроэнергия [8].

Решение этих задач позволит России, при сохранении лидерства на мировом рынке энергоносителей, качественно изменить характер своего присутствия на энергетических рынках, диверсифицировать направленность и товарную структуры энергетического экспорта страны. Решающую роль здесь будет играть активное развитие новых форм сотрудничества в сфере международного энергетического бизнеса, всемерное расширение присутствия российских компаний за рубежом. Это в значительной мере снизит риск зависимости энергетического сектора России от экспорта энергоносителей в страны Европы, повысит доходность и эффективность внешнеэкономической деятельности топливно-энергетических компаний России без значительного наращивания объемов добычи и экспорта первичных энергоносителей.

Энергетической стратегией России предусматривается комплекс первоочередных задач, направленных на достижение стратегических целей внешней энергетической политики России:
—   обеспечение транспарентности энергетической политики Российской Федерации и координации ее Энергетической стратегии с перспективными планами и энергетическими стратегиями
других участников рынка;
—   диверсификация экспортных энергетических рынков и товарной структуры экспорта;
—  обеспечение стабильных условий на энергетических рынках, включая гарантированность
спроса и обоснованные цены на основные продукты российского экспорта энергоресурсов;
— укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом;
— обеспечение эффективной международной кооперации по рисковым и сложным проектам в России (в т.ч. по шельфовым проектам в арктических условиях) [9].

Для решения поставленных задач необходим системный подход к разработке и реализации внешней энергетической политики, учитывающий особенности и характер развития мировых энергетических рынков, изложенные в настоящей статье. Мир находится в преддверии коренной трансформации всего нефтегазового бизнеса, и эффективность внешней энергетической России будет зависеть от готовности к новым вызовам. 

Автор:
К. Харина, аспирантка кафедры экономической теории, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара
Статья из журнала «РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция», №1, 2012

Библиографический список:
1. Бобылев Ю.Н., Четвериков Д.Н. — «Факторы развития рынка нефти» — М.: ИЭПП, 2010. -179с: ил.
2. Годин Ю. — «Россия: экономика, политика. Геополитическая роль внешней торговли энергоресурсами для России» — МЭ и МО, № 002, 2011, С. 103-109.
3. Кошкарев А. — «Новая нефтяная реальность» — Эксперт, №19, 2011.
4. Мазин А. — «Ресурсы и конфликты» — МЭ и МО, №008, 2010 С. 3-9.
5. Накиценович Н. — «Мировые перспективы природного газа» — М.:, 2011. — 189с.
6. Петров В.В., Артюшкин В.Ф.- «Поведение цен на мировом рынке нефти» — М.: Фазис, 2011. -232с.
7. Петров В.В., Поляков Г.А., Полякова Т.В., Сергеев В.М. — «Долгосрочные перспективы российской нефти» — М.: Фазис, 2010. — 213с.
8. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года http://www.minprom.gov.ru/docs/ strateg/1
9. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года http://www.energosber.74.ru/ Vestnik/2009/09_07.htm
10. Peter Zeihan Russia’s Breakthrough on YamalNatural Gas Опубликовано: 22/07/2011 http://www. stratfor. com

Оцените статью
Adblock
detector