Применение модели EFQM для самооценки деятельности ВУЗа

Современный рынок образовательных услуг динамично развивается, организации сферы высшего образования нуждаются в новых методах и моделях развития, чтобы успешно существовать в агрессивной конкурентной среде. Академический потенциал вузов в современных рыночных условиях необходимо грамотно использовать; в связи с этим одной из центральных задач образовательной системы является обеспечение качества образования. Ключевая мировая тенденция — широкое применение бизнес-инструментов в практике университетского управления, в том числе методов всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management — TQM).

Во всем мире давно признана и широко применяется модель совершенствования EFQM, разработанная Европейским фондом управления качеством (EFQM Excellence Model). Самооценка по критериям модели EFQM предполагает проведение серьезного диагностического исследования и измерения мощности и эффективности управленческого потенциала организации, оценку зрелости системы менеджмента относительноэталонного уровня, выявление сильных сторон, а также областей, в которых целесообразно проводить улучшения. Для самооценки модель применяют более 30 тыс. организаций, в том числе 15 из 25 крупнейших компаний Европы, 9 из них входят в число 50 ведущих компаний мира. Недавнее исследование результатов деятельности 120 европейских компаний, применяющих модель EFQM, выявило увеличение рыночной стоимости на 36% по отношению к контрольной группе организаций, не применяющих модель EFQM, рост продаж (на 77%) и повышение валовой прибыли (на 18%) [1].

Широкое распространение модели в Европе и за ее пределами обуславливается простотой и эффективностью этого инструмента улучшения качества системы управления, а также возможностью применения модели в любой организации независимо от формы собственности, сферы деятельности и размера, в том числе в организациях сферы образования.

 

СТРУКТУРА МОДЕЛИ EFQM

Модель совершенствования EFQM объединяет две группы критериев: «Возможности» и «Результаты» (рис. 1).

Критерии группы «Возможности» дают понимание и возможность увидеть, каким образом достигаются результаты. Группа «Результаты» включает в себя основные показатели того, чего достигла организация, используя имеющиеся возможности. Модель совершенствования EFQM состоит из 9 критериев и 32 составляющих (субкритериев), детализирующих модель. Каждый критерий получает оценку. Общая сумма по всем критериям составляет 1000 баллов. Группы «Возможности» и «Результаты» имеют эквивалентные максимальные оценки — по 500 баллов. Модель EFQM — серьезный диагностический инструмент, позволяющий улучшать деятельность организации, охватывающий и поддерживающий большое количество управленческих инициатив. Именно поэтому модель EFQM можно рассматривать как зонтичную модель (рис. 2).

Версии модели EFQM

Первая версия модели EFQM была предложена в 1991 г. как оценочная схема Европейской премии качества. Она представляла собой обобщенную модель идеальной системы управления для организаций, ориентированных на устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности.

Модель изначально была основана на философии всеобщего менеджмента качества, системном подходе к управлению, учитывающем интересы всех заинтересованных сторон, включая потребителей, работников, собственников и акционеров, партнеров и поставщиков, общество и государство.

В 1999 г. был проведен серьезный пересмотр модели и из ее названия было удалено слово «бизнес» (до 1999 г. модель называлась EFQM Business Excellence Model). Еще одно важное нововведение этого года — появление адаптированной версии модели EFQM для организаций общественного сектора. В конце 2001 г. в ответ на требования пользователей разработать понятную схему поэтапного движения к организационному совершенству EFQM предложил систему признания достижений организаций в области качества — уровни совершенства EFQM, где премия EFQM является высшей из трех ступеней признания. Схема предполагает уровень для опытных пользователей модели «Признанное совершенство» (R42) и уровень для начинающих «Стремление к совершенству» (C2E).

На базе модели EFQM для общественного сектора в 2003 г. была представлена версия модели EFQM для системы высшего образования. Разработка адаптированной модели проводилась на базе университета Шеффилд Халам (Великобритания), который координирует проект EFQM «Качество в сфере высшего образования». В отраслевой версии модели заложен опыт применения модели EFQM в европейских вузах из 20 разных стран.

В России также с 1997 г. существует модель Премии Правительства РФ в области качества, критерии которой гармонизированы с моделью EFQM.

В 2001 г. на базе Московского государственного института стали и сплавов организован отраслевой министерский конкурс качества для вузов «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», модель которого является адаптированным для сферы образования вариантом моделей EFQM и Премии Правительства РФ.

Федеральное агентство по образованию РФ для диагностической самооценки вузов рекомендует применять модель «Совершенство деятельности вуза» СПбГЭТУ «ЛЭТИ», которая также является отраслевой адаптацией модели EFQM (рис. 3).

 

Опыт применения самооценки в вузе

В течение двух лет сотрудниками Научного центра бенчмаркинга и совершенствования Ивановского государственного энергетического университета (НЦБС ИГЭУ) проводилась самооценка качества системы управления вузом. Целью являлось оценить качество образовательных процессов ИГЭУ на основе изучения мнения заинтересованных сторон о различных аспектах деятельности (отчет о самообследовании представлен на интернет-портале НЦБС [2]). Данная методика является простой в использовании и может применяться в любых организациях.

Участникам обследования предлагалось заполнить опросный лист, содержащий два раздела (рис. 4). В первом разделе респондентам необходимо было оценить по 5-балльной шкале важность (неважность) различных направлений деятельности вуза. Во втором разделе приведены утверждения, характеризующие эти же направления университетской деятельности, текущее состояние которых следовало также оценить, выбрав один из пяти вариантов ответа.

Для более удобной обработки результатов авторами был разработан программный модуль в пакете MS Excel, который позволяет получить результаты для руководителя в соответствии с моделью EFQM. Согласованные между собой положения первого и второго разделов гармонизированы с девятью критериями модели EFQM (табл. 1).

Каждое из 49 положений первого раздела анкеты согласовано с одним из 49 положений ее второго раздела.

Анализ результатов анкетирования позволил выявить:

■наиболее и наименее важные направления деятельности;

■сильные и слабые стороны;

■направления для первоочередных улучшений.

Результаты представлены в табл. 2, где оценки по согласующимся положениям (вопросам) двух разделов связаны одной строкой. Для каждого положения приведены средняя оценка в баллах, относительная оценка в процентах, среднее отклонение, характеризующее разброс оценок респондентов, а также рейтинг оценок по среднему баллу.

Анализ результатов по первому разделу анкеты указывает на особую важность (с точки зрения работников) для деятельности университета двух областей:

1)эффективного использования ресурсов;

2)управления персоналом.

Три из пяти приоритетных направлений для совершенствования касаются реализации кадрового потенциала университета: «Наличие системы поощрения работников» (№16); «Улучшение руководителями вуза учебного процесса» (№5) и «Адекватное финансовое обеспечение деятельности вуза» (№23).

Наименее важные направления, по мнению работников, касаются вопросов социальной ответственности и взаимодействия с обществом (№№37, 42, 43, 44).

Второй раздел анкеты носил форму самооценки. Анализ результатов самооценки позволил определить сильные и слабые стороны деятельности вуза.

Отдельные сильные направление отмечены практически во всех областях деятельности университета. Например, «Лояльность к работникам со стороны руководителей» (№52); «Анализ имиджа университета» (№84).

Анализ слабых сторон позволяет выделить ряд направлений, получивших наименьшие оценки и объединенных одной темой, которую можно назвать «Взаимоотношения работников и вуза» (№№66, 67, 69, 89). Респонденты выразили малую степень согласия со следующими утверждениями: «В вузе есть эффективная система оценки работников на местах» (№69); «В вузе анализируется степень удовлетворенности работников» (№89); «В вузе постоянно улучшаются условия труда работников» (№66); «В вузе осуществляется социальная поддержка работников, забота о здоровье, безопасности, отдыхе» (№67).

Низкие оценки получили направления «Финансовое обеспечение деятельности вуза» (№72), «Мониторинг степени удовлетворенности потребителей, значимость их нужд и ожиданий» (№80) и «Анализ степени удовлетворенности работников» (№89).

Выбор актуальных направлений для проведения первоочередных улучшений характеризуется, с одной стороны, высокой степенью их важности для успешной деятельности вуза и, с другой стороны, низкой оценкой текущего состояния этих направлений.

По результатам самооценки можно выделить три ключевых направления для дальнейшего более глубокого анализа и выявления возможностей для проведения улучшений:

1)финансовое обеспечение деятельности вуза;

2)улучшение условий труда работников;

3)социальная поддержка работников, забота о здоровье, безопасности, отдыхе.

Анализ отклонений в оценке работников по указанным направлениям позволяет говорить о хороших возможностях проведения преобразований. Работники продемонстрировали единство мнений в оценке важности положений №№17, 18 и 23 (отклонение составило соответственно 0,56, 0,37, 0,58). В то же время довольно ощутимый разброс мнений в оценке текущего состояния этих направлений (отклонение — 1,24; 1,24 и 0,95) подтверждает наличие проблемы и требует дополнительного анализа.

На рис. 5 представлены желаемый и достигнутый уровни оценки вуза по девяти критериям модели EFQM.

Наибольший показатель достигнут по критерию 9 «Ключевые результаты деятельности» — 53,9% (средний балл — 2,7). По остальным показателям отмечены довольно ровные результаты в пределах 42,7-51,4%.

Наименьшую оценку получили критерии 3 «Люди» и 4 «Партнерства и ресурсы». Кроме того по четвертому критерию наблюдается наибольший разрыв (более 20 единиц) между желаемым и достигнутым уровнями оценки (см. табл. 2).

Балльная оценка текущей деятельности вуза по критериям модели EFQM представлена на рис. 6.

Критерии групп «Возможности» и «Результаты» получили приблизительно равную суммарную оценку: 232 и 241 балл соответственно.

Однако хотелось бы отметить, что интереснее всего эта самооценка по критериям модели работает в динамике. Первая сессия самооценки по критериям модели EFQM проводилась на отдельном факультете (за полгода до приведенного ранее результата) в рамках обследования заинтересованных сторон факультета.

Наибольший показатель достигнут по критерию 9 «Ключевые результаты деятельности» — 48,5% (средний балл — 2,42). По пяти показателям из девяти отмечены ровные результаты в пределах 41,9-44,7%. Наименьшую оценку получили критерии 3 «Люди» и 7 «Результаты для работников». Характеристика направлений для совершенствования, определенных в процессе первой сессии самооценки, представлена в табл. 3.

Вторая сессия самооценки на факультете проводилась в рамках программы самооценки в масштабах всего университета. Анализируя слабые направления, получившие наименьшие оценки по итогам первой и второй сессий самооценки (табл. 4), следует отметить: по направлениям «Обеспечение ресурсами» (№54), «Система поощрения работников» (№65), «Социальная поддержка работников» (№67) и «Возможность довести претензии и предложения до руководства» (№68) в 2007 г. наметились позитивные тенденции и выход из проблемной области.

 

Четыре направления (№№66, 69, 80 и 89) хотя и характеризуются более высокими оценками по сравнению с предыдущим периодом, все же остаются слабыми областями относительно других.

В числе относительно слабых направлений в текущем периоде оказались: «Разработка долгосрочной концепции развития вуза» (№55), «Обеспечение финансовыми ресурсами» (№72) и «Использование в деятельности предложений потребителей» (№81). Причем по вопросам №55 и №72 произошло значительное снижение среднего балла.

Направления для улучшений в текущем периоде, выбранные по результатам самооценки на ФЭУ (№17-66, №23-72), совпадают с приоритетами совершенствования деятельности, определенными по результатам самооценки в масштабах всего вуза.

Далее рассмотрены результаты второй сессии самооценки на ФЭУ в отношении критериев модели EFQM (рис. 8).

Сравнительная диаграмма оценок текущей деятельности по девяти критериям модели EFQM представлена на рис. 9.

Диаграмма показывает выравнивание профиля результатов самооценки, в первую очередь, по критерию 1 «Лидерство» (+11,7), а также критериев 3 «Люди» (+11,95) и 7 «Результаты для работников» (+8,19).

Оценки из первого раздела анкеты, отражающие значимость различных направлений деятельности вуза (или желаемый уровень развития), в текущем периоде оказались в среднем несколько выше результатов предыдущего периода, хотя профиль сохранил свою конфигурацию (рис. 10).

ДИСТАНЦИОННОЕ ИЗУЧЕНИЕ МОДЕЛЕЙ И МЕТОДОВ САМООЦЕНКИ: ОПЫТ ИГЭУ — УГНТУ

Ивановский государственный энергетический университет (ИГЭУ) и Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ) входят в число ведущих университетов России, осуществляющих подготовку научных и инженерных кадров для промышленных предприятий и энергетического комплекса России. Они занимают

лидирующие позиции по созданию систем менеджмента качества в сфере высшего образования. ИГЭУ имеет более чем 15-летний опыт управления качеством образования на основе методологии TQM. Работа по созданию СМК в УГНТУ уже более 5 лет ведется на основе стандартов ISO серии 9000, и это первый из вузов Башкортостана, получивший сертификат на соответствие требованиям МС ISO 9001:2000.

В марте-апреле 2008 г. специалисты Научного центра бенчмаркинга и совершенствования Ивановского государственного энергетического университета (НЦБС ИГЭУ) и отдела качества Уфимского государственного нефтяного технического университета провели для структурных подразделений и филиалов УГНТУ, а также Башкирской академии государственной службы при Президенте Республики Башкортостан и лицея №136 города Уфы (всего более 30 человек) обучающий семинар на тему «Методы самооценки деятельности образовательной организации».

Организаторы семинара преследовали следующие цели:

■определение и изучение лучших практик организации работы (процессов) вузов (филиалов) участников семинара;

■освоение методов самооценки для участия в конкурсах по качеству, основанных на модели конкурса Европейского фонда управления качеством (EFQM), в том числе в конкурсе Рособрнадзо-ра «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», Премии Правительства РФ в

области качества, признания по уровням совершенства EFQM;

■ освоение принципов и методов диагностической самооценки деятельности образовательного учреждения для улучшения процессов и совершенствования системы управления вуза.

Особенностью данного семинара была выбранная форма обучения. В течение 6 недель участники осваивали теоретический материал и выполняли практические задания под руководством кураторов НЦБС ИГЭУ в дистанционном режиме. Затем по окончании дистанционной части состоялся двухдневный очный семинар в Уфе на базе УГНТУ.

Дистанционная часть семинара включала освоение теоретических основ и методов организационной самооценки с использованием гипертекстового обучающего комплекса (ГОК) «Модель совершенствования EFQM», разработанного НЦБС ИГЭУ и реализованного в программной оболочке системы дистанционного обучения «БУМЕРАНГ» [3], которая позволяет каждому участнику персонализировать среду и адаптировать учебный процесс с учетом личных возможностей и требований.

Применявшийся в процессе дистанционного обучения ГОК имел структуру, представленную на рис. 11.

Очная часть семинара включала обсуждение результатов дистанционной части, а также целый ряд тренингов по освоению методов самооценки (по критериям различных моделей), в том числе: определение специфики субкритериев модели, экспресс-оценка методом анкетирования и аналитические инструменты для последующей обработки результатов, подготовка

отчетов по самооценке, разработка планов по улучшению на основе результатов самооценки.

При анализе результатов семинара участниками были сделаны следующие выводы.

1.Предлагаемый формат семинара признан слушателями оптимальным для эффективного изучения заявленной темы. В рамках дистанционной части участники под руководством кураторов осваивают теоретические основы и отдельные практические навыки, поэтому к началу очной части семинара они уже достаточно хорошо владеют темой, сформировали свое отношение к рассматриваемой проблематике, готовы к обсуждению вопросов по существу и освоению профессиональных практических навыков.

2.Применение модели EFQM способствует повышению эффективности системы менеджмента качества вуза, в частности:

■самооценка по критериям модели EFQM не только позволяет проводить оценку трудноизмеримых показателей качества деятельности вуза, но и дает возможность руководству установить эффективные каналы обратной связи с персоналом, т.к. применяемые методы самооценки, как правило, позитивно воспринимаются работниками в отличие от многих других методов менеджмента качества;

■инструментарий модели EFQM выводит самооценку на уровень стратегического инструмента управления, который вместе с бенчмаркингом обеспечивает процесс непрерывного совершенствования деятельности вуза;

■сертификация вуза по одному из уровней совершенства EFQM является подтверждением эффективности системы менеджмента качества вуза, обеспечивает признание вуза в Европе (что

позитивно отражается на развитии международного сотрудничества и участии в совместных европейских проектах), а также требует меньших временных, трудовых, организационных и финансовых затрат в отличие от альтернативных вариантов сертификации университетской системы менеджмента качества.

3.Участники семинара получили знания и навыки, необходимые для проведения самооценки деятельности структурных подразделений и образовательных учреждений по критериям модели EFQM и адаптированных версий модели.

По итогам семинара было сделано следующее.

1.Подготовлен аналитический материал по состоянию систем менеджмента в образовательных учреждениях и структурных подразделениях участников семинара с рекомендациями по улучшению.

2.Разработан проект изменений в процедуре анализа результативности системы менеджмента качества УГНТУ (самооценки университета), предусматривающий возможность применения критериев модели EFQM на уровне структурных подразделений вуза.

3.В УГНТУ разработан проект дополнительной образовательной программы для студентов по вопросам организации систем менеджмента качества по требованиям ISO 9001:2000 c применением модели совершенствования для самооценки.

4.В Научном центре бенчмаркинга и совершенствования ИГЭУ проведены пересмотр и актуализация гипертекстового обучающего комплекса по модели EFQM, добавлены новые материалы и обновлен практикум, усовершенствована методика очной части семинара, апробированы новые модули практических заданий.

В заключение отметим, что предлагаемый инструмент носит универсальный характер и может применяться не только в организациях образовательной сферы. Самооценка и выбор путей совершенствования на основе ее результатов — актуальное направление, необходимое для организаций любого размера, форм собственности и сфер деятельности.

ИСТОЧНИКИ

1.Boulter L., Bendel T., Dahlgaard J., Singhal V. (2005). Organisational Excellence Strategies & Improved Financial Performance. Short Report on EFQM and BQF Funded Study, University of Leicester.

2.Научный центр бенчмаркинга и совершенствования. — http://benchmarking.economic.ispu.ru/.

3.Система дистанционного обучения и тестирования «Бумеранг». — http://bumerang.economic.ispu.ru.

Авторы:

Вылгина Юлия Вадимовна — к. э. н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ), асессор Европейского фонда управления качеством (EFQM) (г. ИвановоВылгина Юлия Вадимовна — к. э. н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ), асессор Европейского фонда управления качеством (EFQM) (г. Иваново)

Маслов Дмитрий Владимирович — к. э. н., директор Научного центра бенчмаркинга и совершенствования Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ) (г. Иваново)

Оцените статью
Adblock
detector