Директ-костинг: общие понятия

 

 

 

Научные основы директ-костинга, как системы калькулирования переменных затрат, рассматриваются контроллингом как метод учета. При этом директ-костинг используется при определении реальной стоимости изделий (услуг) независимо от постоянных и накладных затрат.
Фундамент метода директ-костинга основывается на способе разделения затрат бизнес структур в зависимости от влияния производимых объемов продукции на постоянные и переменные. Переменные затраты непосредственно причисляют к себестоимости определенного вида изделия, а постоянные в конце отчетного периода (или по мере их возникновения), относят на уменьшение прибыли предприятия.

Впервые методика директ-костинга была обоснована в 1936 году Д. Гаррисоном. Эта методика была представлена как система калькулирования затрат производства и обозначала систему учета прямых затрат. Автором методики была предложена форма ежемесячного отчета о прибылях и убытках, которая предусматривала отдельное отображение суммы непрямых накладных и производственных затрат. Целью отчета было определение корреляции между объемами реализации и суммой полученной прибыли.

Применение системы директ-костинга на практике, предполагает составление и планирование производственной себестоимости продукции, только учитывая переменные расходы. Именно переменные затраты, пребывают в зависимости от организационного фактора производства и уровня применения технического прогресса. Также, на начало (конец периода) по переменным затратам производят оценку складских остатков продукции, незавершенного производства.

В учете постоянные затраты, не распределяя их по видам продукции, собирают на отдельном счете и на конец отчетного периода, в котором они понесены, производят их списание на финансовый результат.

Уязвимость метода заключается в способе отнесения затрат к постоянным и переменным. При различных подходах, сумму одних и тех же расходов, можно отнести: в одном случае к постоянным, в другом к переменным затратам.

В тоже время, необходимо отметить, что отказ от процесса распределения постоянных затрат между видами изделий, устраняет необходимость использовать базы условные коэффициенты распределения. Это устраняет субъективистский подход к распределению затрат, которое приводит к искажению реальной картины сформированной себестоимости продукции и соответственно рассчитанной доходности изделия или анализируемой деятельности подразделения предприятия. Соответственно искаженная информационная база ведет к принятию неэффективных управленческих решений. Как показывает практика применения системы стандарт-костинга на предприятиях отсутствуют единые разработки классификации затрат на постоянные и переменные.

Гарантирование проведение аналитической работы должно сопровождаться ведением отдельной бухгалтерии в разрезе переменных и постоянных расходов. Для этого в системе учете должно быть предусмотрено ведение субсчета маржинального дохода в разрезе калькулированных видов продукции и в целом по предприятию.

Руководители и сотрудники экономического профиля отечественных бизнес структур определяют предмет директ-костинга двояко как метод калькулирования и как метод учета затрат. Наиболее часто директ-костинг относят к системе управленческого учета, поскольку он включает совокупность способов и принципов обобщения данных и их использование с целью исполнения функций управления.
Процесс применения директ-костинга показывает, что в нем обнаруживаются позитивные и негативные элементы. Основным преимуществом есть обоснованность оперативного принятия обоснованных решений в плане ценовой политики. Негативной стороной есть сложность процесса выискивания разделения затрат на постоянные и переменные.

 

 

 

Оцените статью
Adblock
detector