Пример расчета операционного рычага

Утверждение, что увеличение (уменьшение) выручки непосредственно имеет влияние на размер прибыли, лежит в основе интерпретации действий операционного рычага. Заключение о силе операционного рычага производят на основании формулы представленной как соотношение выручки от продажи за минусом переменных затрат (валовой маржи) к прибыли.

Предполагают, что сумма маржи должна покрывать постоянные расходы предприятия и формировать прибыль.  Уровень влияния операционного рычага приближается к порогу рентабельности и уменьшается пропорционально росту выручки от продаж. Бизнес структура, получая финансовою поддержку (кредиты), имеет возможность приумножить производство, увеличить прибыль именно в такой логической цепочке устанавливают взаимосвязь между следствием влияния финансового и операционного рычага.

Но так происходит до определенного момента: с повешением объемов производства происходит соответственное увеличение затрат и снижение прибыли. Наблюдается закономерность изменений связи операционного рычага и производственных рисков. Единых норм размера операционного рычага не существует. Его значение варьирует в зависимости от отрасли, в которой осуществляет свою деятельность предприятие и устанавливаются некие границы значений. Это размер производства, который, во-первых, отвечает границе рентабельности, во-вторых, вызывает единовременный рост постоянных издержек.

Рассмотрим несколько примеров порядка расчета операционного рычага для символических бизнес структур.

Пример 1. Исходными данными будет служить информационная база финансовой отчетности: при этом выручка составляет 650 млн. руб., себестоимость (общие затраты) 340 млн. руб., в том числе постоянные затраты составляют 35 и переменные 305 млн. руб. В основе методике используется формула эффекта операционного левериджа.

Для начала, определим сумму маржинального дохода (выручка за минусом переменных затрат), который есть основой определения эффекта операционного рычага. В соответствии с условиями примера маржа составит:
650 млн. руб.–305 млн. руб.=345 млн. руб.

Расчет валовой (операционной) прибыль произведем путем вычитания от выручки себестоимости, соответственно примера,  разница составит:

650 млн. руб.-340 млн. руб.=310 млн. руб.

Сила операционного рычага будет представлена как коэффициент отношение маржи к валовой прибыли. На основании расчетных данных значение такого коэффициента составит:

345 млн. руб./310 млн. руб.=1,11

Представленные расчеты дают возможность сделать вывод о том, что 10 % рост выручки даст возможность увеличить валовою прибыль на 11,1% (10% * 1,11), уменьшение продаж на 3 % приведет к снижению операционной прибыли на 3,34 % (3%*1,11).

Пример 2. Нужно определить является ли рентабельной деятельность предприятия, которое в месяц обслуживает 150 клиентов (О) по предоставлению услуг, постоянные затраты составляют 400 тыс. руб. (ПЗ), переменные затраты на одного клиента составляют – 14 тыс. руб. (Пер.З). При этом цена услуги для клиента составляет 20 тыс. руб. (Ц). По заданных параметрах расчетная сумма прибыли будет равняться:

Прибыль=(Ц – Пер.З)*О–ПЗ=(20-14)*150-400=500 (тыс. руб.)

Каким образом изменится сумма прибыли если рост количества клиентов в месяц составит 20 (∆О) и сохранится сумма затрат на прежнем уровне?

Прибыль=(20-14)*170-400=620 (тыс. руб.)

Из расчетов следует, что действие операционного рычага будет отображаться как увеличения объемов услуг на 13,3% ((170-150)/150*100% =13,3%), при росте прибыли на 24 %((620-500)/500 = 24%). При росте реализации на 13,3 %, прибыль увеличивается на 24%, следовательно, 1-й % рост выручки приводит к росту прибыли на 1,8% (24/13,3).

Из приведенных расчетов можно сделать вывод, что производственный леверидж, ввиду  того, что в структуру себестоимости заложены постоянные затраты, отображает соотношение темпов изменения прибыли и выручки.

Эффект операционного рычага отображает зависимость между изменениями выручки по отношению к изменениям прибыли. Воздействие палитры эффекта выражается через диспропорциональное влияние условно-постоянных и условно-переменных затрат на результаты деятельности предприятия с учетом изменений продаж (производства).

Также справедливо утверждение, что увеличение объемов продаж приводит к снижению условно-постоянных затрат, степень действия операционного рычага падает. Обратным утверждением служит закономерность, что чем больше удельный вес условно-постоянных расходов и себестоимости продукции, тем интенсивнее действие операционного рычага.

В связи с тем, что постоянные затраты предприятия остаются стабильными относительно недолго, эффект производственного левериджа носит краткосрочный период. При изменении суммы постоянных затрат, необходимо производить перерасчет точки безубыточности и вести свою деятельность в соответствии с новыми показателями. При таком изменении эффект производственного левериджа имеет место в новых условиях по новому.

Оцените статью
Adblock
detector