Маржинальный анализ в управлении

 

 

 

Достаточно популярным информационным подспорьем для руководителей для принятия управленческих решений есть расчет маржинального дохода, или другое его название предельный анализ. Методика данного анализа основывается на исследовании соотношения между тремя экономическими элементами предприятия — «прибыль, объем производства (реализации) и затрат». Основа данного соотношения служит для расчета этих экономических показателей от критических до оптимальных. В научной литературе данный метод еще получил название как анализ безубыточности (содействия дохода).

Экономический смысл маржинального анализа сводится к поиску оптимального соотношения объемов продаж (производства), себестоимости и прибыли на прогнозный период при заданных лимитах.

В ходе проведения маржинального анализа происходит поиск оптимальных пропорций между составляющими метода ценой, объемом продаж, постоянными и переменными затратами. Последний элемент, подлежит разбиению на постоянные и переменные, что есть отличительной чертой данного вида анализа.

Более глубокое аналитическое использование метода способствует работе менеджеров бизнес структур рассматривать маржинальный доход с целью оптимизации выпуска (реализации) отдельных видов производимой (реализуемой) продукции. Данный показатель должен иметь положительное значение, при этом условии выручка покрывает как минимум переменные затраты. Полученный расчет маржинального дохода дает возможность определить точку минимального объема производства (реализации) для начала получения прибыли, а также идентифицировать влияние объемов производства (реализации) на сумму прибыли.

Как уже отмечалось, метод маржинального анализа строится на разделении общих совокупных расходов на постоянные и переменные. Мерилом разделения расходов на постоянные и переменные предприятие определяет самостоятельно в зависимости от индивидуальных характеристик производства и сбыта, методов и принципов учета затрат, поставленных целей и профессиональных качеств специалистов-аналитиков.

Актуальным заданием применения маржинального анализа есть производства с широким ассортиментом продукции, в силу того, что таких бизнес структур на рынке большая часть.  Именно для таких производств характерно усложнение проведения процесса анализа, по сколько выпуск разной продукции характеризуется неоднородностью ценовых, затратных показателей, норм прибыли.

Пути решения таких проблем могут решаться с использованием проведения индивидуальных аналитических работ по отдельно взятым видам производимой (реализуемой) продукции с расчетом отдельных точек безубыточности аналогично как при анализе одноменклуатурного производства. При этом, по возможности следует провести разделение постоянных затрат по группах анализируемой продукции, в равных условиях с переменными затратами. Критерием распределения постоянных затрат может служить факт их отсутствия при прекращении производства названого вида продукции.

Успех проведения маржинального анализа зависит от процентного содержания разных затрат, удельного соотношения постоянных и переменных затрат в общих расходах. К сожалению, теоретические постулаты не дают определенных ответов об рациональном (рентабельном) балансе переменных и постоянных расходов.

Среди результатов хода проведения анализа необходимо отметить следующие закономерности:
1.  Для достижения безубыточности, относительно высокая сумма постоянных затрат требует более высоких объемов продаж, что отражается на длительности периода реализации. Позитивом есть увеличение прибыли после события достижения точки безубыточности, но при этом бизнес структура с такими характеристиками приобретает более глубокие финансовые риски. Бизнес структуры, которые получают более стабильную прибыль, при наименьших рисках имеют высокий уровень переменных расходов и низкий уровень постоянных расходов.
Одним из выходов по снижению рисков есть своеобразное «тасование» затрат между постоянными и переменными. Практически позитивный результат может дать мероприятие по замене повременной формы труда на сдельную для отдельных категорий работников. Такой шаг ведет к росту заинтересованности рабочих в увеличении роста продаж (или производительности труда). 

2. Предполагается, что при одинаковом уровне затрат уменьшение в них части постоянных расходов приводит к более высокому уровню финансовой стабильности бизнес структуры, в силу снижения значения уровня точки безубыточности, происходит стимулирование операционного рычага, что в свою очередь приводит к более высокой финансовой прочности. Однако, наряду снижения рисков, уменьшается эффект деятельности бизнес структуры.

3. Вопрос о соотношения уровня постоянных и переменных расходов так и не решен окончательно. Для некоторых бизнес структур, в зависимости от специфики производственного процесса, требуется рассмотрение применения более высокой суммы постоянных затрат, а переменных расходов уменьшение, при таком сценарии необходимо стремиться к приумножению объемов производства и стабильности уровня продаж с целью достижение более высокой рентабельности.

Идея взятия на вооружение метода маржинального дохода дает возможность:
— расчетным путем получить необходимый рациональный объем продаж для прогнозируемой суммы прибыли;
— обосновать область безубыточной деятельности и дать оценку влияния вариации факторов на ее размеры;
— нормализовать минимальный уровень объемов реализации, цены, переменных затрат на единицу изделия (услуги), суммы постоянных затрат при фиксированной сумме других аргументов;
— сформировать основу определения влияния условий на изменение уровня рентабельности и ее расчетных составляющих (себестоимости и прибыли) для эффективного управления формированием и прогнозированием финансовых результатов;
— найти рациональное равенство для принятия эффективных управленческих решений в сфере регулировки производственных мощностей, долевой структуры выпускаемой продукции, оснащенности и технологии производства для уменьшения расходов и увеличения прибыльности.

Маржинальный анализ имеет ряд недостатков, которые необходимо иметь в виду при осуществлении расчетов и принятия управленческих решений:
— во-первых, имеет место относительное разделение затрат на постоянные и переменные, также при многопрофильном производстве наблюдается проблема соотношение переменных затрат между определенными видами изделий;
— во вторых отсутствие информационной базы, связанное с разделением общих затрат в форме 2 «Отчет о прибылях и убытках» на переменные и постоянные, приводит к необходимости дополнительно использовать другие расчетные методы: корреляционный, высшей и низшей точки, наименьших квадратов;
— в третьих возникает проблема распределения общих затрат предприятия между единичными изделиями. Решением такой проблемы может служить способ планирования объемов выпуска продукции без распределения общих затрат предприятия, с возможностью проведения дальнейших прогнозных расчетов покрытия данных затрат от полученной выручки. Альтернативным решением может быть условное принятие всей выпускаемой продукции как единое изделие (пакет продукции). В процентном соотношении рассчитывают переменные затраты и цену пакета продукции. При этом постоянные расходы известны, исчезает необходимость их распределение. Содержание пакета продукции остается неизменной, что гипотетически невозможно. В таком случае рассматривают несколько вариантов наиболее вероятных пакетов продукции в структурном отношении в условиях изменений явлений влияющих на производство и реализацию продукции (уровень цен, расширение производственных мощностей).

Базовым показателем при использовании маржинального дохода есть маржинальный доход. Расчет маржинального дохода производят путем вычитания из выручки от реализации без учета непрямых налогов переменных затрат.

Также, маржинальная прибыль (маржинальный доход) есть сумма покрытия, которая отожествляется из выручкой, необходимой для возмещения постоянных расходов и формирования прибыли. Соответственно повышение уровня маржинального дохода приводит к повышению темпов компенсации постоянных затрат и вероятности получения прибыли.

Методика расчёта маржинального дохода дает возможность информировать менеджмент об сумме, источниках и путях расходования денежных средств. На этой основе предприниматели имеют возможность дать оценку экономической ситуации, принять важное управленческое решение.

Основной аспект маржинального анализа заключается в возможности давать оценку отдачи использования денежных средств и в целом капитала предприятия. Основной частью аналитической работы есть рассмотрение структуры, путей возникновение доходов, направлений понесённых затрат предприятия, исследование объемов реализации товаров (продукции, услуг), себестоимости реализованных товаров из разделением на общие, постоянные и переменные. Рассчитываются и анализируются степень доходности, рентабельности их динамика и тенденции.

Проведенные аналитические расчеты на основании статей баланса дают возможность оценить финансовое состояние бизнес структуры на отчетную дату, масштаб использование капитала, его динамику и структуру.

 

 

 

Оцените статью
Adblock
detector