Регулирование внешней торговли России в современных условиях

Современные государства связаны между собой системой международных экономических отношений. Первой формой таких связей в истории была внешняя торговля, которая в настоящее время выступает в качестве одного из определяющих факторов экономического развития государств.

Без внешней торговли невозможно эффективно интегрироваться в мировую экономику, найти свое место в системе международного разделения труда. На современном этапе внешняя торговля является важным фактором, который формирует структуру, определяет векторы развития и придает устойчивость российской экономике и Единому экономическому пространству ТС.

Любое государство, которое регулирует свою внешнюю торговлю, придерживается определенных принципов. Россия в этом вопросе должна исходить из собственных социально-экономических интересов. При этом они не должны противоречить интересам других государств, входящих вместе с ней в Таможенный союз, ЕврАзЭС и СНГ. Учитывая, что Таможенный союз является не самой высокой формой экономической интеграции, объединяющий только три страны, Российская Федерация должна придерживаться следующих принципов регулирования внешней торговли:
– защита прав и законных интересов не только российских субъектов внешнеэкономической деятельности, но и субъектов других государств ТС на едином экономическом пространстве этого союза;
– поддержание в рамках ТС принципа равенства отношений со всеми участниками внешнеторговой деятельности, а также с третьими странами;
– единство таможенной территории стран ТС и реализация принципа солидарной внешнеторговой политики в отношении третьих стран, не входящих в этот союз;
– выполнение обязательств Российской Федерации в рамках Таможенного союза и по международным договорам. Реализация прав, закрепленных этими договорами, решениями Комиссии ТС, а с января 2012 г. – Евразийской экономической комиссии (ЕЭК);
– обязательное согласование планируемых мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности РФ с другими странами ТС с использованием механизма принятия решений, предусмотренного нормативно-правовыми актами этого союза; гласность в разработке, принятии и осуществлении этих мер, обоснованность и объективность их применения;
– исключение неоправданного вмешательства государства во внешнеторговую деятельность и ущерба экономикам стран-участниц ТС, а также макроэкономике Единого экономического пространства ТС;
– обеспечение права на обжалование в административном, судебном или ином правомерном порядке незаконных действий субъектов внешнеэкономической деятельности;
– единство системы применяемых методов государственного регулирования на Единой таможенной территории и Едином экономическом пространстве;
– последовательное обеспечение для всех стран ТС единого режима наибольшего благоприятствования в торговле с третьими странами.

Национальные системы регулирования внешнеэкономической деятельности стран ТС способны оказывать воздействие на социальное и экономическое состояние Единой таможенной территории. Однако объединение государств в форме Таможенного союза предполагает совместную согласованную деятельность только в определенном экономическом пространстве. Она ограничена, во-первых, рамками беспошлинной торговли товарами и услугами внутри ТС и, во-вторых, единой системой таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли с третьими странами [1]. Вне этого пространства государства ведут национальную политику защиты своих интересов в тех областях, на которые не распространяется юрисдикция ТС.

За пределами компетенции ТС государства продолжают использовать свои методы и формы регулирования экономических процессов, влияющих в том числе и на принятие решений в области внешней торговли. Однако по мере трансформации ТС до более высоких уровней интеграции, например, до единого экономического пространства и социально-экономического союза, будут расширяться области, в которых можно будет проводить единую социально-экономическую политику.

В настоящее время вне рамок ТС остаются различные сферы и отрасли экономики, которые государство регулирует через госзаказы, национальную бюджетную, налоговую, страховую, банковскую и отчасти таможенную деятельность. Вне связи с другими странами Таможенного союза РФ использует национальные программы экономического развития, индикативное планирование, экономическое прогнозирование, систему государственного контроля и другие инструменты регулирования экономики.

Процессы регулирования внешней торговли и других областей экономики государства тесно взаимосвязаны. Они не должны противоречить социально-экономическим интересам государств, входящих в ТС, и вызывать отрицательные внешние эффекты по отношению к ним. Цели и задачи регулирования внешней торговли ТС подчинены решению общих стратегических задач во внешнеэкономической сфере и задач в области развития экономической интеграции. Тем самым будут создаваться условия перехода на более высокие ступени интеграции, например, к Единому экономическому пространству (ЕЭП) с общим рынком не только товаров, но и капитала, рабочей силы, услуг, а затем и Социально-экономическому союзу, предусматривающему проведение единой политики в социальной сфере союзных государств.

Средства и методы, применяемые для достижения намеченных стратегических целей, выбираются исходя из конкретных экономических и политических условий. Основными целями государственного регулирования внешней торговли России после создания ТС и вступления в ВТО можно назвать:
– проведение более энергичной структурной перестройки экономики и товарной структуры внешнеторгового оборота с учетом расширяющегося потенциала внешнеторговых связей России в аспекте ее вступления в ТС и членства в ВТО;
– создание таких благоприятных условий участия хозяйствующих субъектов в международном производстве, которые обеспечат им максимальный доступ к прогрессивным технологиям и без ограничений на мировые товарные рынки с учетом вновь открывающихся возможностей в связи с вступления в ВТО;
– защита национальных внешнеторговых и иных интересов, интересов единого внутреннего рынка ТС от конкуренции со стороны третьих стран и их союзов с использованием мер, которые не противоречат уставу ВТО, законодательству ТС и международным договорам;
– создание и поддержание благоприятных условий в области взаимоотношений с другими государствами, международными организациями и зарубежными партнерами. В современных условиях в международных экономических отношениях проявляются некоторые отличительные особенности. Так, во внешнеэкономической политике отдельных стран и интеграционных союзов государств усилилось противоречие между двумя основными трендами в их взаимоотношениях. С одной стороны, наблюдается коллективное стремление гармонизировать и консолидировать международные экономические, в том числе внешнеторговые отношения, а с другой – обостряется конкуренция между ними на мировых товарных рынках. Соперниками в конкурентной борьбе за ресурсы и рынки становятся новые формирующиеся экономические центры, такие, как Китай и Индия; союзы государств, например, БРИК; а также страны, выступающие с единых позиций, отвечающих их общим геополитическим интересам, этническим и религиозным взглядам.

Во внешнеэкономической политике усилилась конкуренция между двумя ее традиционными направлениями: политикой протекционизма и политикой либерализации внешнеэкономической деятельности. Современный протекционизм ориентируется на применение разнообразных методов нетарифного воздействия на внешнюю торговлю. Количество таких методов постоянно возрастает, появляются новые их виды, а традиционные методы постоянно совершенствуются. Их использование трудно проконтролировать международным организациям и государствам. Протекционизм становится более индикативным (избирательным) и коллективным (блоковым), противостоять которому отдельным странам становится все труднее.

Протекционизм в настоящее время отличается еще и тем, что более отчетливо проявляется его направленность по двум векторам. С одной стороны, это эффективный инструмент защиты национального предпринимательства и внутреннего рынка от иностранной конкуренции, что можно рассматривать как пассивный аспект протекционизма. С другой стороны, государственный протекционизм чаще и целенаправленнее стали использовать для поддержания национального бизнеса в его экспансии на внешних товарных рынках.

Либерализация внешнеторговой деятельности в период преодоления последствий мирового экономического кризиса больше проявляется внутри блоковых объединений государств, нежели вне этих блоков. Отдельные развитые государства больше декларируют политику свободной торговли, а на деле придерживаются политики избирательного или коллективного протекционизма с использованием механизма финансовых и экономических санкций.

В традиционном понимании процесс либерализации внешнеэкономической деятельности связывается с расширением открытости экономик отдельных государств и их интеграционных союзов. Однако, несмотря на декларируемую свободу торговли со стороны экономически развитых стран, они, часто совместными усилиями, выстраивают сложную и коллективную систему ее регулирования, которая преследует не только экономические цели, но одновременно нацелена на решение задач геополитического, военного и ресурсного характера, которые, как правило, публично не декларируются.

Усиление государственного регулирования внешнеторговых и внешнеэкономических отношений между странами и их союзами оправдано, если оно направлено на развитие международной торговли, преодоление последствий мирового экономического кризиса, недопущение нового кризиса и защиту внутреннего производства, если ему угрожают зарубежные конкуренты.

В России национальная система регулирования внешней торговли имеет следующие уровни: общегосударственный уровень, на котором формируется политика в этой сфере, предоставляются лицензии и квоты, осуществляется контроль над экспортом и импортом, делаются государственные экспортные заказы; уровень отраслей экономики, на котором государственная система регулирования внешней торговли создает благоприятные условия экспортным отраслям и производствам. Предусматривается также проведение контроля над экспортом стратегических товаров, защита предприятий, нуждающихся в государственной поддержке; уровень регионов и муниципальных образований, предприятия которых поставляют продукцию на экспорт.

К системе государственного регулирования внешней торговли России подключены международные организации и институты, наднациональные органы управления ТС. Они осуществляют разработку рекомендаций; гармонизируют административные и таможенные процедуры, применяемые в международной торговле; совершенствуют правила и типовые документы; осуществляют контроль над порядком и выполнением согласованных обязательств и требований, принятых в мировой практике.

Современная система регулирования внешней торговли России должна соответствовать новым условиям внешнеэкономической деятельности, которые формируются образованием ТС и ее вступлением в ВТО. Ближайшая цель этой системы – оказать субъектам внешнеторговой деятельности содействие в их стремлении выйти на мировые товарные рынки, относительно свободные от нетарифных и иных ограничений. Вступление России в ВТО и формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) являются шагами в этом направлении.

 

Автор: А.А. Сарян
Статья из журнала “Вестник СГУТиКД. 2012. № 2 (20)”

Примечания:
1. Киреев А.П. Международная экономика. Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М., 2006. 416 с.

Оцените статью
Adblock
detector